Современные формы и методы работы классного руководителя с родителями
методическая разработка

Ребрикова Людмила Николаевна

Школа была, есть и останется  организацией обеспечивающей обучающий и воспитательный процесс,  реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. И хорошее, и плохое человек получает в семье. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.  Школа может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовать творческий союз детей и взрослых: ПЕДАГОГ – РЕБЕНОК – ВЗРОСЛЫЙ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные формы и методы работы классного руководителя с родителями

Слайд 2

Воспитывает всё: люди, вещи, явления. Но прежде всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А. С. Макаренко 27.02.2020 2

Слайд 3

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. 27.02.2020 3

Слайд 4

27.02.2020 4 « Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье ». В.А. Сухомлинский

Слайд 5

ФГОС второго поколения Семья Образовательное учреждение Общественные молодёжные организации Музыкальная, художественная школы Спортивная школа Ребёнок

Слайд 6

Соответственно, меняется роль классного руководителя. Одним из основных принципов духовно-нравственного воспитания является принцип социально-педагогического партнёрства. Классный руководитель, по сути своей, становится координатором между воспитанниками и субъектами социализации. Конечно, в первую очередь это семья школьника

Слайд 8

ФГОС второго поколения Образовательное учреждение Ребёнок Семья Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Поэтому одна из основных задач классного руководителя – найти те методы и формы работы с родителями, которые позволили бы ему наиболее успешно достичь воспитательной цели.

Слайд 9

Направления работы с родителями 27.02.2020 9 Установление и поддержание постоянной связи с родителями. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка. Привлечение родителей к организации работы с классом .

Слайд 10

Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе. 27.02.2020 10

Слайд 11

Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника Психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить опережающий, предупредительный характер, должно рассматриваться как обязательное и принимать форму всеобуча родителей, должно сочетать теоретическую подготовку родителей с практической направленностью всех занятий.

Слайд 12

Психолого-педагогическое просвещение родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; тренинги. 27.02.2020 12

Слайд 13

Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника 2 . Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность . Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности

Слайд 14

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; родительское общественное патрулирование; шефская помощь. 27.02.2020 14

Слайд 15

Совместная деятельность родителей и детей Совместные праздники Проекты, связанные с изучением семьи, семейных традиций История моей семьи Игрушки и игры наших дедушек и бабушек Новогодние традиции Совместные походы, поездки.

Слайд 16

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля; участие в работе совета содействия семье и школе. 27.02.2020 16

Слайд 17

Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника 3. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.); оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

Слайд 18

Формы взаимодействия учителя с родителями 27.02.2020 18 Индивидуальные: 1. Посещение на дому. 2. Приглашение в школу. 3. Индивидуальные консультации педагога. 4. Переписка.

Слайд 19

Формы взаимодействия учителя с родителями 27.02.2020 19 Групповые: 1. Родительский лекторий. 2. Тематические консультации. 3. Родительский обмен опытом .

Слайд 20

Формы взаимодействия учителя с родителями 27.02.2020 20 Коллективные: 1. Научно-практическая родительская конференция. 2. Классные родительские собрания. 3. Общешкольные родительские собрания. 4. Дни открытых дверей. 5. Концерты. 6. Творческие отчеты. 7. Выставки детских работ. 8. Классные детские мероприятия.

Слайд 21

Нетрадиционные формы работы с родителями Дискуссия – обмен мнениями, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Диспут – размышление по вопросам воспитания. Семинар – эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением специалистов. Круглый стол предоставляет максимальную возможность всесторонне рассматривать вопросы и вырабатывать совместные решения

Слайд 22

Нетрадиционные формы работы с родителями Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Деловая игра Родительские чтения Родительские университеты Родительские ринги Родительские вечера Родительские тренинги

Слайд 23

Формы взаимодействия учителя с родителями Темы родительских вечеров: Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год? Первая книга. Друзья моего ребенка. Праздники нашей семьи. Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье. Вопросы детей, которые ставят нас в тупик. Фотографии нашего детства. Как научиться говорить спасибо своему ребенку? 27.02.2020 23

Слайд 24

Формы взаимодействия учителя с родителями Родительские ринги Темы: Можно ли наказывать ребенка собственным домом? Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка? Соблазны и пути их преодоления. «За и против» школьной формы. Трудности школьного урока. В чем они состоят? 27.02.2020 24

Слайд 25

Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов: 27.02.2020 25 родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе; тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей; собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии); классный руководитель должен не назидать , а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;

Слайд 26

Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов 27.02.2020 26 собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся; родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность; каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

Слайд 27

Правила диагностики 27.02.2020 27 Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Слайд 28

Для чего классному руководителю нужна информация о семье? 27.02.2020 28 Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка Для привлечения родителей к работе класса Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

Слайд 29

Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников? 27.02.2020 29 Социально-демографический портрет семьи Состав семьи. Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст. Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации). Материальная обеспеченность семьи. Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи. Круг интересов, хобби членов семьи. Образ жизни семьи.

Слайд 30

Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников? 27.02.2020 30 Организация и принципы семейного воспитания Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых. Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей. Взаимоотношения родителей с классом. Участие членов семьи в жизни класса. Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.

Слайд 31

Взаимодействие с родителями позволяет: 27.02.2020 31 Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей; Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни; Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка; Сформировать общие подходы к воспитанию; Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей; Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка; Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося; Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.

Слайд 32

Примерная тематика консультаций для родителей Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье. Друзья детей -друзья дома или враги? Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Слайд 33

27.02.2020 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя в период адаптации.

Переход из детского сада в школу для детей всегда болезненен. Задача классного руководителя: помочь ребятам быстрее адаптироваться и сгладить проблемы этого периода. В статье описаны формы и методы ра...

"Формы и методы работы классного руководителя в период каникул"

Организуя свою работу с детским коллективом в период каникул классный руководитель должен изменить педагогические приоритеты, ведь с первого плана  уходят  общеучебные навыки детей,  и ...

Формы и методы работы классного руководителя с семьей

В статье описаны формы и методы работы с родителями в школе, методика проведения, виды и подготовка родительского собрания....

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями

Описаны формы и методы работы классного руководителя с родителями....

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».

     Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...