ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (2 класс) на тему

Сульдина Вера Петровна

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в сфере образования.  

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия ими базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации [1, с. 45].

В своей педагогической деятельности, для формирования духовно-нравственной культуры личности, я использую два курса внеурочной деятельности — «Музей в твоем классе», Н. А. Чураковой, Н. М. Лавровой и «Мы — твои друзья», А. Г. Макеевой, В. А. Самковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.П. Сульдина

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в сфере образования.  

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия ими базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации [1, с. 45].

В своей педагогической деятельности, для формирования духовно-нравственной культуры личности, я использую два курса внеурочной деятельности — «Музей в твоем классе», Н. А. Чураковой, Н. М. Лавровой и «Мы — твои друзья», А. Г. Макеевой, В. А. Самковой.

Учебное пособие «Музей в твоем классе» содержит 17 репродукций картин русских художников, а также методический аппарат для работы с картинами, рассчитанный на преподавателей начальной, основной и средней школы.

Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей — снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей. Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка. Порядок исследования репродукций подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета — через пейзаж и исторический пейзаж — к исторической картине, бытовой картине и портрету (т.е. от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, — к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых) [2].

Работая с репродукциями, учащиеся знакомятся с особенностями того времени, когда была написана картина. Отмечают различия в укладе жизни людей в разные исторические промежутки.

На первом занятии во 2 классе, мы изучаем картину З. Серебряковой «За завтраком». Вопросы по картине направлены не только на внимательное изучение полотна, но и на размышления по поводу устройства семьи. Я начинаю занятие с небольшого вступления:  

— Известно, что в жизни каждой семьи есть свои традиции, обычаи. Сегодня на занятии мы поговорим о традициях семьи. Одна из них описана в картине знаменитой художницы. О какой традиции идет речь? (о традиции собираться за обеденным столом всей семьей).

— Данная традиция существует в ваших семьях?

Эти вопросы направлены на оценку опыта прошлых поколений. Мы с ребятами приходим к выводу, что это добрая традиция, которую необходимо привнести в свои семьи.

Следующая группа вопросов нацеливает на внимательное изучение семьи художницы, как с точки зрения родства, так и с точки зрения взаимоотношений между детьми.

— На кого похож Шура и Тата?

— На кого похож Женя?

Да, конечно, рассмотрев детей,  мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами сильно походит на отца. И цветом небесно–голубых глаз и овалом лица.

Внешне они похожи, но схожи ли их характеры? Выскажи своё мнение соседу?            

— Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой молчаливый, но быстрый, решительный и независимый.

— Попробуйте по взгляду определить, какая из характеристик принадлежит каждому из мальчиков. Обоснуйте, почему Вы так решили?

Исследуя картину «За завтраком», учащиеся приходят к выводу, что это дружная семья, в которой заботятся о самых маленьких, уважают и любят друг друга.

Рассматривая картину  В. Поленова «Московский дворик», мы  снова встречаем ряд вопросов, которые способствуют развитию эмпатии, например:

— Покажите с помощью круглой рамки детей, играющих с котёнком.

Есть вопросы, которые направлены на развитие сочувствия ближнему:

— Найдите плачущую малышку.

— Почему она плачет? Она упала? Про неё забыли?

Когда мы с детьми знакомимся с данной картиной, они с трепетом воспринимают плачущую девочку, умиляются игривому котенку, окунаются в простоту и беззаботность летнего дня.

Так же, часть вопросов по данной картине способствует воспитанию любви к родным местам:

Как вы думаете, автору важно, что это именно дворик, а не двор? Давайте постараемся разобраться, что же так понравилось художнику.

  Знакомясь с картиной В. Маяковского «Две матери», мы с учениками разбираемся не только в художественных образах, но и в моральных принципах и нормах. Жаркую полемику вызывают вопросы:

— Значит женщина в платке ему родная? Верно. Эта женщина ему родная. Но она сама не захотела воспитывать своего сына. Когда он был совсем маленьким, она отдала его в эту семью. А спустя несколько лет она решила забрать мальчика, решив, что он может работать и обеспечивать её жизнь. Ей нужны деньги. В ее руках документ, она протягивает его приемным родителям, чтобы они отдали ей мальчика.

