Методическая разработка по закреплению культурно-гигиенических навыков у детей младшей возрастной группы с низким уровнем развития в условиях “Детской психиатрии”
методическая разработка

Людмила Николаевна Калиничева

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания детей, а культурно-гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Формирование культурно-гигиенических навыков  в условиях психиатрической больницы имеет важнейшее значение. Выполнение детьми этих правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье окружающих , меняет мировоззрение, повышает культуру поведения. Особенности и отличия детей с задержкой психического развития накладывают ограничения на использование привычных методик воспитания. Поэтому, для дальнейшего формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков у детей, можно  использовать литературные произведения русских писателей, например К.И. Чуковский “Мойдодыр” и “Федорино горе”, С. Маршак «Вот какой рассеянный» или В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо?”. Художественное слово влияет на сознание детей, воздействует на чувства и мышление, улучшает восприятие новой информации, формирует мировоззрение, повышает культуру поведения.

Кому может быть полезна: воспитатель, младший воспитатель, дефектолог, логопед.

 

Программа состоит из двух занятий:

  • Теоретическое: формирование первоначального понимания зачем нужно соблюдать правила гигиены.

  • Практическое: выполнение гигиенических процедур в игровой форме.

Задачи: 

  • Рассмотреть понятие и специфику культурно - гигиенического воспитания;

  • Выяснить особенности культурно - гигиенических навыков детей разного возраста;

  • Создать благоприятную среду для самостоятельной деятельности по закреплению приобретенных навыков;

  • Заинтересовать детей выглядеть опрятно;

  • Объяснить базовые принципы гигиенической культуры;

  • Определить методы и приемы совершенствования культурно - гигиенических навыков.

  • Научить правильно пользоваться гигиеническими принадлежностями.

  • Практически исследовать влияние гигиенической культуры на детей.

 

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих результатов:

  • Сблизиться с детьми;

  • Снизить риск инфекционных заболеваний  в группе;

  • Поднять уровень дисциплины и послушания;

  • Способствовать развитию навыков и новых качеств личности;

  • Исследовать влияние гигиенической культуры на формирование личности ребёнка;

 

Занятие 1.


Чтение сказки “Федорино горе”. Корней Чуковский.

 

Организационный момент.

Завести детей в игровую, попросить не торопясь и спокойно занять свои места.

 

  • Сегодня у нас в гостях весёлое Солнышко, с которым мы отправимся путешествовать

в страну сказки Корнея Чуковского “Федорино горе”. В этом пути Солнышко будет дарить свою улыбку за правильные ответы на вопросы.

  • Смотрите, Солнышко приветствует Вас своей улыбкой. Улыбнитесь Солнышку улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Пусть наше занятие пройдёт интересно и с пользой для каждого из вас.
     

Предлагаем детям во время прослушивания сказки, нарисовать рисунок по содержанию сказки или полюбившегося персонажа.

 

Воспитатель начинает чтение.
Читать стоит не спеша, давая детям вжиться в историю и понять сюжет.
Во время чтения отвечаем на возникающие вопросы.

После прочтения сказки, воспитатель обсуждает с детьми прочитанное, задавая вопросы:

  • Федора, красивая и опрятная?

  • Почему Федора расстроилась?

  • Почему посуда не хотела возвращаться к Федоре?

  • Зачем  нужно умываться, причесываться?

  • Можно ли кушать из грязной посуды?

  • А почему убежала кровать?

  • Зачем нужно убираться в доме, застилать свою кровать?

  • Что помогает содержать дом в чистоте?

Подталкиваем детей задавать вопросы и чтобы дети активно отвечали, воспитатель раздает изображение веселого солнышка с улыбкой за инициативу.

Дождаться пока дети закончат свои рисунки по прочитанной сказке.

Обсуждаем рисунки детей, развешивая их на стенде, как результат усвоения материала.

 

рисунки

 

Занятие 2.

 

Практические занятия направленные на закрепление умений обращения:

  • С постельными принадлежностями - проводится банный день, объясняем для чего нужна простыня, наволочка, пододеяльник. Зачем грязное белье меняется на чистое, а самое главное, как быстро и правильно надеть наволочку на подушку и пододеяльник на одеяло.

  • С расческами, заплетаем косички, делаем прически - используя сюжетно-ролевые игры, показываем на куклах (кукла растрепанная и не красивая) делаем ей прическу, расчесываем, заплетаем косу ,завязываем красивый  бантик, учим правильно использовать расчёску и ухаживать за расческой, чтобы она всегда была чистая.

  • С мылом и принадлежностями для умывания - объясняем детям про бактерии и микробы, показываем как надо чистить зубы, рассказываем про зубную пасту, для чего она и почему ей чистят зубы, и не едят.

  • С одеждой - объясняем назначение отдельных предметов одежды, зачем нужна пижама. Почему нельзя ложиться спать в одежде, которую ты носишь в течении дня и аккуратно складывать одежду, чтобы она не мялась.

 

В итоге проведенных занятий у детей формируется понимание общих принципов поведения в умывальной комнате, обращения с гигиеническими принадлежностями.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и становились ежедневной полезной привычкой.

