Успешное формирование потребностей учащихся
статья

Коробкина Нина Марковна

Поскольку формирование личности ребенка происходит не только в стенах школы, но и за её пределами. Основным фактором развития личных качеств ребенка является семья.        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_k_publikatsii_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Успешное формирование потребностей учащихся.

          Воспитание подрастающего поколения в единстве требований к воспитанию детей в семье и в стенах школы. В нашей стране в этом накоплен огромный опыт. В настоящее время, на фоне общего роста благосостояния семей растет и их культурный уровень. Только иногда этот уровень заметно отстает от благосостояния и плетется где-то сзади. Чем выше и глубже познания родителей в области педагогики и психологии, тем положительнее влияние на детей. Но надо быть честными и признать тот факт, что в период девяностых годов, (волей или неволей) был допущен большой пробел в педагогическом процессе. При переоценке ценностей, навалившейся на всех нас, многое было потеряно, надеюсь, что не безвозвратно. Претерпевали изменения к отношению к пионерам – героям, октябрятам как помощникам старшему поколению, положительные качества героев нашего времени подвергались сарказму и пренебрежению. Пострадали такие ценности как дружба, доброта, самоотверженность и патриотизм.  Пока появлялись многочисленные программы, пока решались педагогические вопросы и выбирались направления в развитии нового человека, на мой взгляд, было упущено, если не поколение, то наверняка его большая часть. Есть надежда, что пробел в воспитании восполним, и будет ликвидирован впоследствии.

          Сейчас мы имеем дело с родителями, которые в «лихие девяностые» были школьниками, учились, так сказать на гребне демократических свершений. В эти годы произошел надрыв между поколениями, пострадали связи и общность интересов, ухудшилось понимание и доверие.

           Дети девяностых стали родителями и это не могло не сказаться на качестве «педагогического материала» … Прошу прощения за столь производственный термин, который привожу чисто для понимания процесса. Опять-таки – доступность получения высшего образования, образование платное. То же  дали свои плоды. В институты пошли те, кто по уровню своей образованности никогда бы не стали студентами, они бы не смогли ни поступить, ни тем более учиться, но эти проблемы сняты платным образованием и в результате: - «Осторожно! Специалист».

             Но справедливости ради, надо заметить, что в этом есть и свои плюсы. У нас в стране появилось много лоточников на базарах, дворников, почтальонов, курьеров с высшим образованием. Как мы раньше жили без этого?! А ведь звучит же: - «продавец – филолог, доставщик пицц – инженер, курьер – экономист, почтальон – товаровед, а ведь некоторые из них даже назвать свой факультет не в состоянии. Но жизнь расставила все по местам, а природа их сделала родителями.

              Привлечь к сотрудничеству родителей в вопросе воспитания детей сейчас стало довольно трудно. Хотя этот вопрос всегда решался с особой деликатностью и осторожностью, но в наше время он стал отличаться еще и остротой. И вот на фоне всех перечисленных выше проблем, основные задачи педагога – учить и воспитывать делаются куда значимей и шире. Необходимо преодолеть проблему самоустранения многих родителей от процесса воспитания молодого поколения, от равнодушия и безразличия.

          А учить надо многому, не только читать, писать и считать, - главное научить ребенка думать. И куда здесь без родителей? Каждая встреча, будь -то не запланированное общение, или родительское собрание, заканчивается советом, легким ненавязчивым поучением, просьбой или примером. Но делать это необходимо особо тактично и очень тонко. Учитель благодаря своему авторитету способен на многое, но авторитет собирается годами по крупинке, а утратить его можно за мгновение. Необходимо применять методы педагогического воздействия к родителям, с особой осторожностью и с большим запасом, чтобы через них достать основной объект воспитания – школьника, строителя завтрашнего дня.  

Поскольку формирование личности ребенка происходит не только в стенах школы, но и за её пределами. Основным фактором развития личных качеств ребенка является семья.        

Семья – это общественная единица, основанная на браке и отношениях кровного родства; в современном понимании – группа близких родственников (родители, их дети и другие родственники), живущие вместе. Семья возникла на ранней стадии человеческого общества. За всю историю общества семья претерпела и претерпевает существенные изменения, как по форме, так и по выполнению определенных функций. Эти изменения тесно связаны с изменением самого общества, его материальных условий.

