Внеклассное занятие "В мире сказок и чудес"
методическая разработка (1 класс) по теме
Разработка внеклассного мероприятия по сказкам для обучающихся 1 классов. Разработана в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка внеклассного занятия для 1 класса | 44.19 КБ |
Приложение к разработке. | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Выполнил:
Боровская Надежда Ивановна
(ФИО)
учитель начальных классов
(должность)
МАОУ СОШ № 4 г.Бердск НСО
(место работы)
Пояснительная записка
Духовно нравственное развитие и воспитание личности неразрывно связано с народным творчеством, которое является истоком народной мудрости. Ценности народной мудрости, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте, формируют взаимоотношения между членами общества и составляют основу гражданского поведения человека. Взаимодействие с народным творчеством всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Особое место в народном творчестве занимают сказки. Через сказку ребенок учится преодолевать трудности, любить ближнего, помогать слабому. Сказка научает видеть справедливость, жить по совести и по душе. Все духовно нравственные ценности отражают народные сказки и придания. В начальной школе сказке, как воспитывающему элементу, отведено особое место. Не только народные, но и литературные сказки отражают все многообразие духовности человека, его потребности в добре, любви и справедливости.
Требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:
-духовно-нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни;
-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;
-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.
Актуальность
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно формировать представления ребят о мире добра и зла – этих вечных категорий, вступающих в каждодневное состязание.
С первых шагов ребенка необходимо задумываться о его будущем, о развитии его мировоззрения и становления как личности, с формированными моральными принципами в обществе. В современном мире сказки не потеряли своей актуальности. Они призваны научить маленького человека ориентироваться в этом мире человеческих занятий, эмоций, опыте.
Сказка является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, способствующую формированию представлений о мире, включает детей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.
Педагогическая целесообразность. Использование системы коллективных творческих дел в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству. Проведение таких мероприятий позволяет реализовать творческий потенциал детей и взрослых, достичь высокой степени взаимопонимания внутри коллектива, обратить внимание на вопросы воспитания подрастающего поколения.
Образовательная ситуация: мероприятие является завершающим этапом работы детского коллектива над проектом «Сказка живет рядом», в ходе которой обучающиеся знакомились с многообразием как литературных, так и народных сказок, составили каталог волшебных сказок, подготовили списки литературных сказок для детей. Во время работы над проектом дети были активными читателями детской библиотеки, сочиняли свои сказки и создавали к ним иллюстрации. Огромную помощь в работе над проектом оказывали родители.
Название внеклассного мероприятия: «В мире сказок и чудес»
Форма проведения: игра.
Целевая аудитория: ученики 1 класса.
Оборудование:
- выставка литературы;
- мультимедийная презентация; компьютер, проектор;
- фонограммы музыки и детских песен;
- конверты с карточками для составления иллюстраций;
- модель «Цветика – семицветика»;
- «лепестки» разных цветов (красного, желтого, синего, зеленого, голубого, фиолетового, оранжевого), вырезанные из бумаги;
- «волшебная палочка»;
- шкатулка со сладостями;
- смайлики – эмоции.
Используемые технологии:
- Технология проблемного обучения;
- Здоровье-сберегающая технология;
- Технология формирования благоприятного психологического климата;
- Обучение в сотрудничестве;
- Игровая технология
Методы:
- Метод беседы;
- Наглядный метод;
- Метод поощрения;
- Метод примера.
Цель – создание условий, обеспечивающих взаимодействие между детьми в организацию интересного совместного досуга, решая задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование первоначальных представлений о причастности к родным истокам, любовь к народному творчеству, культуре, к художественному слову.
Метапредметные:
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, а также находить средства её осуществления; понимать причины успеха и неуспеха совместной деятельности.
Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий; закрепить и углубить знания о сказочных героях, волшебных предметах.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: формировать стремление больше знать о своей родине и культуре русского народа, желание трудиться.
Ожидаемые результаты:
- повышение мотивации по отношению к учебно-воспитательному процессу;
- наличие потребности активно участвовать в школьной жизни, что способствует эффективной взаимосвязи детей друг с другом.
Критерии оценки работы:
- установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с учащихся;
- положительный эмоциональный настрой учащихся к совместной деятельности во время проведения внеклассных мероприятий.
Обратная связь: прием «оценивания» эмоциональной составляющей на этапе рефлексии.
Самодиагностика: самоанализ мероприятия
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
Сценарий мероприятия
Ход занятия.