 

Источники: 

  • Паспорт педагогического проекта «УРОКИ МОЙДОДЫРА» - Скрябина Е.Г., Авдеева Н.А., Кузнецова Г.А., Гулова Н.А. - 2014 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по закреплению культурно-гигиенических навыков у детей младшей возрастной группы с низким уровнем развития в условиях “Детской психиатрии”

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания детей, а культурно-гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Формирование культурно-гигиенических навыков  в условиях психиатрической больницы имеет важнейшее значение. Выполнение детьми этих правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье окружающих , меняет мировоззрение, повышает культуру поведения. Особенности и отличия детей с задержкой психического развития накладывают ограничения на использование привычных методик воспитания. Поэтому, для дальнейшего формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков у детей, можно  использовать литературные произведения русских писателей, например К.И. Чуковский “Мойдодыр” и “Федорино горе”, С. Маршак «Вот какой рассеянный» или В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо?”. Художественное слово влияет на сознание детей, воздействует на чувства и мышление, улучшает восприятие новой информации, формирует мировоззрение, повышает культуру поведения.

Кому может быть полезна: воспитатель, младший воспитатель, дефектолог, логопед.

Программа состоит из двух занятий:

  • Теоретическое: формирование первоначального понимания зачем нужно соблюдать правила гигиены.
  • Практическое: выполнение гигиенических процедур в игровой форме.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие и специфику культурно - гигиенического воспитания;
  • Выяснить особенности культурно - гигиенических навыков детей разного возраста;
  • Создать благоприятную среду для самостоятельной деятельности по закреплению приобретенных навыков;
  • Заинтересовать детей выглядеть опрятно;
  • Объяснить базовые принципы гигиенической культуры;
  • Определить методы и приемы совершенствования культурно - гигиенических навыков.
  • Научить правильно пользоваться гигиеническими принадлежностями.
  • Практически исследовать влияние гигиенической культуры на детей.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих результатов:

  • Сблизиться с детьми;
  • Снизить риск инфекционных заболеваний  в группе;
  • Поднять уровень дисциплины и послушания;
  • Способствовать развитию навыков и новых качеств личности;
  • Исследовать влияние гигиенической культуры на формирование личности ребёнка;

Занятие 1.


Чтение сказки “Федорино горе”. Корней Чуковский.

Организационный момент.

Завести детей в игровую, попросить не торопясь и спокойно занять свои места.

  • Сегодня у нас в гостях весёлое Солнышко, с которым мы отправимся путешествовать

в страну сказки Корнея Чуковского “Федорино горе”. В этом пути Солнышко будет дарить свою улыбку за правильные ответы на вопросы.

  • Смотрите, Солнышко приветствует Вас своей улыбкой. Улыбнитесь Солнышку улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Пусть наше занятие пройдёт интересно и с пользой для каждого из вас.

Предлагаем детям во время прослушивания сказки, нарисовать рисунок по содержанию сказки или полюбившегося персонажа.

Воспитатель начинает чтение.
Читать стоит не спеша, давая детям вжиться в историю и понять сюжет.
Во время чтения отвечаем на возникающие вопросы.

После прочтения сказки, воспитатель обсуждает с детьми прочитанное, задавая вопросы:

  • Федора, красивая и опрятная?
  • Почему Федора расстроилась?
  • Почему посуда не хотела возвращаться к Федоре?
  • Зачем  нужно умываться, причесываться?
  • Можно ли кушать из грязной посуды?
  • А почему убежала кровать?
  • Зачем нужно убираться в доме, застилать свою кровать?
  • Что помогает содержать дом в чистоте?

Подталкиваем детей задавать вопросы и чтобы дети активно отвечали, воспитатель раздает изображение веселого солнышка с улыбкой за инициативу.

Дождаться пока дети закончат свои рисунки по прочитанной сказке.

Обсуждаем рисунки детей, развешивая их на стенде, как результат усвоения материала.

                     

Занятие 2.

Практические занятия направленные на закрепление умений обращения:

  • С постельными принадлежностями - проводится банный день, объясняем для чего нужна простыня, наволочка, пододеяльник. Зачем грязное белье меняется на чистое, а самое главное, как быстро и правильно надеть наволочку на подушку и пододеяльник на одеяло.
  • С расческами, заплетаем косички, делаем прически - используя сюжетно-ролевые игры, показываем на куклах (кукла растрепанная и не красивая) делаем ей прическу, расчесываем, заплетаем косу ,завязываем красивый  бантик, учим правильно использовать расчёску и ухаживать за расческой, чтобы она всегда была чистая.
  • С мылом и принадлежностями для умывания - объясняем детям про бактерии и микробы, показываем как надо чистить зубы, рассказываем про зубную пасту, для чего она и почему ей чистят зубы, и не едят.
  • С одеждой - объясняем назначение отдельных предметов одежды, зачем нужна пижама. Почему нельзя ложиться спать в одежде, которую ты носишь в течении дня и аккуратно складывать одежду, чтобы она не мялась.

В итоге проведенных занятий у детей формируется понимание общих принципов поведения в умывальной комнате, обращения с гигиеническими принадлежностями.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и становились ежедневной полезной привычкой.

Источники:

  • Паспорт педагогического проекта «УРОКИ МОЙДОДЫРА» - Скрябина Е.Г., Авдеева Н.А., Кузнецова Г.А., Гулова Н.А. - 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...

«Диагностика развития детей всех возрастных групп»

«Основы психодиагностики дошкольников»...

Статья "Роль навыков общения детей младшего школьного возраста в социуме, через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру"

В период младшего школьного возраста у учащихся активно формируется способность делать логические выводы, логически размышлять о физических преобразованиях (строить гипотезы о физическом мире).Дети да...

Методическая разработка :"Развитие топографических навыков у детей младшего школьного возраста"

Данное методическое пособие, позволит познакомить младших школьников с топографическими знаками в игровой форме....

Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....