Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Сизова Надежда Васильевна

Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема   «Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы »

 Проблема развития нравственных представлений детей младшего школьного возраста на протяжении долгого  время является актуальной  из-за изменения приоритетов общественного сознания. Заметим, что в нравственное воспитании современных детей значительно ухудшилось в последнее время, появились отрицательные стороны: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютера или смартфона Персонажи, иллюстрированные в современных мультфильмах и сказках, не всегда являются положительными героями и, как правило, они  не обладают нравственной чистотой и духовностью. В современном мире материальные ценности стали иметь значительно больший вес над  духовным миром человека, поэтому у большинства детей  неправильные представления о справедливости, доброте, человеколюбии, патриотизме и нравственности. Нередко родители сами, того не замечая, упускают развитие нравственных представлений своего ребенка, ставя интеллектуальное развитие на первое место. Как правило,  это приводит к духовному опустошению и незрелости во взрослой жизни. Поэтому на современном этапе образования проблема  развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы является одной из важнейших задач в воспитании нового подрастающего поколения.

Актуальность данной задачи находит отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации ФГОС НОО была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…» Именно поэтому правильно считать, что дошкольный возраст – это один из важнейших этапов  в развитии ребенка. В этом возрасте начинает закладываться основа нравственных представлений, которая в будущем  определит отношение взрослого человека к миру и его дальнейшее мировоззрение.

Неоценимую помощь в развитие нравственных представлений дошкольников  оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Художественная литература – это важное средство эстетического и нравственного воспитания детей,  средство формирования личности ребенка и развития речи. Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого и окружающего его мира. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно воздействие художественной литературы на  эстетическое  и умственное развитие ребенка. Литература влияет на формирование нравственных чувств, оценок и представлений, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Вопросам формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста посвящено множество исследований в педагогике, философии и психологии. Философы прошлого, такие как H.A. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, уделяли большое внимание вопросам переживаний, чувств, взаимопонимания ребенка. В.Г. Нечаева, П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Т.И. Пониманская, С.А. Козлова уделяли внимание развитию нравственной сферы личности ребенка. О потенциале полихудожественной деятельности по формированию нравственных представлений у детей занимались и занимаются многие ученые и педагоги такие как М.Б. Глотова, Б.П. Юсовым, Л.Н. Столович, Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова, Б.М. Неменский, И.А. Лыкова и других. Одним из важнейших средств нравственного воспитания дошкольников, по мнению М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. Ф. Луниной, Л. Б. Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой. Вопрос по формированию нравственных представлений является одной из основных проблем методики нравственного воспитания детей.

Нравственные представления являются общечеловеческими моральными ценностями. Содержание нравственных представлений, которые активно формируются в дошкольном возрасте, включает в себя представления о труде людей, значимости труда и коллективном характере, об общественных явлениях, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. 
Процесс развития начал нравственного сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений и понятий («плохой» - «хороший», «добрый» - «злой», «можно» - «нельзя» и др.) к дифференцировке их составляющих («плохой» -«несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» - «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем – к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» - «хорошо», «должно» - «не должно», «добро» - «зло» и др.), в основе усвоения которого лежит достаточно тонкая для этого возраста дифференцированность
Эмотивная составляющая начал нравственного сознания детей, представленная его чувственной тканью, развивается от общей чувственно-положительной окрашенности нравственно-направленных действий, поступков, намерений к более или менее полному осознанию нравственных чувств и эмоций как собственных, так и других людей. 
В связи с этим можно говорить о возможности наличия специфической этапности процесса развития начал нравственного сознания дошкольников, которой может соответствовать адекватная этапность в его целенаправленном формировании. Первоначальный этап заключается в прояснении начал нравственного сознания, которое понимается как уточнение, обогащение и коррекция нравственных представлений детей,  стимулирование проявления отдельных нравственных чувств и эмоций.
Второй этап предполагает развертывание начал нравственного сознания, подразумевающее «восхождение» от представлений к понятию (например, «добрый человек») и от него – к ряду других понятий, раскрывающих и структурирующих первоначальное (например, понятие «добрый человек» структурируется через понятия «добродушие», «доброжелательность», «заботливость» и др.). Последующее «развертывание» начал нравственного сознания связано с освоением детьми наиболее общих понятий морали и этики – «добро», «зло» и др. На этом этапе детей не только побуждают к освоению и проявлению более широкого диапазона высших нравственных чувств и эмоций, но и способствуют их осознанию. 
Характеристика первого этапа состоит в последовательном, систематическом уточнении, придании отчетливости, оформленности, упорядоченности недостаточно ясным, неоформленным, зачастую искаженным знаниям детей о морали. На втором этапе на основе появления у детей более совершенных форм этического знания складывается возможность значительного углубления, расширения этих знаний и перехода их на более высокий уровень – уровень овладения понятиями не только узкоутилитарного, прикладного характера, но и общечеловеческого, фундаментального. Таким образом, формирование начал нравственного сознания детей отражает динамику такого рода изменений, которые способствуют переведению недостаточно оформленных, смутных несистематизированных представлений нравственного содержания, неосознаваемых и недостаточно развитых нравственных чувств и эмоций, недостаточно мотивированных нравственно-направленных действий, отдельных нравственно-ценных поступков, отношений на более высокий уровень.