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Самоопределение к деятельности | Дети перед входом в зал получают лепестки разного цвета: желтого, красного, зеленого, синего, оранжевого, голубого, фиолетового (по цветам цветика-семицветика). Вступительное слово. Объяснение правил игры. - Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами собрались на игру «В мире сказок и чудес». Вам предстоит выполнить несколько заданий, которые помогут вспомнить русские народные и литературные сказки. Вы сможете лучше узнать друг друга, и даже подружиться. - За каждый правильный ответ команда будет получать «лепесток» - жетон. По завершению игры, мы по жетонам определим победителей. | Составление команд по цветам «лепестков». На каждом столе лежит лист бумаги цвета, соответствующего цвету «лепестка». Дети рассаживаются по своим местам. |
2. | Актуализация знаний. | Слово учителя. - Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашей игры. Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите мультфильмы (1 – 2 слайд) - У меня в руках удивительный цветок. Кто знает, как, он называется? Из какой сказки этот волшебный цветок? Как вы думаете, почему мы с вами разделимся на команды по цветам этого цветка. | Чтение стихотворения одним из учеников: Время сказки наступает, Время сказки настает. Все внимательно смотрите, Чудо вдруг произойдет. Если сказку вы хотите, К вам сейчас она придет! Ответы: -цветик-семицветик -В.Катаева «Цветик-семицветик» - Этот цветок будет главным в нашей игре |
3. | 1 конкурс «Разминка» | - Для начала проведем небольшую разминку. Ну что, ребята, поиграем? Я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя и назвать сказку. Отрываем один лепесток и в путь (отрывается желтый лепесток от цветика). Повторяйте вслед за мной волшебные слова… - Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели. (слайд 3) Вели очутиться в сказке. вопросы для конкурса: 1.Ваша мама пришла, Молочка принесла. 1.Ваша мама пришла, Молочка принесла. 2. Не садись на пенек, Не ешь пирожок, Неси бабушке, Неси дедушке. 3. Перед волком он дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался... 4. Красна девица грустна- Приближается весна. Ей на солнце тяжко. Слезы льет, бедняжка. За правильные ответы дети получают «лепесток». | Все хором: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг… ответы: Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят». Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь». Колобок. Девочка Снегурочка. Сказка «Снегурочка» |
4. | 2 конкурс «Волшебный сад». | - Молодцы, ребята! Вот мы и размялись. 2 конкурс «Волшебный сад». Вспомните, кто подарил девочке Жене цветик – семицветик? - Сейчас мы побываем в ее волшебном саду и для вас она приготовила вопросы о сказочных цветах. (слайд) (отрывается красный лепесток) - Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели. Вели, чтобы мы очутились в волшебном саду. (слайд 4) Задания: 1. Какого лепестка не было у цветка в сказке В.Катаева «Цветик-семицветик» - фиолетового - зеленого - коричневого 2. Как звали хозяина аленького цветочка из сказки С. Аксакова «аленький цветочек»? - Чудище лесное - Зверь лесной, чудо морское - Зверь морской, чудо лесное 3. Что называла Багира «Красным цветком» из сказки Р. Киплинга «Маугли» - рассвет - кровь - огонь 4. За какими цветами отправила мачеха свою падчерицу в лес под Новый год в сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»? - за подснежниками - за фиалками - за розами За правильные ответы дети получают «лепесток». | Ответы: - старушка - волшебница Все хором: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг… Дискуссия в группах, высказывание мнения. Выполнение задания. Составление ответа. 1. – коричневого 2. - зверь лесной, чудо морское 3. – огонь 4. – подснежники |
5. | 3 конкурс «Сказочник-художник». | - Хорошо, справились и с этими заданиями! Третий лепесток – зеленый учитель отрывает лепесток и вмести с детьми произносит волшебные слова: … Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели. Вели, чтобы мы стали художниками. (слайд 5) - Следующий конкурс «Сказочник-художник». На столах лежат конверты. На каждом из конвертов марка с изображением сказки. Достаньте из конверта картинки и подберите к марке недостающий фрагмент иллюстрации. Вспомните название сказки. На столах у детей лежит конверт с карточками. Дети подбирают недостающий фрагмент рисунка. Угадывают название сказки по люстрации. Учитель предлагает найти свою иллюстрацию на слайде и проверить правильность выполнения задания. - Как вы справились с работой? Достойны очередного «лепестка»? За правильные ответы дети получают «лепесток». | Все хором: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг… Обсуждение, анализ рисунков. Составление иллюстрации. Подготовка ответа. Размещение рисунка на доске. Сравнение с образцом на слайде. Самооценка. |
6. | 6 конкурс «Волшебная палочка». | - Отрываем следующий – синий лепесток. … Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели. Вели, чтобы к нам явились волшебные предметы. (6 слайд) Объяснение правил конкурса. - Встаем в круг. Под музыку передаем по кругу волшебную палочку, как только музыка остановится, тот, у кого в руке останется палочка, должен назвать волшебный предмет из любой сказки. За правильные ответы дети получают «лепесток». - Давайте похлопаем друг другу! Вы вспомнили много волшебных предметов, которые помогают сказочным героям совершать подвиги и чудеса, добрые дела и смелые поступки. Пройдите на свои места и у нас следующий конкурс. | Все хором: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг… Дети встают в круг. Звучит музыка. Игра длится на протяжении мелодии из мультипликационного фильма «Бременские музыканты». Эмоциональная оценка игры – хлопаем себе в ладоши. |
