РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА
статья (1 класс)

Кузьменкова Рита Васильевна

Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте  «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного возраста о культуре быта русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx63.83 КБ
Файл ped_kol._vystuplenie.docx838.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА

Р.В.Кузьменкова , учитель начальной школы

ГБОУ школа №634 Приморского района, Санкт-Петербурга.

В настоящее время многие современные дети растут и проживают в городах и многоквартирных домах,  и совсем «оторваны от ЗЕМЛИ». Они не знают,  как обрабатывается земля, как растет хлеб, что происходит во время сенокоса и как выглядят орудия крестьянского труда. Это создает обстановку духовной бедности, не способствует гармоничному нравственному развитию личности ребенка, лишает его «корней своих» (Л.Н. Толстой).

Использование проектной деятельности в обучении становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед педагогами.  Кафедра культурологического образования СПб АППО при поддержке кафедры филологического образования СПб АППО явились инициаторами и организаторами конкурса проектов «Литературный багаж». Конкурс направлен на создание условий для развития читательских компетенций учащихся, на формирование опыта постижения детьми смыслов литературных произведений в процессе исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях. Проект "Литературный багаж" способствует  комфортному погружению учеников в атмосферу изучения быта своего народа, истории края,  фольклора. В ходе проектной работы  создаются условия для развития общечитательских компетенций школьников, связанных с чтением и письмом.

Идея участия в данном проекте показалась нам интересной, которую мы обсудили с учащимися и родителями. Мы прогнозировали, что создание проектной работы должно пробудить у детей интерес к литературным произведениям Л.Н.Толстого, а через этот интерес к истории быта, традициям народа, к обычаям и культуре, носителями которой они являются.  Так и случилось. Работа над проектом  проводилась с сентября по май  в несколько этапов.

Первый этап: создание проектной команды; выбор объекта исследования; подача заявки на участие в конкурсе; получение методических материалов от музеев, оказывающих поддержку проектным командам.

Второй этап: исследование литературных произведений в классе, музее; работа над созданием творческой работы - коллекции.

Третий этап: результатом деятельности проектной команды является самостоятельная творческая работа - коллекция (вещей, слов, образов, запахов, звуков и т.д.), которая имеет вид передвижной выставки. Коллекция может состоять как из бытовых предметов различных эпох, так из материалов работ школьников (рисунков, макетов, предметов ручного творчества и т.д.). Она может быть посвящена одному литературному персонажу, фрагменту, пространству книги, ее идее и оформление творческой работы в виде «багажа».

Затем необходимо создание пояснительной записки, проведение фото- и видеосъемки творческой работы; передача творческой работы в музей.    

Завершающий этап: оценивание творческих работ; подведение итогов; презентации, творческое представление работ ребят в музейном пространстве.

Для работы тему и музей выбирали самостоятельно.  В проекте участвовали:

  • Всероссийский музей А.С.Пушкина,
  • Российский этнографический музей,
  • Музей-квартира А.А.Блока,
  • Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, и др.

 В соответствии с возрастом мы с классом  выбрали тему проекта: «Труд крестьян в рассказах  Л.Н. Толстого»: «Наши пряли, а ваши спали», «Учёный сын».

Цель нашего участия в данном проекте: создать условия для ознакомления ребенка с жизнью и бытом крестьян, орудиями сельскохозяйственного труда,  посредством  чтения  художественных произведений Л.Н. Толстого».

Задачи: 

  • Познакомить детей с рассказами Л.Н.Толстого о русской деревне.

Дать представление о жизни и быте русского народа, о тяжелом крестьянском труде.

  • Инициировать желание детей узнать больше о жизни и быте наших предков.
  • Способствовать проявлению интереса к истории появления и совершенствованию орудий крестьянского труда.
  • Организовать целенаправленную работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в данном проекте.
  • Создать предметно-пространственную среду, соответствующую
    требованиям проекта.

Музей, с которым работали: Российский этнографический музей. И работа закипела!

Первым делом ученики читали рассказы Л. Толстого. При чтении ребята знакомились с бытом и трудом крестьян. И возникали вопросы о том, какими орудиями труда пользовались, чтоб убирать на полях урожай.  Как эти орудия труда выглядели? Как весной подготавливали землю к посадке и как затем ухаживали, чтоб получить, и убрать урожай?  

