устный журнал «Юные герои »
методическая разработка (4 класс) на тему

Даренских Лариса Вячеславовна

Данное мероприятие  расчитано на обучающихся 4-6 классов.Оно включает в себя гражданско - патриотическое воспитание обучающихся на основе изучения подвигов пионеров, изучения истории страны.

Ценности: любовь к своей Родине, своему народу. служение Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroi_-_pionery.docx29.98 КБ
Файл geroi_-_pionery.pptx795.22 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

 «Юные герои (пионеры – герои ВОВ)»

Цель: расширить знания  обучающихся об участии юного поколения в Великой Отечественной войне, их мужестве, стойкости, героизме

Задачи:

Обучающая: познакомить с подвигами пионеров-героев в годы Великой Отечественной войны.

 Развивающая: развивать интерес к изучению истории родной страны.

Воспитывающая: воспитывать на  примере  пионеров-героев любовь к родному краю, своему народу; воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.

Оборудование: компьютер, проектор,  выставка книг,  посвящённых Великой Отечественной войне, презентация «Герои – пионеры», книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто», стенд «Я помню, я горжусь», песня  «Ах война,  что ж ты сделала,  подлая»

Ход мероприятия:

Ученик:

Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

Тот эскадру вёл отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую вязь.

Нить истории прекрасна

Златом добрых славных дел.

Жизнь того лишь не напрасна,

За Отчизну кто радел.

Учитель: Наш устный журнал посвящён людям, которые  укрепляли нашу Державу  не жалея себя в труде, отдали свои жизни за нашу счастливую жизнь.

 Учитель: через несколько дней наступит  Великий праздник  нашей  страны. Что это  за праздник?   Какую Победу одержали наши деды и прадеды?

        Мы очень часто слышим слова “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились?

(“Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём  её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.)

Много есть на свете, и  кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

К.Ушинский сказал: «Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни»

Сегодня мы откроем одну из самых страшных страниц истории нашей страны – страницу Великой Отечественной войны. 72 года назад отгремели последние залпы войны. Фашистская Германия, развязавшая войну против народов Европы, рухнула.

Кто такие фашисты и откуда появились фашистские организации,  вы узнали на уроках истории и об этом мы не будем говорить, а посвятим нашу встречу юным защитникам Отечества, отдавшим свою жизнь за светлое, мирное будущее. Все эти мальчишки и девчонки были лишены счастливого и радостного детства. Их детство прервала война…

Песня  «Ах война,  что ж ты  сделала, подлая»

Учитель:  Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово. (ответы детей)

Учитель:  К  70  годовщине  Победы  в здании школы был оформлен стенд, посвященный  детям  - героям. - Кто может  назвать их имена?

В годы страшной Великой Отечественной войны  бесстрашные мальчишки и девчонки  на ровне  с взрослыми боролись с фашистскими захватчиками.

Многие из них отдали свои юные жизни за то, чтобы мы с вами сейчас могли мирно жить и учиться. Вспомним  их имена и сохраним в сердцах подвиг этих  юных героев.

Ученик:

 Зачем на свет приходят дети?

Ведь не затем, чтоб ранней смертью

Ошибки взрослых исправлять,

За то, что столько мы столетий

Не перестанем воевать...

И сколько б век людской не длился,

Будь трижды проклята война

За то, что мы на обелисках

Детей читаем имена… 

Презентация «Герои – пионеры»

слайд 1

Вам, девчонкам и мальчишкам XX века,

чьё детство закончилось с приходом войны,

посвящается…

слайды  2- 4    Зина Портнова

Информация из книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

Зина Портнова

(1926 – 1944)

Зина родилась в Ленинграде (Санкт – Петербург) в семье рабочего. В июне 1941 г. девушка приехала на школьные каникулы в деревню Зуя, возле станции Оболь Витебской губернии. После вторжения фашистов Зина оказалась на оккупированной территории. Уходить с беженцами она не захотела, решив защищать сой город Оболь.в 1942 г. она вступила в Обольскую организацию «Юные мстители» её участники распространяли листовки, добывали сведения о немецких войсках для советских партизан, выводили из строя вражеские машины, устроили диверсии на железной дороге, местной электростанции.

Зине удалось устроиться работать в столовую для немецких офицеров и отравить пищу. Чтобы спастись от ареста, девушка ушла в партизанских отряд. В 1943 г. Обольское подполье было разгромлено, и командование отряда приказало  Портновой связаться с оставшимися в живых. Увы, полиция задержала  её. На допросе Зина выхватила пистолет  у следователя и мгновенно застрелила его.  На шум в комнату ворвались ещё два гитлеровца. Которых девушка убила не колеблясь. Ей удалось выбежать из здания, но немцы ранили и схватили Зину. Ею отправили в Витебскую тюрьму. Даже под жестокими пытками Зина не сдала других подпольщиков.