Необходимо подчеркнуть, что особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте: у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. 
Опираясь на рассмотренные особенности формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по нравственному воспитанию в старших группах дошкольных учреждений.  Также необходимо отметить, что формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если: организовать чтение с детьми различных жанров художественной литературы (стихотворение, сказка, рассказ, пословицы, басня).

Рассмотрим более подробно первое психолого-педагогическое условие – реализация работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы. Художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Чтение ребенку художественной литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней жизни, эмоционально обогащать, будить человечность. 
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. 
В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» есть раздел «Приобщение детей к художественной литературе». Он направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

 развитие литературной речи; 

приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.  
Стоит отметить, что в трудах М.М. Кониной отмечается большое значение художественной литературы во всестороннем воспитании и развитии детей. Необходимо подчеркнуть, что основное положение ее работы заключается в следующем: художественная литература является специфическим видом искусства, занимающим особенное место в формировании нравственных умений детей дошкольного возраста и требующим применения специальных методических приемов, которые эффективно способствуют усилению ее воспитательного воздействия на детей. 
Немаловажно рассмотреть функции художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Выделяют такие функции, как познавательно-нравственная и этическая. 
Познавательно-нравственная функция предполагает развитие и активизацию воображения, образного мышления, восприятие мира, освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах. 
Эстетическая функция включает в себя приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству в его различных формах и развитие разговорной речи, ориентируя ребенка на собственное словесное творчество через прототипы данных в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний. 
Реализация этих функций осуществляется за счет наполняемости и структуры художественных текстов и через сопереживание, эмоциональное принятие слушающим авторской позиции или позиции персонажей художественных произведений. 
Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В процессе работы с детьми используются следующие методы и приемы:

1. Беседа. Побуждает их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. «Например «Мои добрые поступки», «Мои добрые дела» и т.д.

2. Чтение и анализ художественных произведений. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

3. Игра. При помощи игры можно решать самые разнообразные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки; для другого - школой формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

4. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества.

5.Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных).

6. Театрализованная деятельность. Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.

Для усиления воспитательного воздействия на детей художественной литературы необходимо осуществлять подбор книг, в которых по-разному раскрываются определенные нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка поведения и его мотивов у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усилит их воспитательное воздействие на детей. Поэтому в книгах, используемых для нравственного воспитания детей, обязательно должны быть, наряду с положительными героями, отрицательные образы. Важно учить детей различать и правильно оценивать плохое и хорошее в поведении людей.

Опыт работы с М.М. Кониной показал, что влияние художественного произведения может быть сильным и действенным в том случае, когда мы подкрепляем его одно родными впечатлениями, создаем определенные условные связи в коре головного мозга ребенка, усиливаем положительные или отрицательные эмоции.

 В ходе работы с детьми используются различные жанры художественной литературы. Рассмотрим некоторые из них подробнее:

Сказка. Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «казамть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII--XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна. Стоит отметить, что сказка принадлежит к повествовательному жанру художественной литературы. Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа.

 Рассказ. Рассказ – это малая форма эпической прозы, восходящая к фольклорным жанрам (сказке, притче). Для этого жанра характерен небольшой объём и связь с традициями устного народного творчества. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих ли невелико: обычно это главный герой – ребёнок – и его друзья или родители. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои — Илья Муромец. Добрьшя Никитич и Алеша Попович — являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований — былин (от слова «быль») или старин. Былины — грандиозное создание народного искусства. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами. Гипербола — один из ведущих приемов в былинном повествовании. Она придает персонажам монументальность, а их фантастическим подвигам — художественную убедительность.

Необходимо отметить, что героям былин судьба родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства. Учитывая героический и патриотический заряд этого старинного народного эпоса, К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой включали в детские книги отрывки даже из тех былин, которые в целом нельзя отнести к детскому чтению.

 Пословицы. Пословица - малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, она отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа: «Мир да лад -большой клад», «Что посеешь, то пожнёшь». Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, как соловей без песни». Свод пословиц значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает самые разнообразные стороны действительности, в то время как другие жанры имеют определённый предмет изображения: былины и исторические песни касаются прошлого, истории народа, любовные и семейные песни - личных отношений людей и т.д. Даже сказки, хотя они включают в себя несколько жанровых разновидностей (сказки о животных, волшебные, семейно-бытовые) значительно более ограничены тематически, чем пословицы.

Таким образом, художественная литература является одним из основных средств формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания.  Сопоставление художественных образов, моральная оценка поведения и его мотивов у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усилит их воспитательное воздействие на детей. Художественная литература важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...

Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА

Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте  «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного в...

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА

Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте  «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного в...