 После прочтения произведений ученики иллюстрировали их. И тем самым на уроках и на занятиях внеурочной деятельности начинался сбор материала для проекта. Организовалась инициативная группа из учеников и родителей, которые выразили своё желание  участвовать  в данном проекте. При поддержке музея была организована экскурсия. В ходе неё дети смогли расширить свои представления и узнать подробнее о быте и труде крестьян в имении Л. Н.Толстого. Начали появляться идеи для оформления творческой работы – коллекции виде «багажа». Совместными усилиями детей и с помощью родителей протекало оформление работы.

Так, например, Шакиров Артём с родителями изготавливали прозрачный куб для макета. Косов Матвей с мамой  лепили лошадь. Сайгушев Ярослав с мамой изготавливали деревья и стог. Михайлюк Максим и Остапенко Ульяна лепили из глины фигурки крестьян, а их мамы помогали шить одежду для них. Разумный Степан с мамой изготавливали пашню и борону. Мы сделали собирательный образ русского простора: поле, пашня, борона, овин, снопы,  стог, березы и главные герои всех рассказов Л.Н.Толстого - русские крестьяне,  именно они любуются этой красотой, обрабатывают эту Землю, изготавливают орудия труда, любят эту землю и уважают этот нелегкий труд на ней.

Попробуем описать  наш «Литературный багаж»: прозрачный куб (длина 49,глубина 39,5, высота 29,5см) куда поместили макет русского поля и попробовали разместить на нем орудия труда крестьян, которые использовали на полевых работах. 

Проект помог гармонично  сформировать нравственные ценности: представление о добре, красоте труда, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Орудия крестьянского труда немногочисленны: соха, борона, серп, коса, вилы, грабли, цеп, сито для разбрасывания зерна при посеве. Свой инвентарь крестьянин мастерил сам, используя при этом в основном материалы из дерева. Инструменты были прочны и надежны и порой передавались по наследству.

Работа над проектом способствовала развитию творческих и исследовательских способностей учащихся, формированию интереса у них к самостоятельной проектной деятельности; содействует расширению кругозора моих учеников, их знакомству с образовательным потенциалом музеев Санкт-Петербурга.

Итогом конкурса стали  передвижные выставки творческих работ школьников, которые проводились в музеях и образовательных организациях Санкт-Петербурга, на различных мероприятиях городского и районного уровня, посвященных чтению. Наши прогнозы оправдались, цель проекта была достигнута. Ребята познакомились с жизнью и бытом крестьян, орудиями сельскохозяйственного труда, посредством  чтения  художественных произведений Л.Н. Толстого». Сами их изготовили, нашли стихи и загадки о них.

Ребята и родители хотят продолжить участие в проекте, познакомиться с другими литературными произведениями и музеями города, результатом такого знакомство станет новый «Литературный багаж»

Литература

  1. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
  2. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  3. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84

https://sites.google.com/site/culturologyappo/ home

http://www.osu.ru/docs/school/physics/first_project.pdf  

http://www.vlivkor.com/2008/02/13/print:page,1,opyt_vnedrenija_metoda_proektov_v_nachalnojj_shkole.html 

Предложения литературных музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области для начальной школы:

  1. Бродский И.А. «Баллада о маленьком буксире». 4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
  2. Гайдар А. «Сказка о военной тайне». 4 кл. Военно-медицинский музей
  3. Мандельштам О.Э. Стихи («Кухня», «Два трамвая» и др.).  1-4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
  4. Милн А.-А. «Винни-Пух и все, все, все» (в пер. Б.Заходера). 2-4 кл. Музей-квартира Ф.М.Достоевского. Только в период 27 октября- 25 ноября.
  5. Некрасов Н.А. «Крестьянские дети». 3-5 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова
  6. Пушкин А.С. Сказки и лирика. 2-4 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).
  7. Толстой Л.Н. Рассказы для детей. 1-4 кл. Российский этнографический музей
  8. Шварц Е. «Сказка о потерянном времени». 4 кл. Музей-усадьба Г.Р.Державина
  9. Русская былина «Вольга и Микула». 3-4 кл. Российский этнографический музей.



Предварительный просмотр:

Участие в проекте  «Литературный багаж»,

 как условие расширения представлений детей младшего школьного возраста

 о культуре быта русского народа

Учитель начальной школы

ГБОУ школы №634

 Приморского района

Кузьменкова Р.В.

