Добро и бессердечие
материал (3 класс) на тему

Пухова Надежда Алексеевна

В мероприятии обсуждались качества добра и бессердечия. В беседе обращалось внимание на добрые качества человека и бессердечные поступки. Дети принимали активное участие в ходе занятия, они давали правильную оценку хорошим и плохим поступкам. В конце беседы они просмотрели мультвильм "Мешок яблок", в котором еще раз было доказано, что добро не забываеться, а зло всегда наказывается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_besserdechie.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие по внеурочной деятельности в 3 классе

Оформление и оборудование: две тарелочки для жетонов  (жетоны: темные, мрачные цвета это качества присущие жестокому человеку и яркие, красочные - хорошему человеку.

Ход мероприятия.

Цель: 

1Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

2.Формировать нравственные качества личности школьника.

Задачи:

- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

- формировать умение видеть красоту в простом и обыденном;

- учить умению дарить тепло и доброту;

- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

- развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;

- воспитывать доброту, вежливость, внимание и дружбу,  умение дорожить близкими людьми.

Воспитатель: Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих призрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
Жизнь - она всегда сплошные траты.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
Не жалейте сердца. Пусть недолго
Бьется, беспокойное, оно,
Все ж от своего земного долга 
Сердце отступаться не должно:
От тревог за всех, кто рядом дышит,
И от дум, что отгоняют ночь,
И от страха: вдруг да не услышит
Чью-то просьбу тихую - помочь.
Торопитесь все отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой Родине припасть. (Татьяна Кузовлева)

Мы сегодня продолжаем разговор о доброте и милосердии.

Никто не рождается нищим, также как жестоким и бессердечным.

Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он, прежде всего, помогает себе, оберегая себя от жестокосердия, уныния и безразличия.

Милосердие и доброта-… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

-А как ребята вы думаете, что такое милосердие?

Милосердие- это доброта и уважение
- любовь к людям
- сострадание к людям 
- стремление приносить пользу и радость людям
- отзывчивость (сопереживание)
- стремление оказать поддержку другим
- душевный отклик
«Милосердие - это активная доброта»

Давайте прочитаем, что написано в словаре В. Даля о милосердии: «Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность.»

Все правильно:
Милосердие-любовь к людям, к животным, к растениям. Ко всему, что нас окружает.

А сейчас, давайте внимательно послушаем сказку.

«Однажды среди дремучего леса, в глубине болота родилось равнодушие. Оно пропиталось темными неприятными запахами, насмотрелось на все, что творилось в лесу, и, схватившись за хвост большой птицы, взлетело наверх. Сверху оно увидело большой город. Он понравился равнодушию, и захотелось ему попасть туда.

Ему хотелось побродить среди шума и гама города, насладиться ревом машин. Но вдруг равнодушие заскучало и стало оно проникать в людей и этим веселиться. Вот бежит мальчишка, а маленькая девочка упала в лужу и плачет. Равнодушие влетает в мальчика, и он пробегает мимо девчушки, да еще и смеётся. А вот идет мужчина, а впереди несет сумку пожилая женщина. Равнодушие влетает и в мужчину, и он проходит мимо женщины, отворачивая голову. Оно стало подлетать ко всем подряд поразвлечься и побезобразничать.

И город как-то быстро изменился. Стало на улицах немноголюдно и хмуро, люди перестали общаться друг с другом, коты и те стали кричать по ночам, ведь их никто не брал в дома, и они пропадали на улицах. Везде валялся мусор, улицы стали черными и грязными.

И только один мальчик Сема и его семья не поддались равнодушию. Стало равнодушие злиться, следить стало за Семой. Идет мальчик в школу. Равнодушие обязательно старается влететь в него.

Встречает он пожилых людей, но даже если опаздывает, то все равно обязательно поможет. За малышами везде следит: и чтобы чистыми они были, и чтобы не обижали их, и уроки помогал делать. Мимо кошки и собаки не пройдет. Покормит, а кого может, того и домой заберет. В семье у Семы все друг о друге заботятся.

И решило тогда равнодушие поселиться в Семе навсегда, может тогда оно победит. Других уже не надо учить равнодушию. Влетело равнодушие в Сему и стало думать, как его победить? Но Сема не менялся, он был таким же чутким, добрым и внимательным. Но сема заболел серьезно оттого, что внутри него сидело равнодушие. С каждым днем становилось мальчику все хуже и хуже. Мама показала Сему врачам. Врачи сказали, что у Семы стало каменеть сердце. Стали лечить мальчика, но ничего не помогало.

Но ведь равнодушие уже не гуляло по городу, и люди стали прежними. Их сердца оживали, и весь город как-бы проснулся.