13 января 1944 г. её расстреляли.  В 1958 г. Зине Портновой присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.

слайд  5 Леня Голиков

Информация из книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

Леня Голиков

(1926 – 1943)

Лёня Голиков  родился в деревне Лукино Новгородской области в семье рабочего.

Мальчику было 15 лет, когда началась война. Фашисты появились в его деревне неожиданно. Немцы без стеснения заходили в дома и выносили  целые узлы вещей, не боялись поднять руку на ребёнка или старика.  Вместе со взрослыми Лёня ушёл в партизанский отряд. Диверсанты нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали склады боеприпасов, занимались разведкой.

 В августе 1942 году Леня из  засады подорвал гранатой немецкий автомобиль. Граната разорвалась рядом с машиной, из неё тут же выбрались два офицера и побежали к Лёне. Но юный партизан не испугался и начал расстреливать их из автомата. Один гитлеровец упал на месте, а второй попытался скрыться в лесу, но Лёнина пуля догнала его. При нём мальчик нашёл портфель с документами, который сразу же отправил в Москву. Оказалось, убитый им враг, Рихард Витц, был генералом и перевозил ценнейшую информацию: чертежи новых образцов немецких мин, карты – схемы минных полей и другие важные бумаги. За этот подвиг Лёня Голиков был  представлен  к высшей награде – медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить её юный герой не успел. В декабре 1942 г.партизанский отряд Голикова был окружён. После жестоких боёв удалось укрыться в ближайшей деревне. Но среди её жителей нашёлся предатель, который сообщил о партизанах немцам. В январе 1943 г. в бою погиб весь отряд. Звание Героя Лёня получил посмертно.

слайды 6- 7 Марат Казей

Информация из книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

Марат Казей

(1929 – 1944)

Марат родился в белорусской деревне Станьково в крестьянской семье.

В годы Великой отечественной войны немецкие войска оккупировали родную деревню мальчика. Здесь стало опасно. Мать Марата помогала партизанам бороться против захватчиков и поплатилась за это жизнью. В 1942 году двенадцатилетний Марат стал разведчиком партизанской бригады. Ловкий и сообразительный он не раз проникал  в немецкие гарнизоны и доставлял  командованию ценные сведения, принимал участие  в диверсиях на шоссейных и железных дорогах. Его отвага была беспримерной: даже раненый, он шёл в атаку, а когда сестра, напарница по отряду потеряла ноги  из – за обморожения , Марат обратил своё горе в ненависть к фашистам – стал сражаться ещё яростнее. Весной 1943 г. юный разведчик спас своих товарищей и привёл подкрепление на помощь окружённому партизанскому отряду. Зимой того же года  в бою  на Слуцком шоссе Марату удалось добыть важные документы – военные карты и планы немецкого командования. Но 11 мая 1944 г. удача отвернулась от него. На задании возле деревни Хоромицкие близ Минска партизана обнаружили и взяли в «кольцо» фашисты. Юный патриот отстреливался до последней пули. А когда патроны закончились, он подорвал себя и врагов гранатой. В 1965 г. за героизм в схватках с нацистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза  посмертно.

слайды  8 – 9 Валя Котик

Информация из книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

Валя Котик

(1930- 1944)

Валя родился в селе Хмелёвка на Украине. Его будни были  полны простых мальчишеских забав, выдумок, школьных дел, игр с товарищами. Но всё рухнуло, когда в жизнь шестиклассника ворвалась война.

Германские захватчики наводили ужас на мирных жителей, однако Валю устрашить  не смогли. Вместе с товарищами он решил бороться с врагом.

Ребята собирали на месте боёв  оружие, которое потом переправляли партизанам. Осенью  1941 г. Валя вместе с товарищем выследил и убил главу немецкой полевой жандармерии, взорвав гранатой машину.  Валю охотно взяли в отряд. Ему доверяли быть связным и разведчиком. Он  узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула, помогал взрывать железнодорожные эшелоны и склады. Позже участвовал в боях, был дважды ранен.  

29 октября 1943 г. Валя совершил свой самый известный подвиг. В дозоре он заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Мальчика скрутили, но решили, что он не опасен, оставили его под охраной на опушке леса. Вале удалось вырваться, сорвать с пояса  конвоира гранату и бросить её в сторону врагов. Взрыв  убил на месте двоих фашистов, а грохот предупредил партизан об опасности.

16 февраля 1944 г. Валю смертельно ранило в бою за город Изяслав и на следующий день он скончался.

Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
   ПРИШЕЛ  ЧАС - ОНИ  ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.


