Доклад Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной и воспитательной деятельности младших школьников в группе продленного дня.
материал (4 класс)

Елена Николаевна Пономарева

Мир вокруг нас меняется очень стремительно, и современное образование не должно оставаться в стороне от изменений в социуме. Вполне закономерно, что в создавшихся условиях каждому педагогу нужно вносить необходимые коррективы в свою работу. Такие серьезные задачи, как формирование личности ребенка и его успешная социализация можно и нужно решать не только на уроках. Группа продленного дня всегда была и остаётся отличным помощником родителям и учителям.  В данном докладе можно увидеть взаимодействие учителя и воспитателя ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Новодмитриевская СШ

Доклад

Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной и воспитательной деятельности младших школьников в группе продленного дня.

Выполнил воспитатель

 группы продлённого дня

Пономарева  Елена Николаевна

2019 год

Содержание.

1.Теоретическая часть.

2 Практическая часть.

3.Литература.

Мир вокруг нас меняется очень стремительно, и современное образование не должно оставаться в стороне от изменений в социуме. Вполне закономерно, что в создавшихся условиях каждому педагогу нужно вносить необходимые коррективы в свою работу. Такие серьезные задачи, как формирование личности ребенка и его успешная социализация можно и нужно решать не только на уроках. Группа продленного дня всегда была и остаётся отличным помощником родителям и учителям. Недаром один из основных вопросов, задаваемых родителями при поступлении в школу, является вопрос о наличии такой группы. Это очень значимая педагогическая система, придуманная более 40 лет назад.

В процессе положительных преобразований личности должны принимать участие, как учителя начальных классов, так и воспитатели групп продленного дня. Очень важным моментом для успешного обучения детей является их тесное сотрудничество.

Планироваться может не только учебная деятельность. Усилия учителя и воспитателя должны быть направлены также и на личностный рост ребенка, ведь существует множество других видов деятельности, кроме учебной:

  • досуговая;
  • бытовая;
  • физкультурно-оздоровительная.

Ответственность за ребёнка в равной степени несут воспитатель, учитель, а также родители.

Пребывание ребёнка в группе продлённого дня должно не только повышать уровень учебных умений ребёнка, но также способствовать его полноценному физическому, умственному, духовному развитию. Самым первым и очень важным правилом является единство требований учителя и воспитателя. Именно потому в начальной школе необходимо держать связь между этими звеньями.

Планирование работы группы продленного дня процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту.

В настоящее время важно, чтобы в основу планирования работы педагога и –вопитателя закладывал следующие приоритетные позиции:

создание условий для личностного развития воспитанников;

создание условий для реализации, основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, учителям пенсионного возраста. А между тем специальность воспитателя продленного дня сложна, многообразна по своим требованиям к его личности и имеет специфические педагогические функции. Группа продленного дня - объединение учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согласно уставу учреждения.

Планирование работы группы продленного дня должно вытекать из общего плана работы образовательного учреждения. Выполнение общих воспитательных и образовательных программ - главная цель работы группы продленного дня.

В плане работы на неделю четко должны быть прописаны основные режимные моменты и мероприятия (без указания точного времени), цель и задачи их организации на каждый день .

Основными направлениями планирования являются:

сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни;

обеспечение воспитанности учащихся;

обеспечение всеобщего основного образования.

Одним из важнейших вопросов организации продленного дня является взаимодействие между учителем и воспитателем группы продленного дня. От степени скоординированности их усилий зависит качество учебно-воспитательного процесса, уровень успеваемости и воспитанности учащихся.

Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?

Во-первых, это совместная работа воспитателя и учителя по комплектованию групп продленного дня, воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной учебно-воспитательной работы, ведению психолого-педагогических наблюдений, взаимопосещение занятий, участие в методической работе и работа с родителями.

Во-вторых, это обмен информацией между учителем и воспитателем. При этом средствами обмена служат классные журналы, журналы групп продленного дня, дневники учащихся и их тетради.

Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования в учащимся. Внимательно наблюдая за работой учеников на уроках и во время самоподготовки, воспитатель совместно, с учителем обсуждает, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует поработать индивидуально.

При согласованной работе учителя и воспитателя последний внимательно просматривает тематическое планирование по предметам, выясняет: какие темы наиболее трудны для учащихся, в чем именно; какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий (например, прогулки и экскурсии в природу с указанием цели и конкретными пометками о том, на что обратить внимание у наблюдаемого объекта и по дороге к нему). Все эти данные могут найти отражение в календарном плане воспитателя.