И люди всего города пришли к Семе, потому что он спас город от черствого равнодушия. Все разговаривали с мальчиком и благодарили его. И вдруг Сема вздохнул глубоко, и вылетело из него темное облако, которое сразу же рассеялось. Сема сразу почувствовал себя лучше, а равнодушие исчезло. Стал город опять светлым, шумным и веселым.»

Вот такая сказка
Ребята, скажите: 
-Почему именно в Семе захотело поселиться равнодушие?
-Встречали ли вы равнодушных людей?
-Как можно бороться с равнодушием?
Ваши ответы все правильные.

А сейчас послушаем одну историю.

«Некоторое время назад, на соревнованиях, девять спортсменов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Они все были инвалидами.
Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить.
Они пробежали часть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плачь. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно.… Все…
Девочка присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?» 
Потом, все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Вся толпа встала с мест и зааплодировала. Аплодисменты длились очень долго…»
Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят. Почему?

Самая важная вещь в этой жизни - это помогать другим побеждать.

«Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча».

Теперь, подумай и ответь на эти вопросы:
1 – У нас есть  богатые люди на планете?
2 – У нас есть в стране победительницы красоты «Мисс мира»?
3 – У нас в стране есть артисты,получившие лучшую роль.и эа это премию?

4-   Вы знаете их имена и фамилии?

 Мы этого не помним.

А теперь ответь на эти вопросы:
1 – Назови учителей,воспитателей, которые внесли вклад в твое образование и воспитание?
2 - Назови  друзей, которые помогли тебе в трудный час.
3 - Назови  людей, с которыми тебе нравиться проводить время.

Вот видите,вы их хорошо помните и знаете.

Это люди, которые что-то значат в твоей жизни,  не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов… Сейчас я предложу вам немного подумать. Перед вами лежат «жетоны», они разных цветов. Как вы думаете, какие цвета обозначают  характерные черты жестокого, злого человека, а какие – доброго, назовем его так, обыкновенного человека.

(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь я предлагаю «жетоны» разложить по тарелочкам.

Раздражительность

Нервозность

Мстительность

Отсутствие ласки и нежности

Бессердечность

Равнодушие

Конфликтность

Хамство

Цинизм

Хладнокровие

Холодность- темные, мрачные цвета на одной тарелочке.

Доброта

Ласка

Нежность

Забота

Сдержанность

Сострадание

Умение оказать помощь в любую минуту

Внимание

Неравнодушие

Веселость

Увлекательность

Образованность

Интеллигентность

Вежливость

Культурное поведение

Неконфликтность

Сердечность

Милосердие

Доброжелательность – Надругой таиелочке.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много житонов, говорящих о добром человеке.

Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.


Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.

 Вся семья вместе и душа на месте

 Называться человеком легко, быть им трудно

 Без добрых дел нет доброго имени

 Доброе слово человеку - что дождь в засуху

 Доброе слово лучше мягкого пирога

 Чтобы делать добро, надо им обладать

Добрые слова дешево стоят, но дорого ценятся.

Чтобы получить прощение, надо научиться прощать.

Добрым поступкам – сердце раскрыто.

-Ребята, существует множество пословиц о добре.

Я предлагаю вам собрать их.

Игра «Собери пословицу»

Воспитатель: В итоге нашего классного часа, я бы хотела, чтобы вы дополнили высказывания:

Я понял (а), что …

Я буду стараться не …

Я никогда не …

Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.

Воспитатель: В память о нашем мероприятии примите от меня памятку с высказываниями великих людей о доброте:

« Жизнь дана на добрые дела»

  1. «Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью» (Франсуа де Ларошфуко)
  2. «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь» (А.Лиханов)
  3. «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон)
  4. «Хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека)
  5. «Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец, эгоист - несчастлив» (И. С. Тургенев)
  6. «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми» (Аристотель)
  7. «Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинства в отношении себя и других» (М. Финичи)
  8. «Любовь к родителям – основа добродетели» (Н. Радищев)
  9. «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» (Г. Гейн)

Воспитатель: В завершении нашего мероприятия посмотрите мультфильм «Мешок яблок.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Доброта и бессердечие"

Методическая разработка классного часа...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Классный час "Доброта и бессердечие"

Внеклассное мероприятие по нравственному воспитанию...

О доброте и бессердечии

Доброта..Что она обозначает?...

Внеурочное мероприятие "О доброте и бессердечии"

Внеурочное мероприятие прививает детям этические качества личности и нормы в обществе. Воспитывает доброе отношение к окружающим, желание помочь, отзывчивость. дать понятие «добра» и что в...

Сценарий классного часа во 2 классе "О доброте и бессердечии"

Целью данного мероприятия является уточнение представлений детей о понятиях "добро" и "бессердечие".Применяется метод интеллект- карт для развития критического мышления....