Игровой модуль как форма организации самоуправления в начальной школе
учебно-методический материал

Гордеева Ирина Викторовна

В статье раскрываются игровые модели самоуправления в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой модуль как форма организации самоуправления в начальной школе.

         Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

         В современном обществе  любой классный руководитель по-прежнему выполняет три взаимосвязанные функции:

  • Забота о развитии каждого ребёнка.
  • Помощь в решении возникающих проблем.
  • Организация разнообразной деятельности в классе.

                   Данные функции реализуются относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Все поставленные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

        В настоящее время законодательные документы, представляющие стандарты второго поколения, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения  новых знаний далеко не определяет в целом процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе. Направленность личности обуславливается направленностью процесса воспитания. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.

          Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

          Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Игровая модель и послужила созданию на базе класса клуба КОТ.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

- повышение активности учащихся в классных делах;

- реализация интересов каждого учащегося;

- привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

- формировать толерантность, умение общаться.

Очень  важно,  что  такая  деятельность  позволяет  осуществить  личностный  ориентированный  подход  в  воспитании.  В  младшем  школьном  возрасте  дети  стремятся  к  любой  деятельности  и  делают  всё  от  души.  Через  выполнение  различных  поручений  развивается  инициатива  каждого  ребёнка.  Он  приучается  к  труду,  к  выполнению  определённых  обязанностей,  к  соблюдению  правил  и  норм  жизнедеятельности.  Не  следует  навязывать  своё  решение, а  наоборот, нужно  дать  возможность ребенку проявить  себя творчески  в  любом  деле и  обязательно  похвалить  за  старание.  Важно  помнить  ещё  и  о  том,  что  без  стимуляции и поощрения  дети  очень  быстро  охладевают  к  делу,  хотя  за  всё  охотно  берутся.

        Основным   структурным  элементом   самоуправления   является  класс.  Именно  здесь  можно  формировать  определённую  систему  работы,  благодаря  работе  микроколлективов.  В каждую  микрогруппу  входит  до  5-7  детей, которых могут объединять     дружба,  интересы,  местожительство, даты рождения и т. д.  Для   ребят  выбираются любые   творческие  поручения:   друзья  книг,  санитары,  затейники,  друзья  природы,  друзья  спорта,  журналисты.   Поручения  целесообразно  менять не реже одного раза в две  недели.  При  смене  поручений  важно  отметить  то  хорошее,  что  сделала  данная  микрогруппа,  сохранить  лучшее  из  придуманного  и  внести  новое.

         Высшим  органом  классного  коллектива  является  собрание,   которое  проводится один  раз  в  четверть  или   по  мере  необходимости.  Через  собрание  обеспечивается  право  каждого  ученика  в  обсуждении  и  принятии  решений  по  различным  вопросам.  Структура  классного  самоуправления  включает  исполнительные  органы. В моем классе  это  совет  класса, куда входят  командир  класса, его  помощник и  командиры  микрогрупп. А так как  микрогруппы постоянно меняются в своем составе, в совет класса, кроме командира и его помощника, входят новые учащиеся. Это  позволяет  каждому  ребёнку  проявить    инициативу  и  почувствовать  ответственность  за  своих  друзей. Наряду   с  постоянными  микрогруппами  могут  формироваться  и  временные   группы  при  подготовке  каких-либо  текущих  дел.

Еще в первом классе, в преддверии организации самоуправления, проводятся социометрические исследования класса, выявляются с помощью наблюдения и анкетирования организаторы, исполнители, инициаторы.  Предметом отслеживания (мониторинга) является творческая активность, познавательная активность и уровень воспитанности личности, уровень сформированности классного самоуправления.  

Организация самоуправления в 1-ом и 2-ом классах у нас строилась следующим образом: в начале учебного года в классе на общем собрании закрытым голосованием выбирался командир. Ребята делились на три группы (по рядам) по 6-7 человек. В каждой группе назначались ответственные по какому-либо поручению. Поручения менялись каждую неделю так, чтобы каждый член группы мог попробовать выполнить разные дела. Ребята с удовольствием помогали в учебе своим одноклассникам вместе, следили за чистотой рук и обуви, организовывали в классе физминутки, придумывали игры и разные конкурсы, наблюдали за порядком и дисциплиной в классе и на переменах , за порядком в столовой.