Как вы думаете, что же произойдет дальше? Отдадут ли мальчика родной матери, которая отдала его другой семье?

Следующие вопросы помогают детям лучше понять чувства главного героя картины — мальчика, который всеми силами пытается остаться в приемной семье.

— Правда ли, что этот мальчик, хотя и маленький, но уже понимает, какая угроза над ним нависла? Подтвердите особенностями его поведения.

Знакомясь с картиной В. Кустодиева "Масленица", мы с ребятами рассуждаем о традициях русского народа, отвечая на вопросы:

— Много ли людей принимают участие в праздновании Масленницы?

— Как развлекаются люди на Масленницу?

 После ответа на поставленные вопросы, учащиеся рассказывают о традициях своих семей,  осознают важность соблюдения традиций.

Приобщение к традициям страны обогатит  внутренний мир ребенка и поможет ему здраво оценивать сложность и поэтичность художественного ремесла и народной живописи. Это в дальнейшем позволит развить личность школьника в воспитании этических и нравственных чувств.

Еще одним важным курсом для формирования нравственных качеств у младших школьников является курс внеурочной деятельности «Мы — твои друзья». Основной целью программы является формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.

Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко—эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать. Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями. Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются наиболее распространенными среди домашних питомцев.

С первых уроков мы говорим о домашних питомцах, не только как о животных, которые скрашивают минуты досуга, но и как о членах семьи, важных участниках нашей жизни. Каждая из тем затрагивает важные темы для воспитания духовно-нравственной культуры личности.

При изучении темы «Давайте познакомимся», я нацеливаю детей на понимание того, что заводить домашнего питомца — это значит брать на себя ответственность по уходу и заботе о ком-то кроме себя, относиться серьезно к своим новым обязанностям, а не воспринимать животное как новую игрушку. Изучая данный раздел, у учащихся воспитывается трудолюбие — важная составляющая духовно-нравственного воспитания.

В конце занятия мы приходим к выводу:

Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку или кошку. У одних мечты сбываются, у других нет. На первый взгляд, кажется, что все просто замечательно: например, пришел домой, а тебя там ждет твой друг  собака.  А оказывается, что рано надо встать, с ней погулять, еду для неё приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчесывать. Захочется ли взять на себя такую ответственность?

При изучении раздела «Как мы устроены и как за нами ухаживать?», мы с учащимися узнаем об особенностях содержания животных разных пород и возрастов; обсуждаем нюансы обустройства места для собаки или кошки в городской квартире; определяем места для выгула своих питомцев; предлагаем ответы на вопрос «Как защитить собак и кошек от жестокого обращения?».

Темы данного раздела нацелены на воспитание сочувствия, сопереживания за животное, попавшее в трудную ситуацию. Проводится профилактическая работа по проблеме появления бездомных животных:

 Почему появляются бродячие кошки и собаки?

Отвечая на этот вопрос, ученики приходят к выводу, что мы сами виноваты в этом, из-за несерьезного отношения к выбору домашнего любимца.

Много тем и в последующих разделах этого курса способствуют воспитанию духовно-нравственной культуры, вот некоторые из них:

«Почему важно понимать «язык» животных?», «Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек», «Игры с питомцем: проводим время вместе», «Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками» — изучая эти темы мы воспитываем гуманность, культуру в общении, чувство долга, сопереживание и трудолюбие.

Благодаря этим двум курсам учащиеся смогут давать адекватную оценку своему поведению, поведению других людей, в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами и принципами, научатся ценить свою жизнь, жизнь других людей и беречь все то, что их окружает.

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, — залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины.

Список использованной  литературы

  1. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа.  2006.  N 11.  с.45-57.  
  2.  Официальный сайт Перспективной начальной школы http://www.akademkniga.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...

Педагогический проект "Формирование патриотических представлений у младших школьников средствами внеурочной деятельности".

Данный проект воспитывает качества человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....