7. | 7 конкурс «Комната находок» | Отрываем оранжевый лепесток. … Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели. Вели, чтобы мы очутились в комнате находок. (7, 8, 9, 10 слайд) - Теперь мы с вами в «Комнате находок». В этой комнате три двери. За каждой из дверей находятся потерянные вещи из разных сказок. Ваша задача, узнать, из какой сказки исчез этот предмет. 1 дверь – предметы из сказок: - рукавичка - полено - яблоко 2. дверь – волшебные вещи: - золотая рыбка - щука - гуси – лебеди 3 дверь – волшебные слова: - Сивка – бурка, вещий каурка, Встань передо мной, как лист перед травой. - По щучьему веленью, По моему хотенью… - Крекс, фекс, пекс За правильные ответы дети получают «лепесток». | Все хором: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг… Вспоминают сказки. Обсуждают выбор. Определяют, кто будет давать ответ. Ответы: 1. «Рукавичка», «Приключения Буратино, или золотой ключик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» или «Белоснежка» 2. «Сказка о рыбаке и рыбке», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди». 3. «Сивка – бурка», «По щучьему велению», «Приключения Буратино, или золотой ключик». |
6. | 8 блицконкурс: «Вопрос – ответ» | Следующий лепесток – голубой! И потратим мы его на блицконкурс: «Вопрос – ответ» … Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели. Вели, чтобы мы справились со всеми вопросами. - Предоставляется право ответа на вопрос каждой команде по очереди. Если команда отвечает неправильно, ответ переходит к следующей команде. (11 слайд) Вопросы: - За кого держалась Жучка? - Чем ловили золотую рыбку? - Из чего фея сделала карету для Золушки? - Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? - Кто такой Елисей? - Подруга семи гномов. - Сказочная замарашка. | Все хором: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг… Отвечают на вопросы без обсуждений. |
7. | Итог игры. Рефлексия. | - Что за прелесть эти сказки! Мы завершаем игру — это чудо, которое вы сотворили своими руками. Ребята, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами! - Ребята, на доске у меня табличка со смайликами. Посовещайтесь в своей команде и решите, на какой смайлик ваша команда поместит лепесток, в зависимости от того понравилось вам сегодня с нами играть, или нет. Дети приглашаются к доске, где размещают «лепестки». Подводится итог, оценка проведенного мероприятия. Считаются «лепестки», полученные командами. Команда, которая получила больше всех «лепестков» в игре, награждается медалями. (12 слайд) | Обмен мнениями и впечатлениями. Обсуждение. Выбор «оценки» за игру. Подсчет «лепестков». Определение команды – победителя. Подготовленный ученик читает стихотворение: Сказки гуляют по свету, Ночь, запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах… Мир озарив чудесами, Сказки летят над лесами, На подоконник садятся, В окна, как в речки, глядятся… Сказки со мною повсюду, Их никогда не забуду. Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро. |
8. | Сюрприз | - Внимание, дети! Посмотрите на ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК! Мы не использовали фиолетовый лепесток. Конкурсы закончились, итоги подведены Что – то мы позабыли? Давайте оторвем последний лепесток. … Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы явился сюрприз! Дети получают сладкий приз. | Все хором: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг… Обмен мнениями и впечатлениями. |
Литература, интернет источники
1. Сборник
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Поле чудес" для начальной школы "В мире сказок"
Данный материал содержит в себе презентацию с музыкальным сопровождением.Тема игры "По литературным сказкам".Презентация подходит для учащихся в начальной школе на классном часе.Можно изменять вопросы...
Внеклассное занятие в игровой форме "В мире много сказок"
Внеклассное занятие ориентировано на учащихся начальной школы. Содержание конкурсов: " Начнём с зачина", Викторина "Сказки водят хоровод", "Восстанови текст", "Аукцион волшебные слова и заклинания", "...
внеклассное занятие "Знатоки сказок"
внеклассное занятие по литературному чтению для учащихся 4 начальных классов...
Внеклассное занятие "Дерево сказок"
Как ребёнка научить любить читать, фантазировать, творить? Как развить речь детей? Может быть, и вас заинтересует работа над литературным творчеством детей или поможет в работе над ...
Презентация к внеурочному занятию "Лес-полон сказок и чудес"
Презентация к внеурочному занятию по экологии "Лес- полон сказок и чудес"...
Занятие по внеклассному чтению для 2 класса: «В мире сказок»
Занятие по внеклассному чтению для 2 класса: «В мире сказок». Направленное на продолжение знакомства учащихся с русскими народными сказками. Задачами которогот являе...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (классный час). Игра поле чудес по теме: «В мире профессий» 2 класс.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (классный час).Игра поле чудес по теме: «В мире профессий» 2 класс....