Реализация педагогического проекта "В содружестве с родителями"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Родионова Надежда Алексеевна

Каждый учитель мечтает о взаимопонимании с родителями своих учеников. В данной статье делюсь опытом своей работы с родителями, который так и назвала "В содружестве с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_sodruzhestve.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проекта «В содружестве с родителями»

Подготовила: учитель начальных классов: Родионова Н. А.

      Процесс развития личности ребёнка во многом зависит от условий окружающей его среды. Среда - это все то, что окружает ребёнка и посредством чего он реализует себя как личность. Как писал Ш. Амонашвили, «нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду».

      Часто мы видим, как молодые мамы,  гуляя со своими малышами, позволяют  прыгать , бегать, кричать  у Вечного огня или по желанию ребёнка плывут, чтобы  сорвать  водную лилию для любимого чада. Глядя на всё это , понимаешь, что родители очень  любят своих детей и готовы ради них на всё. А нам педагогам хотелось бы  , чтобы это всё было еще и в отношении образования и воспитания ребёнка.  Но глядя на такие поступки со стороны родителей, понимаешь, что сами  родители не  то что не хотят, а скорее всего  не умеют и не знают,  как воспитывать ребёнка. Что нужно делать, а что   ни в коем случае нельзя.

Это размышления привели меня к созданию проекта  « В содружестве с родителями». Название я позаимствовала  в занковской системе,  в которой собственно   и работаю.

Цель: создание единого  пространства  семьи и школы для воспитания  и обучения ребёнка.

Направления: духовно нравственное, оздоровительное

Сегодня я расскажу  о системе работы в духовно -  нравственном направлении.

Задачи:   1. установление единства  стремлений, взглядов в воспитательном процессе;

                2. повышение воспитательного потенциала семьи.

                3. формирование активной педагогической позиции родителей;

Формы работы.

1. Беседы на родительском собрании.

2. Индивидуальные беседы.

3. Совместная деятельность.

Тематика бесед на родительских собраниях определяется заранее, в соответствии с запросами родителей. Например, «Трудовое  воспитание  в семье», «Взаимоотношения между младшими и старшими детьми в семье» и т. д. Содержание индивидуальных бесед диктует ситуация.

Подробнее   остановлюсь   на организации совместной деятельности. Ни один разговор, ни  одна беседа не заменит конкретное дело.

Самый первый шаг – это изучение семей учащихся: где работают мамы и папы, если бабушки и дедушки активно  участвуют в процессе  обучения и воспитания, то информация о них так же пригодится. Дальше проанализировать для себя, кто  и что может рассказать  нашим  детям. Всю  работу строю  по нарастающей линии: от минимального участия (с ребёнком собрать пословицу, отгадать загадки – не выходя перед зрителями) до активного участия (самостоятельно выбирают материал, с которым хотят выступить).  Главное, что должен испытывать родитель – уверенность,  что не окажется в неудобном положении.

Совместную  деятельность с родителями  условно   разделила   по таким  основным направлениям духовно – нравственного воспитания и развития.

1. Воспитание патриотизма и гражданственности.  

Цель: изучать традиции своего народа, формировать  активную гражданскую позицию личности.

23 февраля – проводит   папа ученика, который служит  ВЧ. Рассказывает о буднях современного солдата.

Совместно с родителями продумали сценарий классного часа, посвященного 9 мая «Памяти наших родных посвящается..»

Немаловажное значение в жизни класса занимает работа фольклорного кружка, в  рамках которого совместно с учителем музыки  проводятся утренники для детей и родителей: «Матрёшкины  посиделки», «Масленица», «Весёлая ярмарка» и др.,  где родители -  и зрители,  и активные участники:   отгадывают загадки, собирают пословицы, поют песни, водят хороводы. Тематика таких мероприятий  - это изучение традиций  нашего народа.  

2. Формирование семейных ценностей.

Цель: формирование  у детей должного  представления о семье,  воспитание  позитивного отношения  к семейным ценностям, повышение авторитета родителей.

Проектная деятельность. Все проекты в начальной школе носят личностный характер. Все семейные интересы отражаются в проектах, поэтому  важно грамотно воспользоваться  и сделать на этом акцент.

Ребёнок любит заниматься с конструктором. Мама помогает собрать материал, а папа с сыновьями собирает. Проект «Конструктор – это вредное или полезное занятие».

Мама библиотекарь,  сын любит и умеет читать стихи. Вместе  участвуют в конкурсах. В результате проект «Библиотека и современные дети».

Семья едет в Волгоград, что становится предметом проекта. В  ходе работы над проектом  узнают, что прадед был участником  сталинградской битвы, что его фамилия высечена на стене памяти. Проект «Волгоград – города герой»

Бабушка и дедушка ученика  живут в селе Марфино. Ребёнок с семьёй часто бывают в Марфинском парке. Решили сделать проект. В ходе работы выстраивается цепочка: прабабушка сажала, бабушка и мама принимали участие в уходе за парком. Так получился   проект «Марфинский парк – связь поколений».

