Программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 4 класс.
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта  начального общего образования и авторской программы «Истоки» для общеобразовательных учреждений под ред. И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук и А.В. Камкина, профессора Вологодского государственного педагогического университета. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnye_istoki.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта  начального общего образования и авторской программы «Истоки» для общеобразовательных учреждений под ред. И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук и А.В. Камкина, профессора Вологодского государственного педагогического университета. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

В области личностной культуры:

  • выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В области общественных отношений:

  • осознавать себя гражданином России;
  • развивать чувство патриотизма и гражданской солидарности;
  • забота о благосостоянии многонационального народа РФ;
  • осознавать ценность семьи;
  • понимать и поддерживать такие нравственные устои семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • бережно относиться к жизни человека;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • сотрудничать с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  • почтительно относиться к родителям, осознанно заботиться о старших и младших.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
  • отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
  • сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
  • определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
  • находить необходимую информациюв учебнике, словарях, справочниках;
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  •  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • читать вслух и про себя тексты учебника, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;
  • следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;
  •  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  •  определять план выполнения заданийпод руководством учителя;
  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
  • корректировать выполнение задания в дальнейшем;
  • оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Формаорганизации курса внеурочной деятельности:час общения.

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.

Содержание программы 4 года обучения (34 часа)

Введение (1 час)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

Традиции образа (8 часов)

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.

Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, названная.

Род, родоначальник и родословие. Виды родословной.

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры - живая память Отечества. Святая Русь.

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и мечдуховные.

Мир. Мир - белый свет. Мир - согласие. Мир - сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы).

Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.

СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло - черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце - образы просветителей.

Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова (8 часов)

СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.

Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь; не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.

Традиции дела (9 часов)

ТРУД. Крестьяне, ремесленники и купцы- труженики России. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер - золотые руки.

Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность. Знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита веры. Отцы -командиры. Полководцы.

Служение священства - научение вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на духовные нужды.

Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Талантливый человек - большой труженик. Почему в основе любого таланта - любовь?

Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Народное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Традиции праздника (7 часов)

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье.

Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется - там легче живется.

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха - праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

Заключительное занятие (1 час)

Исторический, нравственный и духовный смысл традиций. Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага, крестная мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

1.

Вводное занятие: «Что такое традиции?».

2.

Отец.

3.

Мать.

4.

Отечество – земля отцов.

5.

Мир.

6.

Спаситель.

7.

Пресвятая Богородица. Ангел-Хранитель.

8.

Свет и просветители. Праведники и мудрецы.

9.

Обобщающее занятие  по разделу «Традиции образа».

10.

Священные слова. Заповеди и заветы.

11.

Сердечные слова. Благословенные иконы.

12.

Родительское благословение.

13.

Сердце сердцу весть подаёт.

14.

Сердце сердцу весть подаёт.

15.

Честные слова.

16.

Честные слова.

17.

Обобщающее занятие по разделу «Традиции слова».

18.

Земледельцы.

19.

Ремесленники.

20.

Купцы и предприниматели.

21.

Воинство.

22.

Священство.

23.

Суд и управление.

24.

Искусники. Иконописцы.

25.

Книжники.

26.

Обобщающее занятие по разделу  «Традиции  дела».

27.

Гулять всем миром.

28.

Радоваться всей семьёй.

29.

Радоваться всей семьёй.

30.

Помнить всем Отечеством.

31.

Помнить всем Отечеством.

32.

Молиться всей Церковью.

33.

Потрудиться душой.

34.

Обобщающее занятие по разделу  «Традиции  Отечества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Программы ФГОС внеурочная деятельность 1 класс (2012-2013 уч.год)

Представляю Вашему вниманию: 4 программы внеурочной деятельности ( час здоровья, социальная деятельность, проектная деятельность, предметная деятельность ) для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Программа по внеурочной деятельности 2 класс.

Программа по внеурочной деятельности, тематическое планирование 2 класс....