        В классном уголке каждый ребёнок мог посмотреть то, какие  обязанности он должен выполнить в течение недели .

Принципы организации самоуправления в 3-ем классе:

  • Класс делится на творческие группы на добровольных началах.
  • В каждой группе выбирается командир сроком на 1 учебный год.
  • Каждая группа выполняет возложенное на нее Советом класса поручение.
  • Учащиеся имеют право переходить из одной группы в другую.

        Для каждой группы третьеклассники старались так распределить обязанности, чтобы охватить всю деятельность  учебного и внеучебного времени:

1:

  • Проверка сохранности учебников.
  • Проверка выполнения домашнего задания.
  • Помощь учителю на уроках и во внеурочное время.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Раздача учебников на уроки ИЗО, тетрадей.

2:

  • Организация  физминуток на уроках, зарядки до уроков.
  • Проверка наличия сменной обуви.
  • Организация спортивных игр, соревнований.
  • Помощь заболевшим.
  • Подготовка информации о профилактике заболеваний.

3:

  • Оформление стенда и уголка класса.
  • Контроль соблюдения правил поведения на переменах.
  • Контроль  за  уборкой посуды со столов после обеда.
  • Построение в столовую.

4:

  • Организация игр на переменах.
  • Уход за комнатными растениями в классе.
  • Изготовление наградных листов, изделий для одноклассников.
  • Подбор материалов для организации викторин, конкурсов.

Появление в классе клуба КОТ и организация самоуправления, возможно, приведут к следующим  результатам:

  • Повысится уровень сформированности  ученического коллектива, самоконтроля учащихся в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, уверенность школьников в своих силах.
  • Учащиеся станут более самостоятельны в самоуправлении классом.
  • Коммуникативные навыки  и позитивная моральная позиция перейдут на более высокую ступень своего развития в жизнедеятельности каждого учащегося.

Важным, конечно, является анализ учителя своей деятельности, который помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах.

И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.

Всероссийский конкурс «Лучший класс – мой!» посвящен году Учителя в России и проводится для учителей начальной и основной школы, работающих по системе Л.В. Занкова.

Цели конкурса:

- поддержка позитивных отношений детей и педагогов;

- мотивация учителей к творческому самовыражению;

- привлечение внимания педагогической общественности к идеям и опыту реализации системы развивающего обучения Л. В. Занкова, повышения ее престижа.

1.2. Организаторами конкурса являются Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова, ЗАО Издательский дом «Федоров».

2. Организация и проведение

2.1. Всероссийский конкурс «Лучший класс – мой!» проводится в 1 этап с 15 января 2010 г. по 25 июня 2010 г.

2.2. Конкурсными материалами являются:

• творческие работы учителей, отражающие позитивное отношение к детям и труду педагога (сочинение; стихотворение; рассказ о ситуации, случае; аппликации, рисунки и т.п.),

• фотографии, сопровожденные краткими комментариями к запечатленным моментам на уроках, внеклассных мероприятиях, рассказывающие об учениках;

• материалы могут содержать отзывы родителей, общественных организаций, коллег.

www.zankov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоуправления в начальной школе

Дети учатся управлять своей жизнью...

Организация самоуправления в начальной школе

В презентации дан теоретический материал для организациии самоуправления в начальной школе....

Игровой метод как форма организации уроков физической культуры в начальных классах

Презентация на тему применения игровых методов при проведении уроков физической культуры в начальной школе....

Использование групповых форм организации урока в начальной школе.

На сегодняшний день в педагогике существуют разные классификации форм организации обучения. Попробовав их классифицировать, можно выделить следующие формы организации обучения:- общие: индивидуальные,...

Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕМЕН В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Перемена для ребенка — это особое время. Нынешнее поколение детей очень активно. Зачастую перемены проходят с большим шумом и громким криком. После сидячего положения на уроке, детям важно...