Методическая разработка занятия с презентацией для обучающихся начальной школы с ОВЗ "Русский алфавит. В глубь веков на машине времени."
методическая разработка (4 класс)

Цель: Познакомить с буквами славянского алфавита (кириллицей) и создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия.

Задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к родном языку;
  • развивать речь, память, логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать, развивать устную речь;
  • воспитывать любовь к русскому языку, истории, литературе и культуре; любознательность.

Оборудование:

Распечатанные пособия с кириллицей, современным алфавитом, разрезанные буквы кириллицы, музыкальное сопровождение, презентация.

 

Ход занятия:

Организационный момент

слайд 1

Воспитатель: Сегодня у нас необыкновенное занятие. Занятие – путешествие на машине времени в старую Русь.

Воспитатель: слайд 2 Закрывайте глаза (звучит музыка, открывается разворот доски с буквами кириллицы), расслабьтесь и представьте себе, что вы отправились в дальнее и познавательное путешествие.

слайд 3 Кто знает, что это такое?

Дети: предполагают, что это старинный алфавит

 

Основная часть

Воспитатель: Это буквы, часть азбуки, которой пользовались наши предки. Называлась эта азбука КИРИЛЛИЦА.

Воспитатель: Как вы думаете, какая тема нашего занятия сегодня?

Дети: Тема урока Кириллица.

Воспитатель: Все верно, переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием. Слайд 4

Воспитатель: В IX-XI веках на Руси кириллица состояла из 43 букв.

Давайте посмотрим, какие же буквы были в этой азбуке (знакомство с некоторыми буквами кириллицы)

Воспитатель: Посмотрите, что необычного в этой азбуке?

Дети: Названия букв, их форма, звучание.

Воспитатель: Как называется наш учебник по чтению?

Дети: «Азбука»

Воспитатель: Азбука или букварь  - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С неё начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Название азбуки  происходит от первых букв славянского алфавита – «Аз» и «Буки». Буквы старинной  азбуки были немного похожи на наши.  Но назывались  они совсем иначе. Например: а – «аз», б – «буки»,

в – «веди», г – «глаголь», д – «добро», е – «есть», ж – «жизнь», и – «иже»,

л – «люди», п – «покой», с – «слово», т – «твердо» и т.д.

Игра «Собери букву» (работа в парах)

Воспитатель: Перед вами на партах разрезанная буква кириллицы. Ваша задача — собрать эту букву, найти её среди букв кириллицы и прочитать её название. Кто соберёт, идёт к доске и находит собранную букву. вывешиваю плакат с кириллицей Работа в парах. (Собирают букву кириллицы и находят её название. В это время звучит русская народная мелодия). Если читать названия букв, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что некоторые из них образуют фразы с глубоким смыслом:

слайд 5

- Аз буки веди - я буквы знаю (изучаю);

- Глаголи добро есть  жизнь -  делать добро  есть жизнь;

- Како люди мыслите - как люди думаете;

- Рци слово твердо - говори слово твёрдо (держи своё слово).

Воспитатель: Эти фразы — напоминание, адресованное школярам, изучающим азбуку. В простых предложениях содержатся наставления, где изложены моральные принципы.

Воспитатель: Кто запомнил название старого алфавита? С какой буквы начинается?

Дети: Кириллица. Аз

Воспитатель: Посмотрите, как красиво оформлялись первые буквы в книгах. слайд 6 Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста

выписывались киноварью – красной краской, а иногда золотились,

украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».

Воспитатель: Сейчас и вы попробуете раскрасить буквы заглавные. Задание раскрасить букву (даны буквы кириллицы их раскрасить)

 

Физ. минутка «Шалтай- болтай»

Шалтай- болтай сидел на стенне,

Шалтай- болтай свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать,

Не может Шалтая, не может Болтая,

Шалтая- болтая собрать!

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отдохнули, перейдем к занятию дальше.

Сейчас мы сравним кириллицу и современный алфавит. Слайд 7

Какие буквы отличаются от настоящих? Что в них необычного? Сосчитайте, какое количество букв в кириллице, а какое количество букв в нашем современном алфавите?

Дети: 40 букв в старославянской азбуке, 33 буквы в современном алфавите.

Воспитатель: Современный русский алфавит представляет собой кириллицу, видоизмененную Петром I или, так называемый, гражданский шрифт. Слайд 8 Следующая реформа алфавита произошла после революции 1917 года, когда из алфавита были изъяты устаревшие буквы.

Воспитатель: Чем похожи? Чем отличаются?

Дети: Написание некоторых букв похоже, в некоторых присутствуют другие элементы, отличающиеся от нынешних.

Воспитатель: слайд 9 Каждый год 24 мая отмечается праздник, тесно связанный с историей и культурой не только русского народа, но и других славянских народов – День славянской письменности и культуры.

 

Игра «Отгадай букву»

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду зачитывать загадки, а вы отвечайте.

Самая первая, самая важная

Эта буква в алфавите глава.

Айболита если встретишь,

Тут же скажешь букву ...

Дети: Буква А (слайд 10)

Волку, волчонку и волчице

Немножко нужно подучиться.

Они совсем не знают, вот беда!

С какой же буквы начались их имена?

Дети: В  (слайд 11)

Енот жуёт, жуёт енот,

Ежевику он жуёт,

И на розовой стене

Он рисует букву ...

Дети: Е (слайд 12)

Кошка, миленькая кошка,

Поиграй ты с ней немножко,

С кошкой ты, наверняка,

Не забудешь букву ...

Дети: К (слайд 13)

В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась!

Дети: О (слайд 14)

Итог занятия

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться назад в наше время. Закрываем глаза и перемещаемся обратно. слайд 15

Воспитатель: Вот мы с вами опять очутились в нашем родном классе, в нашем времени. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали?

Воспитатель: Скажите, а в какой стране мы с вами побывали?

Дети: Русь

Воспитатель: А я захватила из прошлого несколько букв. Мы попробуем составить название нашей страны в те далёкие времена.

Дети составляют слово Русь из букв кириллицы.

Воспитатель: А как теперь называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: Теперь составим современное название нашей страны уже из букв современного алфавита. У вас на столах лежат буквы, составьте из этих букв название нашей страны.

Дети: собирают слово Россия

Воспитатель: Какое название старого алфавита? Кто создал азбуку?

Дети: Кириллица. Кирилл и Мефодий

Воспитатель: слайд 16 Спасибо за урок. Вы сегодня хорошо поработали и порадовали меня своими новыми знаниями. До свидания!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kirillitsa.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский алфавит. В глубь веков на машине времени. Составила и провела воспитатель Менчикова Наталия Сергеевна 04 декабря 2019 года

Слайд 2

Путешествие начинается!

Слайд 3

В IX-XI веках на Руси кириллица состояла из 43 букв (из них 19 – гласных). П осмотрим , какие же буквы были в этой азбуке.

Слайд 4

Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием . На Руси кириллица получила распространение после принятия Христианства (988 г.). Славянский алфавит оказался отлично приспособленным для передачи звуков древнерусского языка. Эта азбука положена в основу нашего алфавита.

Слайд 5

Старославянские фразы: Аз буки веди - я буквы знаю (изучаю); Глаголи добро есть жизнь - делать добро есть жизнь; Како люди мыслите - как люди думаете; Рци слово твердо - говори слово твёрдо (держи своё слово).

Слайд 6

Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста выписывались киноварью – красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».

Слайд 7

Сравнение алфавитов Старославянская азбука Современный алфавит

Слайд 9

24 мая – День Святых Кирилла и Мефодия , День Славянской письменности.

Слайд 15

Возвращение из путешествия

Слайд 16

Спасибо за урок. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Правописание слов с суффиксами -ик,-ек".

Предлагаю методическую разработку урока, на котором в интересной и доступной для детей форме раскрывается сложный программный материал по првописанию суффиксов -ик, -ек. Единая сюжатная линия, правило...

Методическая разработка занятия по мини-футболу в начальной школе.

Подвижны игры на основе мини-футбола. Овладение элементарными технико-тактическими действиями в игре....

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы «Шкатулка семейных ценностей»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», &la...

Методическая разработка урока математики 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" по теме "Прямоугольник. Квадрат."

Создать условия для знакомства с определениями "прямоугольник", "квадрат", способствовать развитию умения находить прямоугольники и квадраты среди четырехугольников, способствовать...

Методическая разработка занятия с презентацией для обучающихся начальной школы с ОВЗ "Знакомство с Танграмом"

Цель: Познакомить детей с головоломкой «Танграм». Создать условия для формирования у обучающихся представления о Танграме.Задачи:1. Развивать воображение;2. Закрепить количествен...

Методическая разработка по теме: мероприятие для обучающихся начальной школы «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»  посвященный творчеству С.Я. Маршака,  для учащихся первых классов.Авторы составители:Пугина Л.В.-заместитель директора по воспитательной ...

Методическая разработка занятия с презентацией для учащихся начальных классов по теме "Правила дорожного движения. Дорожные ловушки"

Материал для педагога дополнительного образования и учителя начальных классов для проведения классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаю Методическая разработка занятия ...