Развитие навыков самообслуживающего труда учащихся в семье и школе.
статья (1 класс) на тему

В данной статье рассматривается проблема развития  навыков самообслуживающего труда у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков самообслуживающего труда учащихся в семье и школе.

… не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду,

вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других,

без помощи других живет неряшливо, нерадиво.

А. С. Макаренко

Навыки обслуживающего труда…

Насколько  они важны?  Важны,  для ребёнка, которому предстоит с 1 класса показать себя самостоятельным, уверенным, успешным…

Не секрет, что  основная часть учащихся пришедших в школу, не владеет основными  навыками самообслуживания, не имеет никаких постоянных поручений дома и не понимает, когда в школе учитель обращается к ним с просьбой. Учителю,  часто приходится сталкиваться с детьми, не умеющими себя обслуживать. В моей практике был случай, когда один из учеников не мог самостоятельно переодеться на урок физкультуры, стоял и ждал, когда его переоденут. Одноклассники просто смеялись над мальчиком.  После беседы с мальчиком выяснилось, что дома его одевают и раздевают родители или бабушка.  Я стала искать способы решения данной проблемы, прекрасно понимая, что ему очень трудно и необходимо помочь.

 Подготовить ребенка к самообслуживающему труду  - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Он должен захотеть самостоятельно выполнять элементарные навыки самообслуживания. Ученик отказывался прилагать усилия для преодоления данной проблемы. И при каждом удобном случае ждал, что его кто-нибудь оденет. Мальчик психологически был не  готов к труду, а уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом самообслуживающего и производительного труда находился на уровне пятилетнего ребёнка (было подтверждено психологом). Как этому ребёнку привить трудовые навыки? Как вырастить достойного младшего школьника? Недаром основой ФГОС  является развитие ключевых компетенций, без которых невозможно образование в целом. Современные педагогические технологии предоставляют учителю, ученику многообразие выбора при решении образовательных задач, в том числе и трудовых. И выход был найден!

Игра! Да, да игра! Педагоги знают, что игра – ведущая деятельность  ребёнка.

В игре и только в игре, мой ученик стал приобретать навыки самообслуживания.  Спросите, как я добилась  результата? Проведение классных часов я развернула в форме сюжетно-ролевых игр: «Театр», «Пожарники», «Больница» и т.д. На классных часах мы играли, учились на время надеть одежду доктора, пожарника,   правильно застегивать молнии, пуговицы, пользоваться разными ремнями, шапками с вязочками и без, завязывали шнурки, одевали кукол и т.д. Эта игра не была разовой.  Работа «кипела» не один месяц. Труд носит и коллективный характер, поэтому от каждого участника требовалось  умение взаимодействовать в группе. Сначала мальчик был простым наблюдателем, затем у него появилось желание попробовать одеть куклу и т.д., получилось не сразу, но одноклассники помогли, объяснили, показали и проследили за его самостоятельными действиями. Эта работа носила системный характер и подчёркивала важность творческого труда. Великий, советский педагог начала XX века А.С. Макаренко говорил о важности творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта». В итоге  за год ученик через игру приобрел элементарные навыки самообслуживающего, общеучебного труда, уверенность в себе. Конечно, осталось только порадоваться успехам мальчика. В своей практике часто приходится сталкивать с такими  проблемами.

 В связи с тем, что родители оберегают детей младших школьников от обслуживающего труда, мотивируя тем, что он «не современен», неопрятен,  неприятен, порой грязен, даже «опасен», сформировать учителю необходимые навыки очень проблематично. Консолидировать усилия родительской общественности – важнейшая задача родительского всеобуча. И только после этого можно достичь привлечения школьников к самообслуживающей деятельности в школе: уборке помещений, подготовке классной комнаты к занятиям, дежурству в классе, столовой, раздевалке, уборке мусора на школьной территории. Воспитательная работа учителя  должна решать задачи трудового воспитания на основе взаимодействия с родителями и другими педагогами. Заповедь А. С. Макаренко о неоходимости привлечения детей к физическому труду важно доносить до школьников и их родителей.

У младших школьников необходимо актуализировать проблему добросовестного отношения к труду (что и как делать), понимание его роли в жизни общества, развивать интерес к профессиональной деятельности родителей, других родственников, знакомых; включать детей в различные виды познавательной, игровой, трудовой деятельности, в том числе и на компьютерной основе. В этот период у ребенка формируются положительное отношение к людям труда, их занятиям, первоначальные умения в доступных им видах деятельности. А обучение начинается, прежде всего, в семье. А. С. Макаренко считал участие детей в трудовых делах семьи – необходимостью, которую ребенок должен сам осознавать. Он говорил, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

Школа пытается повлиять на профессиональное воспитание учащихся, но, к сожалению не всегда удается.  Причин много:

   - невозможность поступить на желаемую специальность,

   - слабые знания по предметам,

   -  нет возможности оплатить обучение,  

  - учебное заведение находится вдали от дома учащегося и родители не желают его отпускать,

  - специальность не нравится родителям;

  - поступают  с друзьями, лишь бы поступить:

  - страх перед будущим обучением и др.

К сожалению, большинство современных выпускников обычной школы обнаруживают неготовность к осуществлению перехода во взрослую жизнь, дети все позже и позже принимают решение — кем хотят быть; принимают неверные решения при выборе дальнейшего образования. В итоге испытывают опасения в выборе рабочих профессий. Поэтому педагог в своей научной, методической, индивидуальной работе должен предопределять необходимость рассмотрения профессионального самоопределения школьника и тем самым помочь в выборе будущей профессии. Не от того ли, что им мешает слабое овладение трудовыми навыками?

Значит, усиление воспитательной направленности детского труда обязано проходить «красной нитью» в работе учителя при обучении и воспитании детей.

Литература:

1. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыка чтения у учащихся 2-4 классов

Упражнения для развития беглого чтения...

Доклад на тему: "Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов"

Доклад на тему "Развитие навыков выразительного чтения учащихся". Задачи: формировать речевую и читательскую деятельность учащихся....

Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста.

Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва­ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова час...

Проблема развития навыка чтения у учащихся начальной школы

Проблема становления навыка чтения, обучение восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения -одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения.     ...

Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...

Развитие навыков аудирования у учащихся начальной школы.

Аудирование - один из самых сложных видов работы для изучающих иностранный язык. Тем не менее, оно максимально приближено к тому, что ждёт человека при использовании иностранного языка в реальной жизн...

Развитие навыков чтения у учащихся начальной школы

В материале представлены упражнения для развития навыков чтения....