   На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Юные  герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
   Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее юных ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Много юных героев погибло в этой страшной войне.  Имена у них разные, но взрослые дали им общее имя – Пионеры. Пионеры – это значит отважные, смелые. Им, детям военных лет, предстояло не просто жить, им, мальчишкам и девчонкам, предстояло бороться с врагом, защищать свой народ, свою Родину. Их имена будут вечно в нашей памяти.

слайд 10

 За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин

Сотни пионеров были награждены медалью  «Партизану Великой отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза были удостоены Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. 

Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина» и возведен в ранг «пионеров-героев»

Ученик:

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в бою они умели

Не  отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В 12 лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага -

Сыны полков своей страны.

                                  В. Суслов 

Учитель:  что руководило ими в ту грозную пору?  (Ответственность за судьбу своей страны,  Ненависть к оккупантам. Они совершили истинный подвиг)

Время никогда не сотрёт из памяти Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она живёт ещё и потому, что до сих пор ещё не залечены её раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу.

Учитель: Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями.

- Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставила их переступить через страх смерти?

 Примерные ответы детей:

  • Они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом.
  • Им было жалко людей, которых уничтожали фашисты.
  • Они мстили за унижение своей страны, нации.
  • Они не хотели жить в «великой» Германии, а хотели жить в своей стране.
  • Они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев.
  • Ими двигала ненависть к фашизму.
  • Любовь к своей стране, к своей малой родине давала им силы.

    Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Примерные ответы детей:

  • Это трудно представить, но, наверное, тоже стал бы бороться.
  • Сейчас, кажется, что мы бы не выдержали, мы уже привыкли к удобствам, к хорошей жизни.
  • Если будет ненависть к врагам, тоже возьмем в руки оружие.

Учитель: сколько же их было?

Мы познакомились лишь с немногими из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

Возложим  цветы к стенду и почтим их память минутой  молчания (манометр)

Ученик:

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль  и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.                                                                                                                                        Учитель: 

Помните!

Через века, через года-

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда-

Помните!

Люди!

Покуда сердца стучатся-

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны.

                                                 Р.Рождественский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герои – пионеры Вам , девчонкам и мальчишкам XX века, чьё детство закончилось с приходом войны, посвящается…

Слайд 2

Зина Портнова

Слайд 3

ЗИНА ПОРТНОВА Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов . В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи в Витебской области. После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории.

Слайд 4

Имя Зины Портновой присвоено улице в Кировском районе Санкт-Петербурга . Мемориальная доска на д.60 ул. Зины Портновой Санкт-Петербург.

Слайд 5

Лёня Голиков

Слайд 6

Марат Казей

Слайд 7

МАРАТ КАЗЕЙ Мара́т Ива́нович Казе́й ( 10 октября 1929 , деревня Станьково Дзержинского района — 11 мая 1944 , деревня Хоромецкие Узденского района Минской области ) — пионер-герой , юный партизан - разведчик , Герой Советского Союза (посмертно).

Слайд 8

Валя Котик

Слайд 9

ВАЛЯ КОТИК Валенти́н Алекса́ндрович Ко́тик ; 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944 пионер-герой , юный партизан - разведчик , самый молодой Герой Советского Союза . На момент совершения подвига ему было 14 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Слайд 10

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями: Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой отечественной войны» , свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда» , свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза были удостоены Лёня Голиков, Марат Казей , Валя Котик, Зина Портнова. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина» и возведен в ранг «пионеров-героев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Галерея героев России"

Устный журнал "Галерея героев России" содержит материал о героях Отечества от былых времён до героев Второй мировой войны....

Устный журнал "Галерея героев России"

Данный материал можно использовать на классных часах ко Дню героев Отечества, на уроках окружающего мира. Некоторые материалы можно использовать на  уроках краеведения....

Устный журнал « Староюрьевцы –Герои Советского Союза»

История Отечества – это наша история, история нашего города, населенного пункта. История нашей жизни неотделима от бед и радостей, страшных военных лет и счастливых мирных дней, выпавших на долю старш...

Устный журнал «Юные пожарные»

Цель:     формирование знаний по правилам пожарной безопасности.Задачи:Познакомить детей с профессией пожарного, учить ценить мужество и героизм людей данной профессии.Убедить в не...

Устный журнал к 70-летию Победы "Герои - односельчане в Великой Отечественной"

На защиту своей Родины в едином порыве поднялись все народы многонационального Советского Союза. Свой двойственный вклад в Великую Победу внесла и Осетия. 79 воинам из Осетии было присвоено звани...

Устный журнал "Большое сердце юных героев"

В ходе данного мероприятия учащиеся знакомятся с событиями, которые связаны с датой 8 февраля....