Методическая разработка родительского собрания «Развитие речи учащихся 1 класса»
методическая разработка (1 класс)

Пронина Надежда Фёдоровна

Цель: повысить уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания

«Развитие речи учащихся 1 класса»

Цель: повысить уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи: ознакомить родителей с аспектами и способами развития речевых умений учащихся 1 класса.

Подготовка к мероприятию:

  • предварительное анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие детей», обработка результатов;
  • оформление выставки пособий для родителей, направленных на развитие речи детей;
  • распечатать листы для работы в парах;
  • распечатать буклеты по теме развития речи;
  • подготовить силуэты двух домов зелёного и красного цвета, стикеры.

Повестка собрания:

  1. Актуальность проблемы развития речи учащихся.
  2. Влияние речевых навыков на усвоение системы знаний. Роль родителей в развитии речевых навыков.
  3. Аспекты и способы развития речи учащихся 1 класса.

Ход собрания

  1. Вхождение в тему. Обобщение взглядов родителей на процесс развития речи учащихся.

Проводится анализ результатов  предварительного анкетирования родителей «Речевое развитие детей»

Текст анкеты для родителей «Речевое развитие ребёнка» 

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет педагогу лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

2. Дата рождения___________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

 3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа) ___________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на уроках в школе? ______________________________________________________________

10. Посещаете ли Вы занятия в школе?__________________________

12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________

Благодарим за сотрудничество!

Задание родителям: сформулируйте проблему, если Вы обнаружили её на основе ваших ответов и проговорите её.

Слайд 1

Постановка целей: таким образом, сегодня наше собрание мы  посвятим вопросу развития речи учащихся. 

        

2. Формирование ожиданий родителей (по методу активного обучения «Два дома»).

        Цель: выявить ожидания и опасения присутствующих на собрании.

Участники: все родители и педагоги.

Время проведения: 5 минут.

Необходимые материалы: на доске силуэты двух домов зелёного и красного цвета, стикеры.

Проведение:

Педагог предлагает на листочках написать, чего родители ждут от сегодняшней встречи и чего опасаются. Свои «ожидания» предлагается прикрепить к зелёному дому, а «опасения» - к красному. В конце собрания родители снимают сбывшиеся «ожидания» и несбывшиеся «опасения», оставляя наглядными несбывшиеся «ожидания» и оставшиеся «опасения».

Примечание: проговорить свои «ожидания» и «опасения» могут родители только по собственному желанию.

  1. Лекция «Влияние речевых навыков на усвоение системы знаний»

Речь человека развивается постепенно, процесс развития речи состоит из нескольких этапов.

На первом году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи является подготовительным, доречевым.

Ребенок второго года жизни практически овладевает человеческой речью. Но эта речь носит аграмматический характер, — в ней нет склонений, спряжений, предлогов и союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь формируется на третьем году жизни ребенка, но и на этой стадии ребенок делает много ошибок -  как в морфологии, так и в словообразовании. В среднем и старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие речи, а к семи годам, к моменту поступления ребенка в школу, система родного языка им в достаточной мере усвоена, и он хорошо владеет устной, разговорной речью.

Обучение в школе предъявляет к речи ребенка новые требования, связанные с изучением многих новых учебных предметов. Если для детей дошкольного возраста речь является практическим средством общения с другими людьми, в процессе которого она и формировалась, то у детей школьного возраста, наряду с этим, речь является и средством усвоения системы знаний.

Поэтому каждый родитель должен хорошо понимать важность развития у ребенка – младшего школьника речевых умений. Именно от того, насколько хорошо развита детская речь, зависят дальнейшие успехи малыша в различных сферах жизни, включая не только его общение со сверстниками, но и успешное обучение в школе – все потому, что должное речевое развитие обуславливает результативное освоение школьных дисциплин.

Многими преподавателями замечено, что недостаточное понимание заданий, к примеру, текстовых, напрямую связано с бедностью детского словаря. Кроме того, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. 

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения школьников в школе и закрепления полученных навыков дома. Родители могут содействовать расширению речевой практики ребенка, закреплению полученных в школе навыков устной и письменной речи.