          Инициатором и организатором конкурса проектов являлась кафедра культурологического образования СПб АППО при поддержке кафедры филологического образования СПб АППО. Конкурс направлен на создание условий для развития читательских компетенций учащихся, на формирование опыта постижения детьми смыслов литературных произведений в процессе исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях.

Проект "Литературный багаж" способствует  комфортному погружению учеников в атмосферу изучения быта своего народа, истории края,  фольклора. В ходе проектной работы  создаются условия для развития общечитательских компетенций школьников, связанных с чтением и письмом.

Работа над проектом дала возможность к развитию творческих и исследовательских способностей учащихся, формированию интереса у них к самостоятельной проектной деятельности; содействует расширению кругозора моих учеников, их знакомству с образовательным потенциалом музеев Санкт-Петербурга.

   Итогом конкурса стали  передвижные выставки творческих работ школьников, которые проводились в музеях и образовательных организациях Санкт-Петербурга, на различных мероприятиях городского и районного уровня, посвященных чтению.

Работа над проектом  проводилась с сентября по май  в несколько этапов.

          Первый этап: создание проектной команды; выбор объекта исследования; подача заявки на участие в конкурсе; получение методических материалов от музеев, оказывающих поддержку проектным командам.

Второй этап: исследование литературных произведений в классе, музее; работа над созданием творческой работы - коллекции.

Третий этап: результатом деятельности проектной команды является самостоятельная творческая работа - коллекция (вещей, слов, образов, запахов, звуков и т.д.), которая имеет вид передвижной выставки. Коллекция может состоять как из бытовых предметов различных эпох, так из материалов работ школьников (рисунков, макетов, предметов ручного творчества и т.д.). Она может быть посвящена одному литературному персонажу, фрагменту, пространству книги, ее идее и оформление творческой работы в виде «багажа».

Затем необходимо создание пояснительной записки, проведение фото- и видеосъемки творческой работы; передача творческой работы в музей.    

Завершающий этап: оценивание творческих работ; подведение итогов; презентации, творческое представление работ ребят в музейном пространстве.

Для работы тему и музей выбирали самостоятельно.  В проекте участвовали:

  • Всероссийский музей А.С.Пушкина,
  • Российский этнографический музей,
  • Музей-квартира А.А.Блока,
  • Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, и др.

 В соответствии с возрастом мы с классом  выбрали тему проекта: «Труд крестьян в рассказах  Л.Н. Толстого»: «Наши пряли, а ваши спали», «Учёный сын».

Цель нашего участия в данном проекте: создать условия для ознакомления ребенка с жизнью и бытом крестьян, орудиями сельскохозяйственного труда,  посредством  чтения  художественных произведений Л.Н. Толстого».

Задачи: 

  • Познакомить детей с рассказами Л.Н.Толстого о русской деревне.

Дать представление о жизни и быте русского народа, о тяжелом крестьянском труде.

  • Инициировать желание детей узнать больше о жизни и быте наших предков.
  • Способствовать проявлению интереса к истории появления и совершенствованию орудий крестьянского труда.
  • Организовать целенаправленную работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в данном проекте.
  • Создать предметно-пространственную среду, соответствующую
    требованиям проекта.

Музей, с которым работали: Российский этнографический музей. И работа закипела!

        Первым делом ученики читали рассказы Л. Толстого. При чтении ребята знакомились с бытом и трудом крестьян. И возникали вопросы о том, какими орудиями труда пользовались, чтоб убирать на полях урожай.  Как эти орудия труда выглядели? Как весной подготавливали землю к посадке и как затем ухаживали, чтоб получить, и убрать урожай?  

        После прочтения произведений ученики иллюстрировали их. И тем самым на уроках и на занятиях внеурочной деятельности начинался сбор материала для проекта. Организовалась инициативная группа из учеников и родителей, которые выразили своё желание  участвовать  в данном проекте.

        При поддержке музея была организована экскурсия. В ходе неё дети смогли расширить свои представления и узнать подробнее о быте и труде крестьян в имении Л. Н.Толстого.

        Начали появляться идеи для оформления творческой работы – коллекции виде «багажа».

Совместными усилиями детей и с помощью родителей протекало оформление работы.