 Взаимодействие между учителем и воспитателем помогают учащимся в надежде на их возможности и установку на формирование новых стимулов учения, т. к. воспитатель должен правильно закреплять учебный материал. Только единые требования дают положительные результаты. Для наших учащихся необходимо повышенное внимание, т. к. они нуждаются в индивидуальном подходе, учитывая психологические особенности развития данного ребенка.

И только систематическая, повседневная работа учителя и воспитателя на всех режимных моментах нашей школы: на уроках, на самоподготовке, на внеклассных мероприятиях способна ввести наших питомцев в мир человеческого общения.

Тесная связь воспитателя и учителя способствует лучшему усвоению учебных программ по развитию речи, чтению, математике, ознакомлению с окружающим миром, трудовому обучению, физической культуре.

Взаимопосещение уроков воспитателями, а самоподготовки и внеклассных занятий учителями помогают сделать обучение и воспитание развивающим, целенаправленным. Взаимопосещаемость между учителем и воспитателем делает очень многое, а именно: раскрывает сущность и познания воспитанника в той или иной области знаний. Как было сказано, огромное значение имеют единые педагогические требования. Поэтому в воспитании детского коллектива тесный контакт в работе учителя и воспитателя необходим.

На мой взгляд, очень существенным фактором в совместной работе является следующий: воспитатель не должен ощущать, что играет второстепенную роль по отношению к учителю. Особенно важно, чтобы такого несоответствия не наблюдали сами ученики. Статус воспитателя должен находиться на должном уровне. Только пребывая на равных с учителем, воспитатель может правильно выстраивать свою работу.

Взаимодействие начинается с построения доверия. Только в этом случае сотрудничество сделает работу эффективной. Все великое не делается в одиночку, оно создается командой людей.

Таким образом, взаимодействие и преемственность в работе учителя и воспитателя группы продленного дня – одно из важных условий эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Совместное внеклассное мероприятие.

Сценарий - конспект внеурочного мероприятия « Путешествие в мир И.А.Крылова  » к 250 - летию писателя

Цель: Познакомить учащихся с творчеством писателя, расширить знания о его творчестве.

Задачи:

Познакомить школьников с жизнью и творчеством И. А. Крылова.

Углубить знания о басне как одном из старейших жанров литературы.

Развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недостатки.

Развить творческие способности учащихся.

Учиться выразительно читать и анализировать басни.

Развивать актерские способности учащихся.

Оборудование: компьютер, выставка книг, иллюстрации, портрет писателя, декорации.\

1 часть 1 слайд

Ход мероприятия

  1. Ребята сегодня мы  отправляемся с вами  в путешествие,  в течении которого  познакомимся с биографией и творчеством И.А.Крылова . Ведь в этом году  13 февраля мы празднуем юбилей этого чудесного  писателя-250 лет
  2. Слово учителя.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

  1. - О ком же эти строки?

А эти строки о  нём  (Презентация)   д 1 слайд

Первая станция нашего путешествия И.А.Крылов-биографическая

В каждой стране есть баснописцы  в России лучшим является  он-
         
2 слайд Родился Иван Андреевич Крылов 13 февраля 1769 г. В г. Москве, в семье бедного дворянина. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремления к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел итальянским и французским языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

.        3 слайд Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах   4 слайд 

         5 слайд  Многие русские художники запечатлели его на своих полотнах  Карл Брюлов

Иван Егорович Эггинк Петр Алексеевич Оленин

    6 слайд В 1855 году в летнем Саду С-Петербурга был установлен бронзовый памятник великому баснописцу. Рядом с ним фигурки персонажей его басен. Его выполнил русский скульптор Петр Клодт. Этот памятник был установлен на деньги, которые собрали по всей России.

       7 слайд  Кого из героев басен можно увидеть на памятнике

2 часть  (Следующая станция) ---------------------

         8 слайд  Основной жанр в творчестве Крылова – это басня

 -Что  такое басня? (Басня краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в котором действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить).

( Басня – это небольшое произведение ,написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость , лесть , жадность, глупость).

 Басня построена особым образом    9 слайд     Болбшую роль в басне играет мораль    Мораль.

Учитель: Что означает это слово?

Мораль- это поучение, совет, где объясняется смысл басни. В морали осуждаются глупые и плохие поступки.