Слайд 2

Сегодня мы уделим внимание некоторым аспектам развития речи, наиболее актуальным в 1 классе:

  • артикуляционная гимнастика;
  • развитие дикции;
  • выделение нужного звука в слове;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие навыков связной речи;
  • формирование интереса к чтению.

  1. Проработка содержания темы собрания.

Родителям предлагается поработать в парах. Каждая пара родителей получает лист с заданием: соотнесите данные таблицы в правом и левом столбцах, обсудите Ваше решение в паре и придите к единому мнению.

Аспект развития речи

Упражнения для  развития речи

1. Артикуляционная гимнастика

1. Игра в рифму

2. Развитие дикции

2. Составление цепочки предложений по схеме

3. Выделение нужного звука в слове

3. Скороговорки

4. Расширение словарного запаса

4. Чистоговорки

5. Формирование грамматического строя речи

5. Поиск и замена  неправильной буквы в слове

6. Развитие навыков связной речи

6. Семейные чтения

7. Формирование интереса к чтению

7. Составление рассказа по картинкам

Проверка: 1-4, 2-3, 3-5, 4-1, 5-2, 6-7, 7-6.

Работа по слайдам презентации.

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика является основой формирования  речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Существуют комплексы упражнений для выработки правильного произношения различных звуков: упражнения для губ, щёк, языка. Рекомендуется также произносить чистоговорки, пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.  В процессе выполнения таких упражнений необходимо следить за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносятся немного подчеркнуто. 

Далее педагог проигрывает с родителями чистоговорки, представленные на слайде.

При выполнении артикуляционной гимнастики важно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

Слайд 4

Развитие дикции. Развивать дикцию необходимо для того, чтобы  красиво говорить: громко, звучно,  мелодично. Громкость и звучность голоса зависят от гласных. Для обеспечения мелодичного голоса не менее важно правильное, чёткое произнесение согласных звуков. Звук, рождённый в гортани при помощи артикуляции, собирается, окончательно обрабатывается, формируется в чёткие, ясные звуки речи. Звуковой поток гласных оформляют согласные, которые выполняют главную смысловую и различительную функции. Согласные звуки должны звучать чётко, не пропадая. Очень хорошо влияют на  дикцию скороговорки.  Сначала их нужно произносить медленно, потом быстрее. В идеале необходимо научиться произносить эти стишки на одном дыхании.

Далее родителям предлагается проиграть скороговорки, представленные на слайде.

Слайд 5

 Выделение нужного звука в слове важно для различения звуков родного языка. Различение и правильное произношение всех звуков родного языка помогает развитию у ребёнка фонематического слуха, очень важного для устной речи и для обучения правописанию.

Упражнения, представленные на слайде («Какая буква заблудилась?», «Найди и замени неправильную  букву»), проигрываются с родителями.

Если у младшего школьника существуют серьезные проблемы с речью, необходимо обязательно обратиться за помощью к логопеду. Специалист в ряде случаев способен оказать необходимую помощь и дать множество ценных рекомендаций родителям.

Слайд 6

Расширение словарного запаса. Набор слов, которым пользуется ребенок, называется словарным запасом.  Слова необходимы ребенку для того, чтобы ежедневно использовать их в своей жизни для общения с окружающими его людьми, для обучения чтению и письму.

Скудный словарный запас младших школьников приводит к тому, что они не могут полно и связно рассказать прочитанное или услышанное, часто употребляют слова в неправильном значении или говорят простыми предложениями. Недоразвитию речи способствует необщительность ребенка, так как он редко использует речевые навыки. Недостаток слов при общении ребенок пытается заменить словами-паразитами, например, «так сказать», «как бы», междометиями «ну», «э-э», а некоторые дети и вовсе, выражают свои мысли с помощью жестов. 

Задания для расширения словарного запаса.

