Внеклассное занятие "В мире сказок и чудес"
методическая разработка (1 класс) по теме

Боровская Надежда Ивановна

Разработка внеклассного мероприятия по сказкам для обучающихся 1 классов. Разработана в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнил:

Боровская Надежда Ивановна

                                                                         (ФИО)

учитель начальных классов

(должность)

МАОУ СОШ № 4 г.Бердск НСО 

(место работы)

Пояснительная записка

Духовно нравственное развитие и воспитание личности неразрывно связано с народным творчеством, которое является истоком народной мудрости. Ценности народной мудрости, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте, формируют взаимоотношения между членами общества и составляют основу гражданского поведения человека. Взаимодействие с народным творчеством всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Особое место в народном творчестве занимают сказки. Через сказку ребенок учится преодолевать трудности, любить ближнего, помогать слабому. Сказка научает видеть справедливость, жить по совести и по душе. Все духовно нравственные ценности отражают народные сказки и придания. В начальной школе сказке, как воспитывающему элементу, отведено особое место. Не только народные, но и литературные сказки отражают все многообразие духовности человека, его потребности в добре, любви и справедливости.

Требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:

-духовно-нравственное воспитание -  сквозная линия всего школьного уклада жизни;

-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;

-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

Актуальность

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно формировать представления ребят о мире добра и зла – этих вечных категорий, вступающих в каждодневное состязание.  

С первых шагов ребенка необходимо задумываться о его будущем, о развитии его мировоззрения и становления как личности, с формированными моральными принципами в обществе. В современном мире сказки не потеряли своей актуальности. Они призваны научить маленького человека ориентироваться в этом мире человеческих занятий, эмоций, опыте.

Сказка является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.          

Новизна методической разработки внеклассного  мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, способствующую формированию представлений о мире, включает детей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

      Педагогическая целесообразность. Использование системы коллективных творческих дел в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству. Проведение таких  мероприятий позволяет реализовать творческий потенциал детей и взрослых, достичь высокой степени взаимопонимания внутри коллектива, обратить внимание на вопросы воспитания подрастающего поколения.

Образовательная ситуация: мероприятие является завершающим этапом работы детского коллектива над проектом «Сказка живет рядом», в ходе которой обучающиеся знакомились с многообразием как литературных, так и народных сказок, составили каталог волшебных сказок, подготовили списки литературных сказок для детей. Во время  работы над проектом дети были активными читателями детской библиотеки, сочиняли свои сказки и создавали к ним иллюстрации. Огромную помощь в работе над проектом оказывали родители.

  Название внеклассного мероприятия: «В мире сказок и чудес»

Форма проведения: игра.

Целевая  аудитория: ученики 1 класса.

Оборудование:

  1. выставка литературы;
  2. мультимедийная презентация; компьютер, проектор;
  3. фонограммы музыки и детских песен;
  4. конверты с карточками для составления иллюстраций;
  5. модель «Цветика – семицветика»;
  6. «лепестки» разных цветов (красного, желтого, синего, зеленого, голубого, фиолетового, оранжевого), вырезанные из бумаги;
  7. «волшебная палочка»;
  8. шкатулка со сладостями;
  9. смайлики – эмоции.

Используемые технологии:

  1. Технология проблемного обучения;
  2. Здоровье-сберегающая технология;
  3. Технология формирования благоприятного психологического климата;
  4. Обучение в сотрудничестве;
  5. Игровая технология

Методы:

  1. Метод беседы;
  2. Наглядный метод;
  3. Метод поощрения;
  4. Метод примера.

Цель – создание условий, обеспечивающих взаимодействие между детьми в организацию интересного совместного досуга, решая задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности. 

Планируемые результаты:

 Предметные: формирование первоначальных представлений о причастности к родным истокам, любовь к народному творчеству, культуре, к художественному слову.

Метапредметные:

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  деятельности, а также находить средства её осуществления; понимать причины успеха и неуспеха совместной деятельности.

Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий; закрепить и углубить знания о сказочных героях, волшебных предметах.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формировать стремление больше знать о своей родине и культуре русского народа, желание трудиться.

Ожидаемые результаты:

- повышение мотивации по отношению к учебно-воспитательному процессу;

- наличие потребности активно участвовать в школьной жизни, что способствует эффективной взаимосвязи детей друг с другом.

Критерии оценки работы:

- установление  контакта, общей благоприятной атмосферы общения с  учащихся;

- положительный эмоциональный настрой учащихся к совместной деятельности во время проведения внеклассных мероприятий.

Обратная связь: прием «оценивания» эмоциональной составляющей на этапе рефлексии.

Самодиагностика: самоанализ мероприятия

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

 Сценарий мероприятия

Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Самоопределение к деятельности

Дети перед входом в зал получают лепестки разного цвета: желтого, красного, зеленого, синего, оранжевого, голубого, фиолетового (по цветам цветика-семицветика).

Вступительное слово. Объяснение правил игры.