Ребёнок с мамой любит готовить. Заинтересовалась крахмалом. Бабушка учитель химии, её привлекли к проведению опытов. Получился проект «Скрипучая мука»

Ребёнка заинтересовал наш маслоэкстракционный завод. Откуда привозят семечки? Дедушка рассказывает о пути семечки в поле, мама подбирает материал, брат подключается к интересным опыта и наблюдениям. Результатом этой совместной деятельности стал проект «Большая дорога маленькой семечки»

 Подготовка  проектов  в нашем классе стала  семейным делом. К слову сказать, все эти проекты  победители или  призёры муниципальных и региональных конференций.

Где работают наши мамы и папы?

При знакомстве с детьми мы задаём вопросы: где работает мама? папа? Что они там делают?  Зачастую дети  знают, где работают их родители, но не знают,  чем они там занимаются. Непонятно, родители не считают нужным об этом говорить или детям это неинтересно? Есть и другая проблема, не всегда дети признают авторитет родителя. Эти проблемы  помогает разрешить экскурсионная деятельность на предприятия, где работают папы или мамы.  Дети  знакомятся с местом работы своих родителей.  Экскурсию   проводят сами родители либо экскурсовод, которого изначально я прошу сделать акцент  на работнике, который является родителем нашего ученика. Ребёнок  испытывает  чувство гордости за свою семью, а  родители  помогают нам знакомиться  с предприятиями нашего города.  Доля патриотизма здесь тоже присутствует. Мы посетили: фирму Славянка,  швейную  фабрику  «Элит», ИП по выращиванию грибов, пожарную  часть, маслозавод.

3. Формирование экологической культуры  и воспитание трудолюбия  (объединились в одно)

Цель:  формирование ответственного отношения к природе и окружающему миру;  формирование  первоначальных  навыков совместной работы

Я убеждена,  что экологическую  и трудовую  культуру можно воспитать только делами.

Поэтому совместно с родителями мы запустили социальный  проект «В охране природы нет маленьких дел», этапами которого стали  рисование и защита  плакатов, посадка сирени в школьном дворе. .

Заключительный этап работы над проектом «Марфинский парк – связь поколений» возможно,  станет традицией нашего класса.

  Более часа работали взрослые и дети над очисткой парка. Мамы и дети расчищали главную  аллею от зарослей лопуха, а папы вырубили молодую поросль. Заставлять никого не приходилось. Так проект стал действительно делом, объединяющим разные поколения.

4. Эстетическое воспитание.

Цель: научить школьников воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях.

В этом направлении я использую такой  вид работы – литературные вечера, где звучат стихи  в исполнении детей с родителями, с братьями или сёстрами, музыка, песни.  

Тему  предлагают сами дети. Первый раз провела в конце 1 четверти 3 класса Есенинский вечер. Было немного страшно: вдруг будет скучно детям, неинтересно. Но опасения были напрасны. Всё получилось.    Вот уже в 4 классе был проведён Лермонтовский вечер. Участников членов семей  стало больше. Не могу не  затронуть  патриотическое  направление. Одной из   тем творчества этих великих поэтов – Родина. На наших  вечерах звучат стихи о природе, о любви к своей  Родине.  Хочу предложить вам отрывки видеозаписи. Материал  для  выступлений семьи выбирали сами.

На первом  видео  читает ученик с младшим братом, который на будущий год станет первоклассником  нашей школы. На следующем видео ученица читает вместе со старшей сестрой, которая уже  окончила нашу школу. Особенно ценным считаю участие папы с сыном. Участие мамы с сыном.

Трудно сейчас оценить  результативность своей работы. Её плоды созреют позже. Но как промежуточный результат  - это  активное участие семей   во всех моих начинаниях.

 2 семьи учеников класса отмечены на городском уровне. Семья Алимпиевых  была занесена на Доску почёта в 2015году, в этом году семья Перескоко будет представлять наш город на области.

Впереди следующий  класс  – проект обязательно продолжу и дополню ,  а чем  - подскажут  родители  уже будущих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план реализации педагогического проекта «Этих дней не смолкнет слава!»

Планирование деятельности загородного детского оздоровительного лагеря....

Выступление на круглом столе для учителей начальных классов по теме: "СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА»"

В национальной образовательной инициативе «Наша  новая школа» определены пути развития российского образования и акцентировано внимание на том, что инновационные пути развития России будут р...

Создание детско-взрослой общности как условие реализации педагогического проекта

Перед учителем неизбежно встает масса труднейших вопросов: как воспитать в каждом ребенке чувство доброты, отзывчивость и непримиримость ко злу? Как создать условия для творческого развития, самореали...

Этапы реализации педагогического проекта "Решая, узнавай свой край Югорский"

Этапы реализации педагогического проекта "Решая, узнавай свой край Югорский".                                   ...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию «Триединство: содружество, труд, способности»

Цель: духовно - нравственное становление обучающихся в процессе социализации....

Проект «Содружество: дети-родители-педагоги»

Актуальность проекта: «Самое страшное, что может однажды случиться с человеком,- это проснуться седым и дряхлым на закате своей бессмысленной жизни,  обнаружив, что за все эти годы он испол...