  • Подбери определения: к слову «яблоко» (круглое, красное, спелое, сочное).
  • Узнай, про что я говорю: овощной, вкусный, горячий (суп).
  • Для чего служит – карандаш, фломастер, кисточка, мелок, иголка…
  • Подбери антонимы и синонимы к слову…
  • Составление предложений со словами-синонимами.
  • Объяснение и сравнение значений заданных слов.
  • Определение антонимов в поговорках и пословицах.
  • Напишите небольшой рассказ, в котором существительные будут заменены картинками. Попросите ребенка прочесть его.

Младшему школьнику понравится игра в ассоциации. Назовите любое существительное, например, «стул», а ребенок должен назвать слова, с чем он ассоциируется – «деревянный», «четырехногий», «мягкое сиденье», «комната». В этой же игре существительные заменяйте прилагательными, глаголами. Называйте слова, которые бы вызывали вкусовые или цветовые ассоциации. Предложите ребенку объяснить смысл поговорок и пословиц – это будет отличной тренировкой для понимания переносного смысла высказываний.

Можно предложить ребёнку игру в рифму. Родителям предлагается проиграть упражнения на слайде.

Действенный способ расширения словарного запаса ребенка – это чтение. Об этом поговорим чуть позже.

Фактически, для большинства людей расширение словарного запаса продолжается всю их жизнь.

Слайд 7

Формирование грамматического строя речи.  Свободная устная и  письменная речь опирается не только на владение достаточным словарным запасом, но и  на уровень сформированности грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя речи - понимается как длительный процесс формирования умений оформлять высказывания с точки зрения законов и правил русского языка.

В работе над  формированием грамматического строя речи можно использовать разнообразные устные и письменные задания на уровне предложения и текста:

  • наблюдение модели, схемы  в слове, предложении, тексте;
  • составление, переконструирование предложений по предложенным схемам;
  • ответы на вопросы и формулировка вопросов;
  • постановка в нужной форме слов, данных в скобках в рамках предложения или текста;
  • разыгрывание данных или самостоятельно составленных диалогов со схемами, моделями;
  • включение изучаемой модели в предложение и текст;
  • исправление ошибок (корректировка текстов).

Родителям предлагается проиграть упражнения на слайде.

Слайд 8

Развитие навыков связной речи. Связная речь представляет собой  сложную форму речевой деятельности. Проблема развития связной речи учащихся в связи с её значимостью и актуальностью сегодня находится в центре внимания российских педагогов. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. 

С начала школьного обучения у детей появляется необходимость решать учебные задачи, а, следовательно, вести рассуждение, доказывать своё решение, появляется необходимость объяснять, комментировать, как выполняется та или иная операция (пишется буква, изготавливается поделка, рисуется узор и т.д.), сообщать те или иные правила (перехода улицы, поведения в общественных местах, работы с инструментом и др.)., раскрывать ту или иную тему и т.д. Всё это требует от детей навыков связной речи.

Развитая связная речь – это свободное и правильное выражение  своих мыслей в устной и письменной форме.

Высокий уровень связной речи у детей младшего школьного возраста включает следующие умения:

  • пользование в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания;
  • активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец);
  • умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения;
  • умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.

Упражнения, способствующие развитию связной речи:

  • объяснить смысл выражения;
  • закончить текст по его началу;
  • придумать начало к концу текста;
  • пересказ текста в роли  главного героя;
  • рассказ на указанную тему;
  • описание наблюдаемых  предметов;
  • составление рассказов по собственным наблюдениям;
  • выборочное чтение по рисунку;
  • составление, пересказ текста по рисункам.

Родителям предлагается проиграть упражнения на слайде.

Слайд 9

Формирование интереса к чтению.  У ребенка, который много читает, повышается способность к обучению, он лучше развивается и адаптируется к постоянно возрастающим требованиям жизни. Чтение – это действенный способ расширения словарного запаса ребенка. Воспитание любви к чтению в ребенке – важнейшая задача родителей.

        Родителям даются рекомендации по формированию интереса к чтению, представленные на слайде. 

5. Подведение итогов (по методу рефлексии «Два дома»).

Цель: оценить работу, отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале собрания.

Участники: все родители и педагоги.

Время проведения: 7 минут.