Так, например:Шакиров Артём, с мамой Буравлёвой Еленой Александровной и Шакировым Вячеславом Захаровичем изготавливали прозрачный куб для макета. Косов Матвей с мамой Анной Александровной лепили лошадь. Сайгушев Ярослав с мамой Пляко Людмилой Николаевной изготавливали деревья и стог. Михайлюк Максим и Остапенко Ульяна лепили из глины фигурки крестьян, а их мамы Михайлюк Екатерина Анатольевна и Сафиева Виктория Зуфаровна помогали шить одежду для них. Разумный Степан с мамой Викторией Александровной изготавливали пашню и борону.

        Мы сделали собирательный образ русского простора: поле, пашня, борона, овин, снопы,  стог, березы и главные герои всех рассказов Л.Н.Толстого - русские крестьяне. Это именно они любуются этой красотой, обрабатывают эту Землю, изготавливают орудия труда, любят эту землю и уважают этот нелегкий труд на ней..

Выглядит багаж так: прозрачный куб (длина 49,глубина 39,5, высота 29,5см) куда поместили макет русского поля и попробовали разместить на нем орудия труда крестьян, которые использовали на полевых работах. 

Вывод: 

     В настоящее время многие современные дети растут и проживают в городах и многоквартирных домах,  и совсем «оторваны от ЗЕМЛИ». Они не знают,  как обрабатывается земля, как растет хлеб, что происходит во время сенокоса и как выглядят орудия крестьянского труда.

 Это создает обстановку духовной бедности, не способствует гармоничному нравственному развитию личности ребенка, лишает его «корней своих».

Создание проектной работы помогло пробудить у детей интерес к  произведениям Л.Н.Толстого, истории быта, традициям народа к обычаям и культуре, носителями которой они являются.  

Проект помог гармонично  сформировать нравственные ценности: представление о добре, красоте труда, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

  Орудия крестьянского труда немногочисленны: соха, борона, серп, коса, вилы, грабли, цеп, сито для разбрасывания зерна при посеве. Свой инвентарь крестьянин мастерил сам, используя при этом в основном материалы из дерева. Инструменты были прочны и надежны и порой передавались по наследству.

В ходе завершения продукта проекта работу представили в музей. Цель проекта была достигнута. Ребята познакомились с жизнью и бытом крестьян, орудиями сельскохозяйственного труда, посредством  чтения  художественных произведений Л.Н. Толстого». Сами их изготовили, нашли стихи и загадки о них.

Продукт проектной деятельности:  

G:\DCIM\104CANON\IMG_8141.JPGG:\DCIM\104CANON\IMG_8110.JPG

G:\DCIM\104CANON\IMG_8105.JPG

Литература

  1. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
  2. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  3. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84

https://sites.google.com/site/culturologyappo/ home

http://www.osu.ru/docs/school/physics/first_project.pdf  

 http://www.vlivkor.com/2008/02/13/print:page,1,opyt_vnedrenija_metoda_proektov_v_nachalnojj_shkole.html 

Приложение 1

к Положению о конкурсе

творческих проектов

школьников «Литературный багаж»

Предложения литературных музеев Санкт-Петербурга

и Ленинградской области

Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области предлагают участникам проекта программы, посвященные следующим литературным текстам[1]:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

  1. Бродский И.А. «Баллада о маленьком буксире». 4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
  2. Гайдар А. «Сказка о военной тайне». 4 кл. Военно-медицинский музей
  3. Мандельштам О.Э. Стихи («Кухня», «Два трамвая» и др.).  1-4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
  4. Милн А.-А. «Винни-Пух и все, все, все» (в пер. Б.Заходера). 2-4 кл. Музей-квартира Ф.М.Достоевского. Только в период 27 октября- 25 ноября.
  5. Некрасов Н.А. «Крестьянские дети». 3-5 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова
  6. Пушкин А.С. Сказки и лирика. 2-4 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).
  7. Толстой Л.Н. Рассказы для детей. 1-4 кл. Российский этнографический музей
  8. Шварц Е. «Сказка о потерянном времени». 4 кл. Музей-усадьба Г.Р.Державина
  9. Русская былина «Вольга и Микула». 3-4 кл. Российский этнографический музей.


[1] По алфавиту авторов. Краткие описания программ представлены далее в таблице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА

Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте  «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного в...

Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...

Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы

Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...