        Одна из первоочередных задач семьи – обеспечение физического развития ребенка, привитие санитарных гигиенических навыков. Сюда входит забота родителей о нормальном питании ребенка, обеспечивающим его рост, развитие и правильно формирование организма; уход за телом, закаливание организма; обеспечение достаточной нагрузки в физических упражнениях (игры, прогулки), в бытовом труде и труде по самообслуживанию.  

Решение этой задачи начинается со дня рождения ребенка и продолжается до тех пор, пока ребенок сможет самостоятельно совершенствовать свои физические возможности.

В младшем школьном возрасте ребенок сознательно выполняет утреннюю гимнастику, регулярно занимается физической культурой в школе, в кружках, спортивных секциях. В семье рекомендуются совместные занятия гимнастикой, однодневные походы по родному краю, походы в лес за грибами, на рыбалку, совместный активный отдых летом во время каникул. Накопление нравственного опыта ребенка происходит так же с первых дней его жизни. Уже на первом году жизни ребенок заявляет о своих потребностях, желаниях. Родители не всегда умеют разобраться об истинных потребностях ребенка, его капризах. Например, уже в первые недели жизни ребенок понимает разницу между тем, когда его мама держит на руках и когда он лежит в кроватке. Не всегда беспокойство ребенка, его плач оправданы (мокрый, неудобно лежит). Иногда он просто капризничает и просто хочет на руки к матери. Поэтому с раннего возраста родителям нужно научиться различать истинные потребности ребенка и его капризы, так как потребность ребенку нужно удовлетворять, а капризы пресекать. В первые годы жизни ребенка родители больше обеспокоены развитием и удовлетворение его материальных (физических) потребностей (сыт, одет, обут) и иногда забывают о развитии и правильном удовлетворении его духовных потребностей (чтение сказок, рассказов, книг, просмотр детских кинофильмов, прослушивание музыки, рассматривание картин).

Для успешного обучения ребенка в школе, дальнейшего продолжения образования и самообразования личности необходимы развитые еще в дошкольном возрасте духовные потребности.

        Психологи утверждают, что успешное формирование потребностей человека идет тогда, когда их удовлетворение связано с личным трудом ребенка (хочешь, есть – помоги накрыть на стол, после обеда помоги убрать и помыть посуду; хочешь встречи с любимой книгой – учись читать сам, рассматривай картинки, береги книгу). В процессе удовлетворения потребностей идет нравственное воспитание: ребенок узнает, что «можно», а что «нельзя»; что такое «хорошо», а какое поведение «плохое». Здесь же у ребенка начинают формироваться первые навыки общения с людьми (уважения, взаимопомощи, поддержки друг друга).

        Семья воспитывает у детей культуру чувств, умение любить. Воспитание культуры чувств – тонкая и деликатная работа учителей, уважение к родителям должно быть органически связано с любовью, с привязанностью к ним. Уважение дорого родителям, оно отклик на их любовь, благодарность за их труды.

        Задача семьи и школы – воспитать в детях высокие душевные качества, нетерпимость к злу. Воспитание личности – сложный вопрос и решать его нужно в комплексе стоящих задач, применение определенных методов и средств воспитания, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и условий жизни его в семье.

   

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни

Автором (Бедриной М.А.) предложеныконкретные направления по здоровьесбережению из опыта работы учителя начальной школы.   Данная работа дает возможность изменить атмосферу урока, пов...

Формирование потребности в речевом общении у младших школьников на занятиях индивидуальной слухоречевой реабилитации.

   Ребёнок с нарушенным слухом от рождения  без специального  обучения его сурдопедагогом- дефектологом не может овладеть языком слов. Обучение глухих детей языку как средст...

Исследовательская работа по теме: «Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями:  к...

Исследовательская работа по теме:«Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается  следующими приложениями: конспе...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

Формирование потребности у учащихся обращаться к словарям русского языка

Библиографическая игра разработана по толковому словарю великогорусского языка Владимира Даля....

Презентация на тему: "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни. "

Выступление на методическом форуме ОУ по теме: "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"...