Необходимые материалы: силуэты двух домов зелёного и красного цвета, с наклеенными в начале собрания стикерами.

Проведение. В конце собрания родители отклеивают листики с записью «ожиданий», которые сбылись, оставляют несбывшиеся «ожидания» и сбывшиеся «опасения» - комментируя свои чувства и действия. Количество убранных стикеров говорит о количестве достигнутых целей.

Педагог. Уважаемые родители, наша насыщенная содержательной работой встреча подходит к концу.  Давайте вновь посмотрим на наши «Два дома», которые хранят наши «ожидания» и «опасения». Уберите те «ожидания» из зелёного дома, которые осуществились, и поясните свои действия. Также уберите из красного дома те «опасения», которые не сбылись. Расскажите, что осталось не решённым?

После последнего высказывания педагог обобщает результаты, соотнося поставленные цели с их достижением.

6. Выработка решения собрания.

Решением родительского собрания может служить план совместных мероприятий по развитию речи учащихся. Основанием для данного плана могут стать оставшиеся записи в двух домах. В плане могут быть отражены индивидуальные встречи с классным руководителем, логопедом (если у кого-либо из детей есть дефекты речи), открытые занятия по развитию речи и др.

Педагог. Я благодарю ваш творческий коллектив заинтересованных родителей за активное участие в собрании по вопросу развития речи учащихся. Оставшиеся в двух домах записи – это основание для нашей дальнейшей работы.

На память родителям вручаются буклеты «Развитие речи учащихся 1 класса».

Используемые Интернет  ресурсы:

  1. http://www.chudopredki.ru/3087-razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov.html
  2. http://tmndetsady.ru/konkursyi-na-sayte/konkurs-metodicheskih-rabot-interaktivnyie-formyi-sotrudnichestva-s-roditelyami/news2636.html
  3. http://xn-----6kcc0ccbiyct4fsa.xn--p1ai/index.php?option=com_content&view=article&id=29:rech&catid=25:logoped&Itemid=37
  4. http://www.solnet.ee/parents/log_49.html#01
  5. http://diktory.com/dikciya.html
  6. http://home.damotvet.ru/parenting/153860.htm
  7. http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/28_531
  8. http://festival.1september.ru/articles/570142/
  9. http://ogulunfort.narod.ru/MLC/Razdel4.htm
  10. http://www.moi-universitet.ru/ebooks/AmoBook/amobook/

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи Учащихся 1 класса

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика; Развитие дикции; Выделение нужного звука в слове; Расширение словарного запаса; Формирование грамматического строя речи; Развитие навыков связной речи; Формирование интереса к чтению

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика

Слайд 4

Развитие дикции


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выделение нужного звука в слове

Слайд 2

Расширение словарного запаса

Слайд 3

Формирование грамматического строя речи

Слайд 4

Развитие навыков связной речи

Слайд 5

Формирование интереса к чтению Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения. Обучая детей чтению, опираться на их интересы. Рассказывать детям сказки. Чаще устраивать семейные чтения. Читать самим. Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно. Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16 лет — это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность. Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы. Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения. Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. Обязательно записать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

Слайд 6

Используемая литература Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. Дорофеева А.М. Развитие речи. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Развитие толерантности у учащихся начальной школы»

На собрании родителям предлагается деловая игра для определения хаактеристик толерантной личности....

Родительское собрание "Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов".

В современном понимании орфография - это система правил написания слов.Формирование орфографического навыка в начальных классах является одним из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное...

Родительское собрание "Развитие речи первоклассников"

Конспект родительского собрания + презентация...

Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»

Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»...

Родительское собрание "Развитие произвольного внимания у учащихся начальных классов".

Материалы  для развития произвольного внимания  родителям учеников начальных классов....

Методическая разработка Русский язык (части речи, 4 класс)

Методическая разработка Русский язык (части речи, 4 класс)...

Разработка родительского собрания "Развитие самостоятельности у детей 6-7 лет.

Цель: создание условий для осмысления родителями значимости развития самостоятельности детей 7-8 лет.Задачи:-повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития самостоятельности у де...