Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в группе продленного дня.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Проектная деятельность - особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_proektno-issledovatelskoy_deyatelnosti_v_shkole.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Культура проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная деятельность учащихся, опирающаяся на индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой цели, имеющая план и критерии оценки результата.

Под учебно-исследовательской деятельностью понимается учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у учеников культуры исследовательского поведения, развитие способностей к познанию, но в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового научного результата. Исследовательская деятельность связана с решением учащимся проблемы с заранее неизвестным решением.

Программа проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

У каждого, кому предлагают учиться проектной деятельности, резонно может возникнуть вопрос, зачем мне это нужно? Зачем учиться проектированию, если я хочу стать, например, артистом, художником, врачом, музыкантом, журналистом? Кратко сформулировать ответ на этот вопрос можно так, овладение способами проектной деятельности – жизненная необходимость для каждого современного человека, поскольку это позволяет ему развить такие способности, которые нужны в любом деле. Какие именно способности? Прежде всего – это интеллект, умение решать интеллектуальные задачи.

Существует две большие группы интеллектуальных задач – познавательные и практические. К познавательным относятся задачи, имеющие целью получение новых знаний о мире и о себе. К практическим относятся задачи, целью решения которых является изменение мира путем создания чего-то, чего раньше не существовало (технического устройства, предприятия, музея, выставки и т.п.) или улучшения чего-то уже существующего (состояния воздуха в городе, дизайна пришкольного участка, чистота на улицах поселка и т.п.).

Изучая в школе различные предметы: физику, химию, географию, историю, биологию, астрономию и др., мы получаем знания об окружающем мире. Узнаем об устройстве вселенной, о том, какова наша планета, о ее животном и растительном мире, о том, как жили и живут сейчас люди в разных частях земли, об их взаимоотношениях, о законах протекания различных процессов на земле и в космосе и многое другое. В результате у нас складывается некая картина мира. Но, как понимали еще древние мыслители, "многознание ума не добавляет". Знания необходимы человеку, но нужно уметь добывать новые знания, познавая этот изменяющийся мир, и, что особенно важно, действовать в нем.

В жизни каждому человеку приходится решать множество интеллектуальных задач. Они бывают стандартными и не стандартными. В стандартных ситуациях человек хорошо знает, что и как нужно делать, у него есть опыт действий в таких ситуациях, и он уверен, что, действуя, как прежде, добьется нужного результата. Чтобы добраться от своего дома к школе нам не нужно ничего придумывать, поскольку мы это делали много раз. Необходимость думать возникает, когда по каким-то причинам старый способ реализовать нельзя, например, добраться до школы нужно значительно быстрее, чем обычно. Тогда ситуация становится нестандартной.

В нестандартных ситуациях не только неизвестен способ действий, но и сам желаемый результат нередко бывает определен лишь в общих чертах. Когда человек завершает обучение в школе, ему нужно решать, как строить свою жизнь дальше. Ответ на этот вопрос оказывается очень непростым. В конце прошлого – начале нынешнего столетий многие выпускники школ стремились получить профессии юристов, экономистов, менеджеров. Конкурсы на эти специальности в вузах были самыми высокими. Многие вузы срочно открывали программы профессиональной подготовки по этим специальностям. Однако, когда по окончании вуза новые юристы, экономисты, менеджеры стали искать место работы, то оказалось, что на рынке труда требуются другие специалисты. Найти работу по специальности многим не удалось. Если бы выпускники школы, выбирая будущую профессию, исходили не из того, что "модно" сегодня, а прогнозировали, какой будет ситуация на рынке труда, когда они окончат вуз, то они могли бы не попасть в ситуацию своей невостребованности. Своим профессиональным самоопределением они сами ввели себя в проблемную жизненную ситуацию

Чтобы сделать правильный выбор, нужно не только хорошо сознавать "что я хочу" и "что я могу", но и хорошо понимать существующую социальную ситуацию, а также, как она может измениться в перспективе. Но выбор жизненного пути – не единственная сложная проблема, которую приходится решать каждому человеку. В течение жизни людям приходится принимать множество решений, как поступить в той или иной ситуации, какие действия следует предпринять и т.п. Во многих случаях опора на свой или чужой опыт не может быть достаточно надежным основанием для решения жизненно важных задач в новых условиях. Поэтому те, кто не умеют анализировать нестандартные ситуации и планировать свои действия в них, нередко принимают ошибочные решения.

Чтобы быть успешным в своей жизни, человеку нужно не только иметь хорошее понимание окружающего мира, но и обладать развитой способностью принимать решения о том, как действовать в этом мире. Эту способность называют практическим интеллектом.

Практический интеллект развивается у человека в течение всей его жизни. Однако когда он развивается только на основе накопления опыта, то есть путем проб и ошибок, то не достигает высокого уровня развития. И хотя многие люди убеждены, что они умеют хорошо решать практические задачи своей жизнедеятельности, это в большинстве случаев заблуждение. Чтобы хорошо ставить цели, разрабатывать эффективные планы их достижения, нужно осваивать специальные средства и методы, которые наработаны в опыте всего человечества. Наилучшие возможности для освоения таких методов и средств предоставляет проектная деятельность.

Современное проектирование содержит специальные средства, позволяющие человеку лучше понимать: что требуется, что возможно, что следует делать, чтобы при имеющихся ресурсах получить наилучший результат и уменьшить возможные негативные последствия. Конечно, проектные методы не могут гарантировать стопроцентного успеха в достижении желаемых результатов, но они повышают его вероятность.

Основная цель включения школьников в проектную деятельность – формирование и развитие у них способности быть субъектами постановки и решения познавательных и практических проблем за счет освоения способов этой деятельности и соответствующего им комплекса метапредметных понятий. Другая важная цель – формирование понимания учащимися смысла освоения проектной деятельности для своего развития.

Осваивая способы проектной деятельности,учащиеся смогут развить умения, которые будут полезными в жизни, чем бы они не занимались:

умение анализировать проблемные ситуации;

умение проектировать цели;

умение планировать достижение целей;

умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;

умения ставить и решать познавательные задачи;

умение эффективно работать в группе.

В этом главный смысл обучения проектной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность имеют следующие особенности:

—цели и задачи её определяются личностными и социальными мотивами. Поэтому деятельность должна быть направлена как на повышение образовательных достижений школьников по биологии, развитие их способностей, так и на создание продукта, значимого для других;

—организация деятельности; должна позволять учащимся реализовать потребность в общении, овладевать нормами взаимоотношений с разными людьми, приобретать умения индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

—сочетание разных видов познавательной деятельности школьников при выполнении учебных исследований и проектов.

Признаками проектно-исследовательской деятельности являются:

практически значимые цели и задачи в структуре деятельности включает компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку решаемых задач; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; выполнение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов деятельности;

компетентность в выбранной сфере исследования творческую активность; собранность аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:

Доступность – занятие предполагает освоение материала за рамками школьного учебника. Зачастую на высоком уровне трудности. Но понятие «высокий уровень трудности» имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу;

Естественность – тема исследования не должна быть надуманной взрослым; она должна быть интересной и реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого;

Наглядность, или экспериментальность, - в исследовательской деятельности человек выходит за рамки созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментирует с теми предметами, материалами, вещами,которые изучает в качестве исследователя;

Осмысленность – для того, чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться. Это возможно только в том случае, если цель, задачи, проблема, гипотезы – не готовые выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий ученика. Именно процесс осмысливания проектно-исследовательской работы дает ученику осознанность выполняемого им действия. Формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию;

Культуросообразность -  это воспитание в ученике соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи;

Самодеятельность – ученик может овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со сверстниками и педагогами, он становится партнером и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы. Принцип самодеятельности является самым главным, т.к. именно самостоятельная деятельность – основной показатель понимания учеником изучаемой им проблемы.

