РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА
статья (1 класс)

Кузьменкова Рита Васильевна

Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте  «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного возраста о культуре быта русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx63.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА

Р.В.Кузьменкова , учитель начальной школы

ГБОУ школа №634 Приморского района, Санкт-Петербурга.

В настоящее время многие современные дети растут и проживают в городах и многоквартирных домах,  и совсем «оторваны от ЗЕМЛИ». Они не знают,  как обрабатывается земля, как растет хлеб, что происходит во время сенокоса и как выглядят орудия крестьянского труда. Это создает обстановку духовной бедности, не способствует гармоничному нравственному развитию личности ребенка, лишает его «корней своих» (Л.Н. Толстой).

Использование проектной деятельности в обучении становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед педагогами.  Кафедра культурологического образования СПб АППО при поддержке кафедры филологического образования СПб АППО явились инициаторами и организаторами конкурса проектов «Литературный багаж». Конкурс направлен на создание условий для развития читательских компетенций учащихся, на формирование опыта постижения детьми смыслов литературных произведений в процессе исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях. Проект "Литературный багаж" способствует  комфортному погружению учеников в атмосферу изучения быта своего народа, истории края,  фольклора. В ходе проектной работы  создаются условия для развития общечитательских компетенций школьников, связанных с чтением и письмом.

Идея участия в данном проекте показалась нам интересной, которую мы обсудили с учащимися и родителями. Мы прогнозировали, что создание проектной работы должно пробудить у детей интерес к литературным произведениям Л.Н.Толстого, а через этот интерес к истории быта, традициям народа, к обычаям и культуре, носителями которой они являются.  Так и случилось. Работа над проектом  проводилась с сентября по май  в несколько этапов.

Первый этап: создание проектной команды; выбор объекта исследования; подача заявки на участие в конкурсе; получение методических материалов от музеев, оказывающих поддержку проектным командам.

Второй этап: исследование литературных произведений в классе, музее; работа над созданием творческой работы - коллекции.

Третий этап: результатом деятельности проектной команды является самостоятельная творческая работа - коллекция (вещей, слов, образов, запахов, звуков и т.д.), которая имеет вид передвижной выставки. Коллекция может состоять как из бытовых предметов различных эпох, так из материалов работ школьников (рисунков, макетов, предметов ручного творчества и т.д.). Она может быть посвящена одному литературному персонажу, фрагменту, пространству книги, ее идее и оформление творческой работы в виде «багажа».

Затем необходимо создание пояснительной записки, проведение фото- и видеосъемки творческой работы; передача творческой работы в музей.    

Завершающий этап: оценивание творческих работ; подведение итогов; презентации, творческое представление работ ребят в музейном пространстве.

Для работы тему и музей выбирали самостоятельно.  В проекте участвовали:

  • Всероссийский музей А.С.Пушкина,
  • Российский этнографический музей,
  • Музей-квартира А.А.Блока,
  • Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, и др.

 В соответствии с возрастом мы с классом  выбрали тему проекта: «Труд крестьян в рассказах  Л.Н. Толстого»: «Наши пряли, а ваши спали», «Учёный сын».

Цель нашего участия в данном проекте: создать условия для ознакомления ребенка с жизнью и бытом крестьян, орудиями сельскохозяйственного труда,  посредством  чтения  художественных произведений Л.Н. Толстого».

Задачи: 

  • Познакомить детей с рассказами Л.Н.Толстого о русской деревне.

Дать представление о жизни и быте русского народа, о тяжелом крестьянском труде.

  • Инициировать желание детей узнать больше о жизни и быте наших предков.
  • Способствовать проявлению интереса к истории появления и совершенствованию орудий крестьянского труда.
  • Организовать целенаправленную работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в данном проекте.
  • Создать предметно-пространственную среду, соответствующую
    требованиям проекта.

Музей, с которым работали: Российский этнографический музей. И работа закипела!

Первым делом ученики читали рассказы Л. Толстого. При чтении ребята знакомились с бытом и трудом крестьян. И возникали вопросы о том, какими орудиями труда пользовались, чтоб убирать на полях урожай.  Как эти орудия труда выглядели? Как весной подготавливали землю к посадке и как затем ухаживали, чтоб получить, и убрать урожай?  

