Статья_Организация досуговой деятельности младших школьников в группе продленного дня
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Андреева Елизавета Николаевна

Досуг – часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.

В статье предлагаются различные формы работы, которые возможно применять в досуговой деятельности младших школьников, включая в режимные моменты ГПД, или на переменах между уроками.

Формы работы бывают разными в зависимости от активного или спокойного отдыха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андреева Елизавета Николаевна,

воспитатель ГПД
ГБОУ гимназия №32
«Гимназия петербургской культуры»
Василеостровского р-на

Организация досуговой деятельности младших школьников в ГПД

Досуг – часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности. Слайд 2.

И.Ю. Исаева выделяет следующие виды досуга: мега-досуг (каникулы), макро-досуг (время после школы, выходные), микро-досуг. Микро-досуг – это вид досуга, занимающий промежуток свободного времени, который определён небольшими временными рамками (например, перемена в школе, обеденный перерыв и др.).

Слайд 3. Планируемым результатом организации перемен  является: готовность  и способность обучающихся к саморазвитию, а также формирование учебной мотивации к познанию через игровую деятельность. Организация досуга также направлена на профилактику девиантного поведения школьников на перемене. Положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние детей. Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках.

Формы работы, которые возможно применять в досуговой деятельности на переменах между уроками, бывают разными в зависимости от активного или спокойного отдыха.

Активный отдых

Слайд 4. Наиболее эффективными для организации досуга младших школьников на перемене считаются подвижные игры. Дети, активно играющие на переменах, в четыре раза меньше отвлекаются на последующих уроках, чем их одноклассники, проводящие переменки в спокойном отдыхе.

Подвижные игры дают возможность разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми силами взяться за учебу. Они способствуют решению задач воспитания и социализации, формируют командный дух и взаимовыручку, развивают ловкость и координацию движений. В подвижные игры на переменах можно играть и всем классом, и небольшими группами.

Слайд 5. Существуют основные правила для организации двигательных перемен в школе:

  • Необходим учет возрастных особенностей детей.
  • Место проведения должно быть хорошо проветренным и произведена влажная уборка.
  • Подвижные перемены обычно проводят после третьего урока в течение 15-20 минут, при этом необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку.
  • Важно во время игр давать детям рекомендации, подбадривать их. Такие подвижные занятия будут проходить более эмоционально.
  • Надо учитывать, что двигательные возможности девочек и мальчиков начинают различаться, поэтому следует предусмотреть как совместные, так и раздельные игры.
  • Для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, подбирают упражнения с небольшой нагрузкой.
  • Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене, должен быть связан с программой по физической культуре.
  • Подвижные перемены не должны копировать уроки физической культуры. Перемена – это, прежде всего, время отдыха для учащихся, поэтому не следует держать их в строю. Школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, проявлять дисциплинированность и организованность.

Подвижные игры используются с учетом подвижности учащихся. По степени подвижности детей можно разделить на три группы: с большей подвижностью, средней и малой.

Слайд 6. Игры низкой интенсивности

«Точный расчет»

На полу чертят круг диаметром 50-60 см. В круг с завязанными глазами становится играющий. Его задача – выйти из круга, сделать 5 шагов и опять вернуться в круг.

«Два сигнала»

Играющие делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3-4 м. Одна команда выполняет заранее указанные движения при назывании овощей, другая – при назывании фруктов. При каждой ошибке играющего его команда получает штрафное очко.

Игры средней интенсивности

«Шишки, желуди, орехи»

Играющие образуют три концентрических круга. Стоящие первыми – «шишки», вторыми – «желуди», третьими – «орехи». В центре находится водящий. По команде водящего, например: «орехи», участники этой команды должны переместиться на одно место вправо. Водящий в это время стремится занять чье-либо место. Если ему это удается, игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Проведение активного отдыха в последнее время осложнилось в связи с условиями карантина: выходить из кабинета во время перемены нельзя. В классе можно провести подвижные игры, не требующие большого пространства. Или организовать активный отдых другим способом, например, устроить мини-дискотеку.

Мини-дискотека. Дети могут выйти к доске или встать в проходах между рядами парт. Учитель включает динамичные танцевальные игры – Just dance и дети повторяют движения на экране. Главные плюсы: развитие координации, реакции (мелодия с каждым разом ускоряется), двигательной памяти.

Пассивный отдых

Слайд 7. Несмотря на значимость двигательной активности, в настоящее время предпочтение отдается пассивному отдыху (интеллектуальные, настольные игры, развивающие упражнения).

  1. Рисование по клеточкам, раскраски-антистресс, лабиринты. Слайд 8-9.

Эти способы далеко не всех расслабят на перемене, но вполне возможно, помогут кому-то из детей. Рисование по клеточкам (раскраски и симметрия), знаменитые и популярные у взрослых раскраски-антистресс, а также любимое занятие детей – поиск выхода из лабиринта – отличный вариант отдохнуть на перемене, не выходя из кабинета.

  1. Детские журналы. Слайд 10.

Печатные детские журналы вместо гаджетов могут рассказать весёлые истории и погрузить в мир тайн, загадок и самых интересных заданий. Лучшие современные детские журналы и газеты – это «Непоседа», «Ёжик», «Тридевятое Царство», «Санька в стране сказок», «Жевжик», «Маленькие академики». В журналах есть: лабиринты и поделки, комиксы и ребусы, смешные стихи и шифровки. Можно купить сразу несколько экземпляров и сделать школьные перемены нескучными и продуктивными.