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами собрались на игру «В мире сказок и чудес». Вам предстоит выполнить несколько заданий, которые помогут вспомнить русские народные и литературные сказки. Вы сможете лучше узнать друг друга, и даже подружиться.  

- За каждый правильный ответ команда будет получать «лепесток» - жетон. По завершению игры, мы по жетонам определим победителей.

Составление команд по цветам «лепестков».  На каждом столе лежит лист бумаги цвета, соответствующего цвету «лепестка».

Дети рассаживаются по своим местам.

2.

 Актуализация знаний.

Слово учителя.

- Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашей игры. Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите мультфильмы

 (1 – 2 слайд)

- У меня в руках удивительный цветок.

Кто знает, как, он называется?

Из какой сказки этот волшебный цветок?

Как вы думаете, почему мы с вами разделимся на команды по цветам этого цветка.

Чтение стихотворения одним из учеников:

Время сказки наступает,

Время сказки настает.

Все внимательно смотрите,

Чудо вдруг произойдет.

Если сказку вы хотите,

К вам сейчас она придет!

Ответы:

-цветик-семицветик

 -В.Катаева «Цветик-семицветик»

- Этот цветок будет главным в нашей игре

3.

1 конкурс

«Разминка»

- Для начала проведем небольшую разминку. Ну что, ребята, поиграем?

Я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя и назвать сказку.  

        Отрываем один лепесток и в путь (отрывается желтый лепесток от цветика). Повторяйте вслед за мной волшебные слова…

- Лишь коснешься ты земли,

быть по моему вели. (слайд 3)

Вели очутиться в сказке.

вопросы для конкурса:

1.Ваша мама пришла,

Молочка принесла.

1.Ваша мама пришла,

Молочка принесла.

2. Не садись на пенек,

Не ешь пирожок,

Неси бабушке,

Неси дедушке.

3. Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался...

4. Красна девица грустна-

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет, бедняжка.

 За правильные ответы дети получают «лепесток».

Все хором:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг…

ответы:

Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят».

Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь».

Колобок.

Девочка Снегурочка. Сказка

«Снегурочка»

4.

2 конкурс

«Волшебный сад».

- Молодцы, ребята! Вот мы и размялись. 2 конкурс «Волшебный сад».

 Вспомните, кто подарил девочке Жене цветик – семицветик?  

- Сейчас мы побываем в ее волшебном саду и для вас она приготовила вопросы о сказочных цветах. (слайд)

(отрывается красный лепесток)

- Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели.

Вели, чтобы мы очутились в волшебном саду.

(слайд 4)

Задания:

1. Какого лепестка не было у цветка  в сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»

- фиолетового

- зеленого

- коричневого

2. Как звали хозяина аленького цветочка из сказки С. Аксакова «аленький цветочек»?

- Чудище лесное

- Зверь лесной, чудо морское

- Зверь морской, чудо лесное

3. Что называла Багира «Красным цветком» из сказки Р. Киплинга «Маугли»

- рассвет

- кровь

- огонь

4. За какими цветами отправила мачеха свою падчерицу в лес под Новый год в сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»?

- за подснежниками

- за фиалками

- за розами

За правильные ответы дети получают «лепесток».

Ответы:

- старушка - волшебница

Все хором:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг…

Дискуссия в группах, высказывание мнения.

Выполнение задания. Составление ответа.

1. – коричневого

2. - зверь лесной, чудо

морское

3. – огонь

4. – подснежники

5.

3 конкурс «Сказочник-художник».

- Хорошо, справились и с этими заданиями! Третий лепесток – зеленый

учитель отрывает лепесток и вмести с детьми произносит волшебные слова:

Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели.

Вели, чтобы мы стали художниками.

(слайд 5)

- Следующий конкурс «Сказочник-художник». На столах лежат конверты. На каждом из конвертов марка с изображением сказки. Достаньте из конверта картинки и подберите к марке недостающий фрагмент иллюстрации. Вспомните название сказки.

На столах у детей лежит конверт с карточками. Дети подбирают недостающий фрагмент рисунка. Угадывают название сказки по люстрации.

Учитель предлагает найти свою иллюстрацию на слайде и проверить правильность выполнения задания.

- Как вы справились с работой? Достойны очередного «лепестка»? За правильные ответы дети получают «лепесток».

Все хором:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг…

Обсуждение, анализ рисунков. Составление иллюстрации. Подготовка ответа.

Размещение рисунка на доске. Сравнение с образцом на слайде. Самооценка.

6.

6 конкурс

«Волшебная палочка».

- Отрываем следующий – синий лепесток.

Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели.

Вели, чтобы к нам явились волшебные предметы.

(6 слайд)

Объяснение правил конкурса.

-  Встаем в круг. Под музыку передаем по кругу волшебную палочку, как только музыка остановится, тот, у кого в руке останется палочка, должен назвать волшебный предмет из любой сказки.

За правильные ответы дети получают «лепесток».

- Давайте похлопаем друг другу! Вы вспомнили много волшебных предметов, которые помогают сказочным героям совершать подвиги и чудеса, добрые дела и смелые поступки. Пройдите на свои места и у нас следующий конкурс.