 После прочтения произведений ученики иллюстрировали их. И тем самым на уроках и на занятиях внеурочной деятельности начинался сбор материала для проекта. Организовалась инициативная группа из учеников и родителей, которые выразили своё желание  участвовать  в данном проекте. При поддержке музея была организована экскурсия. В ходе неё дети смогли расширить свои представления и узнать подробнее о быте и труде крестьян в имении Л. Н.Толстого. Начали появляться идеи для оформления творческой работы – коллекции виде «багажа». Совместными усилиями детей и с помощью родителей протекало оформление работы.

Так, например, Шакиров Артём с родителями изготавливали прозрачный куб для макета. Косов Матвей с мамой  лепили лошадь. Сайгушев Ярослав с мамой изготавливали деревья и стог. Михайлюк Максим и Остапенко Ульяна лепили из глины фигурки крестьян, а их мамы помогали шить одежду для них. Разумный Степан с мамой изготавливали пашню и борону. Мы сделали собирательный образ русского простора: поле, пашня, борона, овин, снопы,  стог, березы и главные герои всех рассказов Л.Н.Толстого - русские крестьяне,  именно они любуются этой красотой, обрабатывают эту Землю, изготавливают орудия труда, любят эту землю и уважают этот нелегкий труд на ней.

Попробуем описать  наш «Литературный багаж»: прозрачный куб (длина 49,глубина 39,5, высота 29,5см) куда поместили макет русского поля и попробовали разместить на нем орудия труда крестьян, которые использовали на полевых работах. 

Проект помог гармонично  сформировать нравственные ценности: представление о добре, красоте труда, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Орудия крестьянского труда немногочисленны: соха, борона, серп, коса, вилы, грабли, цеп, сито для разбрасывания зерна при посеве. Свой инвентарь крестьянин мастерил сам, используя при этом в основном материалы из дерева. Инструменты были прочны и надежны и порой передавались по наследству.

Работа над проектом способствовала развитию творческих и исследовательских способностей учащихся, формированию интереса у них к самостоятельной проектной деятельности; содействует расширению кругозора моих учеников, их знакомству с образовательным потенциалом музеев Санкт-Петербурга.

Итогом конкурса стали  передвижные выставки творческих работ школьников, которые проводились в музеях и образовательных организациях Санкт-Петербурга, на различных мероприятиях городского и районного уровня, посвященных чтению. Наши прогнозы оправдались, цель проекта была достигнута. Ребята познакомились с жизнью и бытом крестьян, орудиями сельскохозяйственного труда, посредством  чтения  художественных произведений Л.Н. Толстого». Сами их изготовили, нашли стихи и загадки о них.

Ребята и родители хотят продолжить участие в проекте, познакомиться с другими литературными произведениями и музеями города, результатом такого знакомство станет новый «Литературный багаж»

Литература

  1. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
  2. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  3. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84

https://sites.google.com/site/culturologyappo/ home

http://www.osu.ru/docs/school/physics/first_project.pdf  

http://www.vlivkor.com/2008/02/13/print:page,1,opyt_vnedrenija_metoda_proektov_v_nachalnojj_shkole.html 

Предложения литературных музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области для начальной школы:

  1. Бродский И.А. «Баллада о маленьком буксире». 4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
  2. Гайдар А. «Сказка о военной тайне». 4 кл. Военно-медицинский музей
  3. Мандельштам О.Э. Стихи («Кухня», «Два трамвая» и др.).  1-4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
  4. Милн А.-А. «Винни-Пух и все, все, все» (в пер. Б.Заходера). 2-4 кл. Музей-квартира Ф.М.Достоевского. Только в период 27 октября- 25 ноября.
  5. Некрасов Н.А. «Крестьянские дети». 3-5 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова
  6. Пушкин А.С. Сказки и лирика. 2-4 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).
  7. Толстой Л.Н. Рассказы для детей. 1-4 кл. Российский этнографический музей
  8. Шварц Е. «Сказка о потерянном времени». 4 кл. Музей-усадьба Г.Р.Державина
  9. Русская былина «Вольга и Микула». 3-4 кл. Российский этнографический музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА

Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте  «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного в...

Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...

Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы

Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...