  1. Эксперименты с работой полушарий и со зрением. Слайд 11.

Чтобы ваши ученики были творческими и мобильными, можно давать им на перемене простое упражнение на развитие работы обоих полушарий мозга. Распечатайте специальные тропинки, пусть дети пробуют вести по ним двумя руками одновременно с разных концов, главное – не сбиться с пути. Не менее важно делать интересные и полезные упражнения для зрения и мозга – стереограммы. Задача: «зацепиться» взглядом за какую-либо точку на картинки и сосредоточить взгляд (не моргая) так, чтобы картинка раздвинулась и проявился сюжет-ответ на загадку. Найти и распечатать стереограммы можно в сети Интернет.

  1. Игры на тетрадном листе. Слайд 12.

Для таких игр нужны только ручка и тетрадный листок. Например, «Морской бой», «Танки», «Точки», «Чепуха», «Угадай слово», «Крестики-нолики». Сегодня дети со многими из этих игр не знакомы, поэтому учитель может научить детей этим простым, но очень увлекательным играм. Задача этих игр: развивать логическое мышление и общаться.

  1. «Три минуты релакса». Слайд 13.

Необходимо выключить свет, попросить детей сесть так, как им будет удобно, расслабиться, закрыть глаза и пофантазировать. Включить звуки природы: море, лес, дождь, деревня. Через 2-3 минуты выключите музыку и отпустить детей заниматься своими делами. Это отличный вариант, чтобы успокоить детей. А ещё это хорошее упражнение для развития фантазии. Но важно: прослушивание должно быть не больше 3 минут, иначе дети заскучают и в релаксе не будет смысла.

Есть второй вариант — выключите свет и на 2-3 минуты (не дольше!) включите детям красивое видео со съёмками природы: с красивой музыкой, но без слов. Это прекрасный способ расслабиться, прийти в себя и настроиться на предстоящий урок.

  1. Игры-конструкторы. Слайд 14.

Первый вариант — конструктор из цветных ватных палочек. Нужно заранее раскрасить кончики ватных палочек и распечатать схемы сборки. Задача — как можно быстрее собрать фигуры из ватных палочек по схеме, правильно соединив по цветам все кончики.

Второй вариант — конструктор из зубочисток и пластилиновых шариков. Приготовить много зубочисток (деревянные палочки для шашлыков или нарезанные трубочки) и скатать много небольших пластилиновых шариков. Дети могут собирать объёмные фигуры любых форм и размеров, связывая зубочистки (рёбра) пластилиновыми шариками.

  1. Игры на дыхание. Слайд 15.

Проведите увлекательное соревнование «Гонка гусениц»! Ребята быстро сделают гусеницу-«гармошку», осталось только подуть (можно использовать для этого трубочку), чтобы она «поползла» (руками трогать нельзя!). Ещё есть классная игра «Меткое дыхание»: прикрепите к партам (под столешницу) одноразовые стаканчики, дайте детям мячики для настольного тенниса. Задача — загнать мячик в стакан только с помощью дыхания (без использования рук). Кто быстрее справился, тот и победил.


Слайд 16. Использованные источники:

  1. Исаева, С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе/Айрис Пресс, Москва, 2008.
  2. Организация досуга младших школьников на переменах как условие повышения учебной мотивации. – URL: https://uchitelya.com/pedagogika/2473-organizaciya-dosuga-mladshih-shkolnikov-na-peremenah-kak-uslovie-povysheniya-uchebnoy-motivacii.html (дата обращения: 14.02.21)
  3. Организация активного отдыха на переменах. – URL:  https://multiurok.ru/files/doklad-po-tiemie-orghanizatsiia-aktivnogho-otdykha-na-pieriemienakh.html (дата обращения: 14.02.21)
  4. 12 идей, чем заняться на перемене, если нельзя выходить из класса. – URL: https://mel.fm/blog/yekaterina-khasanova1/91487-12-idey-chem-zanyatsya-na-peremene-esli-nelzya-vykhodit-iz-klassa (дата обращения: 14.02.21)

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговая деятельность младших школьников

Досуг как форма воспитательной работы с младшими школьниками...

Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"

Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...

Организация досуговой деятельности младших школьников в ГПД

В материале представлена модель организации досуговой деятельности школы № 302 Фрунзенского района Санкт- Петербурга....

Статья "Организация деятельности младших школьников в группе продленного дня в рамках ФГОС"

Доклад для круглого стола по теме: Организация деятельности младших школьников в группе продлённого дня....

Статья Организация духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Предлагаемые  в данной статье формы работы по введению понятий о нравственности, морали помогут учителю начальных кассов  в работе с детьми.В младшем школьном возрасте повышена восприимчивос...

Доклад Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной и воспитательной деятельности младших школьников в группе продленного дня.

Мир вокруг нас меняется очень стремительно, и современное образование не должно оставаться в стороне от изменений в социуме. Вполне закономерно, что в создавшихся условиях каждому педагогу нужно вноси...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в группе продленного дня.

Проектная деятельность - особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности....