Елабуга
классный час (4 класс)

   Не надо ездить далеко, что бы увидеть интересные места. Прямо у нас под носом полно прекрасных исторических и краеведческих памятников. Начнём с так называемого Екатерининского тракта, который ещё называют Сибирским.  На страничке в контакте Ильдара Зарипова, я нашла такую запись: «Поиски в Интернете вразумительной информации практически ничего не дали, лишь крохи обрывочной информации. Даже о том, что около г. Елабуги сохранился довольно большой участок тракта, я нашёл чисто случайно на сайте Национального Парка "Нижняя Кама".

 

 

 

 

 

Вчера, накрутив за 3 часа 64 километра, я всё же проехал полностью по сохранившемуся участку тракту, поискал немых свидетелей прошлого, попил воды на роднике св. Пантелеймона и покормил комаров.  Дорога берёт начало от окраины Елабуги и прямой линией, пересекая Малый Бор, уходит в сторону с. Поспелово, обрываясь в никуда на границе с трассой Челны - Казань. Протяжённость сохранившегося тракта - 7 километров.

Дорога выложена брусками известняка, которые плотно пригнаны друг к другу. Очень чётко видна граница дороги, она поражает своей прямотой и сохранностью. Сама дорога находится на возвышении, очень хорошо сохранился ров по краям, но вот старых деревьев я не нашёл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elabuga.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Мухамедзянова Альфия Рамазановна
                                                         учитель начальных классов

                                              МБОУ « Бехтеревская СОШ» ЕМР РТ

                                   

 Елабуга.   

Сегодня мы живём в мире скоростей, где современные асфальтированные дороги играют чуть ли не первую роль. Стремление же быстро и с небольшими потерями перенестись из одного пункта в другой у человека появилось достаточно давно. Ещё древние римляне были озабочены строительством комфортабельных дорог и не жалели на них ни сил ни средств. Российская империя, с её масштабами просторов, несомненно нуждалась в постоянных дорогах с развитой инфраструктурой.

  201 лет тому  назад, в 1817 году, были учреждены этапы Сибирского тракта («Высочайшее утверждение назначения этапов для препровождения арестантов по тракту от Москвы, через Казань и Пермь, по Тобольской губернии»).

У Сибирского тракта много вариантов названия. Говорили: Большой Сибирский тракт, Главный Сибирский почтовый тракт, Государева дорога, Осьмая государственная дорога, Большой тракт, Великий тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт… Из Сибири в Россию отправляли обозы с пушниной, золотом, серебром, кедровыми орехами, из России в Сибирь шли мука, крупы, мануфактура, ружейный припас. И Петр I, и Екатерина II, и Александр I понимали необыкновенную важность дороги на Урал и далее — в Сибирь.

  Сколько лет Сибирскому тракту? Если считать начало Сибирскому тракту от знаменитой Бабиновской дороги, то получается более 400 лет. К XVII веку относится первое упоминание о прокладке дороги от Казани на Кунгур через елабужские земли.

 Чего только не видел Большой сибирский тракт По тракту проследовали закованными в ножные кандалы декабристы: Е. П. Оболенский, А. И. Якубович, М. С. Лунин. И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер. Н. М. Муравьев, братья. С декабристами и петрашевцами, среди которых был и Ф. М. Достоевский, власти обошлись строже всех.

 А в 1860 году по Сибирскому тракту перевезено до 20 тысяч пассажиров, 3 миллиона пудов груза (около 50 тысяч тонн) и проследовало 18 тысяч осужденных.

 

   Не надо ездить далеко, что бы увидеть интересные места. Прямо у нас под носом полно прекрасных исторических и краеведческих памятников. Начнём с так называемого Екатерининского тракта, который ещё называют Сибирским.  На страничке в контакте Ильдара Зарипова, я нашла такую запись: «Поиски в Интернете вразумительной информации практически ничего не дали, лишь крохи обрывочной информации. Даже о том, что около г. Елабуги сохранился довольно большой участок тракта, я нашёл чисто случайно на сайте Национального Парка "Нижняя Кама".

Вчера, накрутив за 3 часа 64 километра, я всё же проехал полностью по сохранившемуся участку тракту, поискал немых свидетелей прошлого, попил воды на роднике св. Пантелеймона и покормил комаров.  Дорога берёт начало от окраины Елабуги и прямой линией, пересекая Малый Бор, уходит в сторону с. Поспелово, обрываясь в никуда на границе с трассой Челны - Казань. Протяжённость сохранившегося тракта - 7 километров.

Дорога выложена брусками известняка, которые плотно пригнаны друг к другу. Очень чётко видна граница дороги, она поражает своей прямотой и сохранностью. Сама дорога находится на возвышении, очень хорошо сохранился ров по краям, но вот старых деревьев я не нашёл.

   На карте, сохранившейся в энциклопедии города, видно, что Елабуга остаётся в стороне. Пока мне не понятно, что за дорога проходит в Малом Бору - ответвление ли в сторону Оренбурга или же вообще это другая, более поздняя трасса, которая соединяла прикамские города. Для того, чтобы сравнить и увидеть своими глазами, в выходные я планирую проехать по Сибирскому тракту на участке д. Карадуван - г. Малмыж и посетить музей тракта. Кроме этого хотелось бы попасть в архивы Елабуги и покопаться там»   

             

 В библиотеке села  Бехтерево я нашла  информацию, что Екатериненскую дорогу после войны ремонтировали военнопленные японцы и немцы (в г.Елабуга находился лагерь для военнопленных 1946г.). возле  Св.Ключа  вдоль лесных просек и дорог можно видеть заросшие ямы - остатки землянок, а вдоль тракта находился летний лагерь с кухней. Японцы работали также в лесу-заготавливали лес. А у Святого ключа, рядом с торфяниками находился рабочий поселок "Торфоразработка -Малый Бор". Во время Великой Отечественной войны женщины и девушки из окрестных деревень заготавливали торф и отправляли в Елабугу на нужды спиртзавода. Разрабатывали вручную и при помощи драги, это прямоугольные озера у родника - там где прошла драга.
Это действительно участок Сибирского тракта который шел  через Елабужский уезд потом уходил на северо-восток.

Дорога «царь-бабушки»

Поначалу дорога представляла собой череду верстовых столбов, переправ через реки и горы, перелесков. Ее мостили камнем под наблюдением иностранных специалистов. В болотистых местах клали деревянные настилы — гати. Для мощения проезжей части и строительства мостов через реки и овраги требовалось огромное количество бутового камня, песка и строительного леса. Для добычи камня по всей длине Сибирского тракта были открыты каменные и песчаные карьеры.  Дорожная служба обеспечивала хорошее содержание проезжей части. Каждый участок великой дороги нужно было ремонтировать, строить мосты, стелить гати. Повинность эта возлагалась на села, находящиеся вдоль тракта. За любую провинность жестоко наказывали. Крестьяне вносили денежную и натуральную плату для содержания дороги и привлекались к трудовому участию по ее обустройству, к бесплатным принудительным перевозкам различных грузов, расчистке пути, по требованию проезжавших предоставляли провиант. Поэтому, несмотря на оживление торговли, крестьяне старались отселиться подальше от тракта.  Чтобы путники не плутали в снег и непогоду, императрица Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы на расстоянии почти трех метров друг от друга. Деревья должны были предохранять тракт от снежных заносов. Эти старые березы, которые в народе так и называли «екатерининскими», встречаются и сегодня. Каждое крестьянское хозяйство в притрактовых деревнях обязано было посадить по несколько берез и следить за их выживанием.              В татарстанском селе  Карадуван существует музей Сибирского тракта. Создатель музея, учитель истории Бакий Зиятдинов, умер в прошлом году, он оставил воспоминания и исследования.  Он писал: «Об этом мне рассказывал мой дед Зыятдин-бабай, а ему его дед, который их и сажал, а потом выхаживал. Тогда каждому крестьянскому двору притрактовых деревень, и в Карадуване тоже, давали «урок»: посадить на придорожной полосе по несколько березок и проследить, чтобы они окрепли и выросли. И не приведи Господь, если березка засохнет! Штраф должна была заплатить вся крестьянская община. А уж после этого общинный сход наказывал виновного — чаще всего розгами. Несколько таких берез до сих пор сохранилось. Дед мой рассказывал, что местные жители называли Сибирский тракт «эби-патша юлы» — дорога «царь-бабушки». Это потому, что после указа Екатерины II, где-то в 60–80-х годах XVIII века началась первая большая перестройка Сибирской дороги — ставились верстовые столбы, строились мосты, почтовые станции и избы для ямщиков», — пишет Зиятдинов.  

В Елабужском районе в стороне от оживленных современных автодорог сохранились старинные инженерные сооружения - каменные мосты через речушки и овраги, а также связанные с ними участки дорог, вымощенные природным известковым камнем. Большой каменный мост сохранился на реке Каринка вблизи современной трассы на Ижевск.

Часто мы слышим, что елабужане называют эти дороги «екатерининскими» - будто бы по ним ездила сама императрица Екатерина II. Нередко эти дороги называют и Сибирским трактом. Что это за дороги, когда они были построены и какое значение имели, постараемся разобраться, используя старые карты, документы и материалы краеведов.

Так как Елабуга в прошлом долгое время являлась уездным городом Вятской губернии, то обратимся к историческим сведениям, доступным нам из учебника «География Вятской губернии» 1890 года, составленного К.Лаврентьевым. Вот какие сведения мы находим в параграфе 107 этого учебника: «Все сухопутные тракты, проходящие по Вятской губернии, делятся на почтовые, земские и коммерческие. Почтовые тракты были проложены давно, более 100 лет тому назад, когда местность была плохо известна, и кругом было много лесов».

Получается, что почтовые дороги должны были быть здесь уже в 18 веке. И действительно, есть документальное подтверждение о больших дорогах, соединяющих Елабугу с другими уездными городами. Так, на Специальном плане №6 Вятской Губернии Елабужского уезда, составленного в 1805 году титулярным советником Григорием Зельницким, обозначена «Большая дорога из города Уржума в город Елабугу»

На плане представлен участок дороги от села Лекарево в сторону Елабуги, и эта дорога изображена значительно шире, чем дороги местного значения. Подчеркнуто, что дорога была большая, а значит, по значению имела определенную важность и, безусловно, являлась почтовой дорогой. Данный план пока что является самым старым документом, по которому можно предположить, что почтовые дороги, ведущие в Елабугу, были в 18 веке и потому имеют полное право называться «екатерининскими».

По пять саженей по обе стороны проезжей части оставлялись для канав (кюветов) и придорожных березовых аллей. Березовые аллеи, состоящие из двух рядов посадки, ставились для защиты дорог от снежных заносов в зимнее время. По плану 1855 года трудно определить ширину дорожного полотна почтового тракта в уездный город Сарапул, но зато в плане с каждой стороны дороги обозначены по два ряда деревьев. Были ли это березы или другие деревья, теперь уже неизвестно. Но на отдельных участках вдоль дорог в Елабужском уезде росли именно сосны, которые, по сообщениям очевидцев, произрастали еще в середине 20-го века на сарапульском направлении. Сосновая аллея до сих пор существует на участке от села Умяк по дороге на Лубяны. Это бывший старинный участок почтовой дороги на Малмыж и Уржум. Но, вероятно, березовые насаждения, появившиеся со времен Александра I вдоль почтовых дорог, преобладали и надолго врезались в народную память, стали жить в рассказах и песнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« З В Е З Д Н Ы Й ЧАС» Внеклассное мероприятие во 1А классе по краеведению, посвященное 1000-летию г. Елабуга.

Данная разработка содержит мероприятие посвященное историческому событию родного города, благодаря увлекательной игре, учащиеся с легкостью усваивают новые факты и повторяют то, что уже знают....

Творческая работа "В тихом городе Елабуга "

Н.А. Дурова – героиня Отечественной войны 1812 года стала первой русской женщиной – офицером, награждённой за боевые подвиги высшим знаком военного отличия Георгиевским крестом. Её биография послужила...

Презентация "Елабуга - жемчужина Прикамья"

На уроке Окружающий мир во втором классе дети ведут разговор о своей малой Родине. Эта презентация о маленьком красивом городке  Елабуга, который стоит на берегу реки Кама. А стихи, сопровождающи...

Елабуга

В Елабужском районе в стороне от оживленных современных автодорог сохранились старинные инженерные сооружения - каменные мосты через речушки и овраги, а также связанные с ними участки дорог, вымощенны...

Елабуга

В Елабужском районе в стороне от оживленных современных автодорог сохранились старинные инженерные сооружения - каменные мосты через речушки и овраги, а также связанные с ними участки дорог, вымощенны...

Внеклассное мероприятие по теме: "Дружная компания семей" Хилоу Аида Нурмухамедовна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Елабуга" р. Татарстан. ________________________________________

ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ – ЕГО РАЗУМ ДАРИТ!Наша школа вот уже десятый год серьезно занимается эколого-валеологическим  воспитанием учащихся, мы так же работаем с родителями: проводим лекции, семи...

Разработка урока по самопознанию "Любовь – основа жизни" Хилоу Аида Нурмухамедовна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Елабуга, р. Татарстан.

Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения.Задачи: Создавая атмосферу общности и дружелюбияразвивать чувство любви к окружающему миру;у...