  Посмотрите на басню на экране 10 слайд  ( читаю) где в этой басне мораль. Её значение

3 следующая станция ----------------------------

         11 слайд  В баснях о образе зверей мы легко узнаём людей. Ведь у всех людей есть недостатки, а И. А . Крылов помогает увидеть их. они чаще всего высмеиваются , но это сделано необидно для каждого человека, а от имени животных, птиц и насекомых.  9 (читают басни дети)

Собака и Лошадь

У одного крестьянина служа,
Собака с Лошадью считаться как-то стали.
«Вот, – говорит Барбос, – большая госпожа!
По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.
Велика вещь возить или пахать!
Об удальстве твоём другого не слыхать:
И можно ли тебе равняться в чём со мною?
Ни днём, ни ночью я не ведаю покою:
Днём стадо под моим надзором на лугу,
А ночью дом я стерегу».
«Конечно, – Лошадь отвечала, –
Твоя правдива речь;
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, –
Ей Крыса говорит в ответ, –
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»

Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.

 (Зачитать отрывки из басен) ( раздать отрывки)

 Учитель: Какие человеческие качества осуждает и высмеивает И. А.Крылов в своих баснях?

Дети. Он высмеивает глупость, зазнайство, трусость, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие.

Автор говорит о своих героях с юмором, усмешкой или с иронией

. Учитель:Что такое ирония?


Дети. Ирония- скрытая, тонкая усмешка.

- На какой жанр литературы похожа басня? Почему? ( На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди).( посмотрим мультфильм  «Квартет»  Обратите внимание на героев и на их поведение. Какие черты людей мы видим?( медведь неуклюжий, осел глупый, Козел   …..

Теперь послушаем  басню    12 слайд «Лиса  и виноград»  в исполнении(----)   увидели ли вы в лисе черты характера человека ( да лиса хитрая. ……

Над чем смеётся Крылов

4 частьСледующая  станция----------------------

Ребята, где можно познакомится с баснями Крылова в первую очередь, конечно в библиотеке, давайте послушаем библиотекаря нашей школы . она познакомит нас с книгами которые вы можете взять в библиотеке.

В любой детской книге огромное количество иллюстраций, к басням Крылова иллюстрации рисовали такие художники как ….. ( на экране)

 Теперь давайте познакомимся с иллюстрациями, которые нарисовали вы, ( дети говорят что они нарисовали) молодцы , очень удачные иллюстрации, вы настоящие художники

5   Следующая станция« -----------------

  Ребята мы познакомились с биографией Ивана Андреевича, с его баснями  Давайте попробуем сами вжиться в образы героев его произведений. -----    и              приготовили нам инсценировку басни «Ворона и лисица».  

 Слайд  13 Посмотрим , как нашим юным актером удалось перевоплотиться.( басня) Молодцы

Заключение. Сегодня Мы с вами Путешествовали по страницам басен И.А.Крылова. Надеюсь, всё, что вы сегодня увидели и услышали останется в вашей памяти надолго. Мы встретимся с вами на следующей неделе на игре  по басням И.А Крылова

Слайд 14

Список использованной литературы

1.Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. - М., 1990.

2. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55

3. Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. - 160 с.

4. Занятия в группе продленного дня. 1-4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации. – М. : ТЦ «Учитель», 2011. – 251 с.

5. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития /И.Ю.Кулагина. - М.: Эксмо,2009. 176с: ил. - (Растим первоклашку).

6. Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. - М., 2004

7. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня

Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня...

«Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня»

Познавательная деятельность ребенка развивается не только учителем во время уроков. Весьма эффективно развитие данного аспекта в рамках деятельности воспитателя группы продленного дня.А повышению уров...

Статья "Организация деятельности младших школьников в группе продленного дня в рамках ФГОС"

Доклад для круглого стола по теме: Организация деятельности младших школьников в группе продлённого дня....

Методическая разработка Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня.

Сегодня, в начале III тысячелетия, режим продленного дня опять заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. В педагогической среде начинает осознаваться известная аксиома: школ...

Статья_Организация досуговой деятельности младших школьников в группе продленного дня

Досуг – часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.В статье предлагаются различные формы работы, которые возможно применять в досуговой деятельности младших шко...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в группе продленного дня.

Проектная деятельность - особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности....

Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня

Актуальность исследования.Сегодня, в начале III тысячелетия, режим продленного дня опять заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. В педагогической среде начинает осознавать...