Особенности нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Байдина Ирина Юрьевна

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для нравственного формирования детей. Эта статья посвящена моему опыту в реализации данной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Байдина И.Ю.

Особенности нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

«Маленькая победа над собой делает человека немного сильнее»

М. Горький

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для нравственного формирования детей. Особое значение приобретают вопросы развития у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к природе и животным; воспитание положительного отношения к труду, различной деятельности. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации.

К сожалению, современная практика показывает, что у педагога не хватает времени на целенаправленную реализацию задач по воспитанию культурно-нравственного современного ученика. Если в общеобразовательных школах данную функцию, в той или иной мере, берет на себя семья, то в специальных (коррекционных) школах дело обстоит иначе. Большинство школьников живут в неблагополучных семьях, что прямым образом сказывается на их нравственном и эстетическом воспитании.  Для таких детей свойственно девиантное поведение и, соответственно, низкий уровень успеваемости в учебе.

Проработав 25 лет в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, я выстроила систему по воспитанию культуры поведения у младших школьников. Результатом реализации поставленных мною задач является создание сплоченного коллектива, развитие у учащихся самоконтроля, самоорганизации, воли, интереса к жизни и учебе. В свою очередь, успешно проведенная работа помогает создать благоприятную рабочую атмосферу в классе, и, соответственно, повышается уровень обучаемости учащихся.

Важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь школьников нравственным содержанием. Уже начиная с первых дней в школе, необходимо приучать детей к школьным правилам. Четко и строго следить за их выполнением. Многие первоклассники, поступающие в нашу школу, не имеют элементарных знаний и навыков в культуре питания, поведения в общественных местах и транспорте. Всем классом мы учились одеваться и вести себя в соответствии с местом посещения: спортивные мероприятия, трудовой десант, экскурсии, театры. На классных часа, проговаривая и обсуждая возможные варианты одежды по каждому случаю, учились выглядеть с учетом погодных условий, полезности и практичности одежды, настроения и торжественности момента. Манеры поведения также оговаривались по поводу каждого мероприятия. Проигрывая сценки возможных ситуаций, учащиеся отрабатывали на практике полученные знания, после чего создавали страницы классной «Азбуки поведения».

Со второго класса важно обращать внимание школьников на внешний вид и стиль их одежды. Дети проявили интерес к данной теме: своими вопросами и желанием они вовлекли в работу семьи. Это побудило родителей ответственно подходить к культуре общения и внешнему виду членов своей семьи. Мамам захотелось посетить лекции, тренинги, выставки  по этим проблемам и поделиться новыми знаниями со своими детьми и их одноклассниками. Благодаря сообщениям мам, дети усваивали тонкости и правила тонкости и правила хорошего вкуса. Каждому посещению  культурных мероприятий и общественных мест предшествовал целый ритуал… Подбор цветовой гаммы, обсуждение своевременного ношения галстука или бабочки, соответствие костюма и обуви. Наши «выходы в свет» привлекали всеобщее внимание не только внешним видом, но и поведением. Дети вели себя вежливо, доброжелательно, предупредительно, учтиво по отношению к окружающим и друг другу. А ведь это гиперактивные малыши!

В своей работе мы с ребятами знакомимся с различными направлениями искусства. Именно оно является главным содержанием эстетики. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Начиная с детских утренников, к пятому классу школьники с удовольствием слушали оперу и смотрели балет. А встречи с симфоническим оркестром в Доме Работающей молодежи их завораживали: «Как мало!», «Когда снова пойдем?».

Наряду с вышеперечисленными направлениями по воспитанию культурно-нравственного поведения, особое внимание следует обратить на культуру приема пищи в общественных местах. Для этого можно на классных часах рассказывать о правильном питании, необходимости соблюдения гигиены, о простых правилах этикета за столом. Необходим постоянный контроль в столовой, во время ежедневного чаепития на продленке и на классных праздниках. Важно выработать у учащихся самоконтроль и саморегуляцию своего поведения. Дети учатся без напоминания взрослого мыть руки перед едой, аккуратно сервировать стол, соблюдать правила поведения и свести беседу. Учитывая слаборазвитую моторику рук и отсутствие умения пользоваться столовыми приборами в домашних условиях, мы с ребятами отрабатывали необходимые навыки сначала на блинах, мягких пирогах, сосисках, позднее – на мясных блюдах. В последующем мы реализовали все полученные знания, посещая кафе, буфеты, специализированные места, где ребята показывали свои умения в сервировании стола, обслуживании, ухаживании, ведении беседы.

Последней страницей «Азбуки поведения» стал выпускной бал по окончанию начальной школы, который состоялся в одном из дворцов города. Класс из одних мальчиков предложил своим мамам и бабушкам  стать их дамами на балу. Прослушав экскурсию-лекцию о тонкостях балов и танцев, пары проследовали в танцзал. Это было незабываемое зрелище! Как трогательны и счастливы были родители, какими гордыми, взрослыми и грациозными стали их сыновья и внуки.

В работе по воспитанию культурно-нравственной личности немаловажную роль играет эстетизация быта. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, то есть критерии, которые позднее определяют его вкусы и потребности.

В процессе воспитательной работы я одновременно реализую два подхода к построению системы нравственного воспитания учащихся: интеллектуальный, который придает первостепенное значение формированию у школьника знаний, и поведенческий, когда главное внимание обращается на выработку у школьника навыков поведения, накопления опыта жизни в коллективе. Первостепенное значение формирования нравственного облика ученика имеет именно накопление им опыта поведения. Каждый ученик должен накапливать личный опыт нравственного поведения как концентрированное выражение его воли.

Завершая, хочется отметить, что нравственное воспитание – непрерывный процесс, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку и на воспитание эстетических чувств, в дальнейшем необходимо продолжать работать в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...

Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках

Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....

Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....

«Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само- ? Потому чт...

Учебно-методическое пособие для коррекционно-педагогической работы по музыкальному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения).

Пособие  посвящено  вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и воспитанию детей с ОВЗ в коррекционной школе.      ...