Все хором:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг…

Дети встают в круг. Звучит музыка. Игра длится на протяжении мелодии из мультипликационного фильма «Бременские музыканты».

Эмоциональная оценка игры – хлопаем себе в ладоши.

7.

7 конкурс

«Комната находок»

Отрываем оранжевый лепесток.

Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели.

Вели, чтобы мы очутились в комнате находок.

(7, 8, 9, 10 слайд)

- Теперь мы с вами в «Комнате находок». В этой комнате три двери. За каждой из дверей находятся потерянные вещи из разных сказок. Ваша задача, узнать, из какой сказки исчез этот предмет.

1 дверь – предметы из сказок:

- рукавичка

- полено

- яблоко

2. дверь – волшебные вещи:

- золотая рыбка

- щука

- гуси – лебеди

3 дверь – волшебные слова:

- Сивка – бурка, вещий каурка,

  Встань передо мной, как лист перед травой.

- По щучьему веленью,

  По моему хотенью…

- Крекс, фекс, пекс

За правильные ответы дети получают «лепесток».

Все хором:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг…

Вспоминают сказки. Обсуждают  выбор.

Определяют, кто будет давать ответ.

Ответы:

1. «Рукавичка», «Приключения Буратино, или золотой ключик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» или «Белоснежка»

2. «Сказка о рыбаке и рыбке», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди».

3. «Сивка – бурка», «По щучьему велению», «Приключения Буратино, или золотой ключик».

6.

8 блицконкурс:  «Вопрос – ответ»

Следующий лепесток – голубой! И потратим мы его на блицконкурс:  «Вопрос – ответ»

Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели.

Вели, чтобы мы справились со всеми вопросами.

- Предоставляется право ответа на вопрос каждой команде по очереди. Если команда отвечает неправильно, ответ переходит к следующей команде.

(11 слайд)

Вопросы:

- За кого держалась Жучка?

- Чем ловили золотую рыбку?

- Из чего фея сделала карету для Золушки?

- Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки?

- Кто такой Елисей?

- Подруга семи гномов.

- Сказочная замарашка.

Все хором:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг…

Отвечают на вопросы без обсуждений.

7.

Итог игры.

Рефлексия.

- Что за прелесть эти сказки! Мы завершаем игру — это чудо, которое вы сотворили своими руками. Ребята, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами!

- Ребята, на доске у меня табличка со смайликами. Посовещайтесь в своей команде и решите, на какой смайлик ваша команда поместит лепесток, в зависимости от того понравилось вам сегодня с нами играть, или нет.

        Дети приглашаются к доске, где размещают «лепестки». Подводится итог, оценка проведенного мероприятия. Считаются «лепестки», полученные командами. Команда, которая получила больше всех «лепестков» в игре, награждается медалями.

(12 слайд)

Обмен мнениями и впечатлениями. Обсуждение. Выбор «оценки» за игру. Подсчет «лепестков». Определение команды – победителя.

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Сказки гуляют по свету,

Ночь, запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах…

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна, как в речки, глядятся…

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро.

8.

Сюрприз

- Внимание, дети! Посмотрите на ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК! Мы не использовали фиолетовый лепесток. Конкурсы закончились, итоги подведены Что – то мы позабыли? Давайте оторвем последний лепесток.

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы явился сюрприз!

Дети получают сладкий приз.

Все хором:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг…

Обмен мнениями и впечатлениями.

Литература, интернет источники

1. Сборник

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Поле чудес" для начальной школы "В мире сказок"

Данный материал содержит в себе презентацию с музыкальным сопровождением.Тема игры "По литературным сказкам".Презентация подходит для учащихся в начальной школе на классном часе.Можно изменять вопросы...

Внеклассное занятие в игровой форме "В мире много сказок"

Внеклассное занятие ориентировано на учащихся начальной школы. Содержание конкурсов: " Начнём с зачина", Викторина "Сказки водят хоровод", "Восстанови текст", "Аукцион волшебные слова и заклинания", "...

внеклассное занятие "Знатоки сказок"

внеклассное занятие по литературному чтению для учащихся 4 начальных классов...

Внеклассное занятие "Дерево сказок"

 Как ребёнка научить любить читать, фантазировать, творить? Как развить речь детей? Может быть, и  вас заинтересует работа над литературным творчеством детей или поможет в работе над ...

Презентация к внеурочному занятию "Лес-полон сказок и чудес"

Презентация к внеурочному занятию по экологии "Лес- полон сказок и чудес"...

Занятие по внеклассному чтению для 2 класса: «В мире сказок»

Занятие по внеклассному чтению для 2 класса: «В мире сказок». Направленное  на  продолжение знакомства учащихся с русскими народными сказками. Задачами которогот являе...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (классный час). Игра поле чудес по теме: «В мире профессий» 2 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (классный час).Игра  поле чудес по теме:  «В мире профессий» 2 класс....