При организации проектной деятельности используется типология проектов

по следующим критериям:

  • Преобладающему виду деятельности;
  • Содержанию;
  • Количеству участников;
  • Длительности;

При выполнении проекта учитываются следующие требования к его реализации:

Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям ученика;

Для выполнения проекта должны быть созданы необходимые условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы и т.д.;

Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований в части выбора темы, конкретных приемов, технологий и методов;

Наличие простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и вклада каждого участника;

Результаты и продукты проектной и учебно-исследовательской работы включаютпубличную презентацию, оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты.

Основная задача учителя при организации проектной и учебно-исследовательской деятельности – создание мотивирующей и объединяющей линии поведения, не научить какому-то конкретному знанию, а инициировать самообучение, чтобы ученик мог сам находить и получать необходимые знания, осознавать значимость целей своей деятельности. Поддержка эффективности работы ученика – это индивидуальная деятельность учителя, направленная на достижение поставленных целей.

Технология организации учителем работы над проектом (исследованием):

Создание каталога тем проектных и учебно-исследовательских заданий;

Предложение выбора учащимся и определением для каждого ученика уровня сложности;

Определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапами работы;

Защита работы.

Основные направления проектно-исследовательской деятельности учащихся: метод проектов, информационные проекты, игровые проекты, ролевые проекты, прикладные проекты, социальные проекты, учебно-исследовательские проекты, инженерные проекты.

Проектно-исследовательская деятельности может иметь различные формы.

На уроках:

Урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок-рассказ, урок –экспертиза и т.д.;

Учебный эксперимент – планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

Домашнее задание исследовательского характера, сочетающее различные виды деятельности, позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

На внеурочных занятиях:

Исследовательская практика учащихся;

Образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;

Факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета;

Ученическое научно-исследовательское общество;

Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, которое предполагает выполнение учебных исследований.

Результатами проектной и учебно-исследовательской деятельности считаются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой  исследовательской и проектной работы.

Результатами освоения познавательных УУД являются: повышение предметной компетентности подростков; расширение кругозора в различных научных областях; умение оперировать качественными и количественными показателями; формирование умений организации системы доказательств и ее критики и.т.п.

Результатами освоения коммуникативных УУД являются различные умения, способности и приемы работы в группе: способность к согласованным действиям, владение нормами и техникой общения, учет особенностей коммуникации партнера.

Результатом освоения регулятивных УУД являются: способность видеть проблему, ставить цели и планировать пути ее достижения, контролировать ход работы по достижению цели, оценивать результат, сопоставлять с целями и задачами.

В ходе изучения всех учебных предметов ученики приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практике овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуации неопределенности. Учащиеся получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

Литература

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2004. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ pl/1287.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными в 2007 г.)
  3. Исследовательская работа школьников // Научно-методический журнал. Издательский дом «Народное образование».

4. Федеральный закон; Российской Федерации от 29 декабря 2012т. №273 г ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Концепция федеральных; государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А:М:Кондакова, А.Л. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

6. Формирование универсальных учебных; действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий; пособие для учителя / Л.Г. Асмолов; F.B. Бурменская,:;И.А, Волрдарская и др; под ред А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие младшего школьника в группе продленного дня

Обобщение опыта работы в группе продлённого дня.  Презентация защиты....

актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в группе продленного дня

Этот материал о духовно-нравственном воспитании младших школьников в ГПД...

Здоровьесбережение младшего школьника в группе продленного дня

Актуальность  применения здоровозберегающих технологий в ГПД...

Статья "Организация деятельности младших школьников в группе продленного дня в рамках ФГОС"

Доклад для круглого стола по теме: Организация деятельности младших школьников в группе продлённого дня....

Доклад Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной и воспитательной деятельности младших школьников в группе продленного дня.

Мир вокруг нас меняется очень стремительно, и современное образование не должно оставаться в стороне от изменений в социуме. Вполне закономерно, что в создавшихся условиях каждому педагогу нужно вноси...

Статья_Организация досуговой деятельности младших школьников в группе продленного дня

Досуг – часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.В статье предлагаются различные формы работы, которые возможно применять в досуговой деятельности младших шко...