Статья "Детские народные игры в практике воспитателя группы продлённого дня"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Слободская Галина Владимировна

В статье автор раскрывает важность использования народных игр не только в младенчестве и дошкольном детстве, но и в младшей школе. Предлагает сценарии народных игр, развивающих социальные навыки, воспитывающие чувство ответственности. Даёт рекомендации для наиболее заинтересованных педагогов для дальнейшего знакомства с практикой народных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детские народные игры в практике воспитателя  группы продлённого дня

У каждого народа есть свои традиции: игры, песни, костюмы, сказки. Очень важно, чтобы не прерывалась связь поколений, чтобы народные традиции передавались из поколения в поколение. Эти связь наиболее естественна через заимствование игр детьми друг у друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм сейчас относятся «Гуси-гуси», «У медедя во бору» и многие другие. Кто придумал эти игры? Когда они появились?

Эти игры созданы народом так же, как пестушки, потешки, потешки, прибаутки, песни и сказки. Поэтому  они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Многовековая практика воспитания показывает: традиционное содержание многих народных игр и сегодня интересно  детям, отвечает  их жизненным запросам.

С лёгкостью перенимают дети эти игры в детском саду, играя друг с другом на детских площадках, именно в тех коллективах, которые организуются ими самими.

Русская педагогика рассматривала народные детские игры как обязательное  содержание воспитания не только в младенческом возрасте,  в дошкольный период жизни ребёнка, но и в годы школьной жизни. П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры материалом наиболее доступным и понятным для детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них.

Для чего воспитатели используют народные игры в группе продлённого дня? Какие ценные педагогические свойства содержат народные игры, каково их воспитывающее начало?

Прежде всего, эти игры служат несомненным доказательством педагогического таланта народа и примером того, что хорошая игра – образец высокого педагогического мастерства.

Воспитывающее начало народных игр.

Пока ребёнок мал, все игры обращены индивидуально к нему. Но вот ребёнок вырос.  Характер игр меняется – появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед всем коллективом, чувство локтя. И вместе с тем в этих играх не гасится самостоятельность детей. Ребёнок испытывает много положительных эмоций, чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не попалась кошке, сочувствует пойманному.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, укрепляют физически. Если игра по силам ребёнку, то она ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы.

 Мы видим, что народные игры, как правило, образны.  Оттого-то они и увлекают детей младшего школьного возраста. Характерно то, что образ в игре не статичен. Происходит это в силу того, что в игре есть свой случай, событие, оно и составляет игру, именно его и переживает ребёнок.  В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыплёнка, а курице – защищать своего цыплёнка. В игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусям убежать от него. Это признак роднит народные игры с творческой детской игрой, где дети часть создают такой случай, событие, но там он быстро исчезает под натиском новых впечатлений; в описываемых же играх события принимают устойчивую форму.

Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Коршун ловит – наседка защищает. Ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности… и этим увлекают детей.

 По такому плану построены наиболее популярные народные игры.

« У медведя во бору»

Очерчивается дом для медведя. Один из игроков в роли медведя становится в этот дом, а остальные играющие подбегают к нему и дразнят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

Медведь постыл,

На печи застыл.

Это четверостишие дети произносят все вместе,  нараспев. Когда они произносят последнее слово, медведь выбегает и ловит кого-нибудь. Пойманный становится медведем, а поймавший возвращается к играющим.

«Гуси-лебеди»

Один из играющих – волк, другой – хозяйка. Остальные играющие – гуси. Намечается место игры – дом, откуда хозяйка гонит гусей; в поле появляется волк.

- Гуси-лебеди в поле, - говорит хозяйка. Гуси бегут на указанное место.

- Гуси, гуси!

-Га-га-га!

- Есть хотите?

-Да-да-да.

-Гуси-лебеди, домой! – зовёт хозяйка.

-Там волк под горой! – отвечают гуси.

-Что он там делает?

-Гусей щиплет!

-Каких да каких?

-Сереньких да беленьких!

-Бегите поскорей – говорит хозяйка. Гуси бегут. Волк ловит кого-нибудь и пойманного уводит к себе.

Игра «Волки и овцы»

По считалке выбираются волк и хозяйка. Остальные играющие изображают овечек. Уславливаются, где «дом», и о том, что в «доме» нельзя ловить. Овечки пасутся, пощипывая травку. Хозяйка поёт:

«Пасу, пасу овечку

Не выпасу барашка.

Волк придёт,

Их всех задерёт до косточки,

До молосточки,

До седой бороды,

До лохматой головы.

Волк идёт!»

Играющие убегают в «дом», пойманный становится волком.

Игра «Жмурки»

        В игре «Жмурки» происходят переговоры ловящего с остальными играющими.

- Что пил? – спрашивают играющие жмурку.

- Квас, - отвечает жмурка.

- Ищи всех нас,  - кричат играющие и разбегаются.

Последние слова служат сигналом к ловле.

Или:

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови всех нас.

Игра «Уголки»

        В игре «Уголки» каждая перебежка сопровождается припевкой (игровые песни, как считает исследователь детского фольклора Г. С, Виноградов, выступает иногда как содержание игры. Например, в игре «Уголки», каждая перебежка сопровождается припевкой).

        Каждый играющий очерчивает на земле кружок – «уголок». Один играющий остаётся без уголка. Он подходит к кому-нибудь из стоящих в своём уголке и говорит: «Мышка, мышка, продай уголок. За шильце, за мыльце, за белое полотенце, за зеркальце».

        При последнем слове играющие меняются местами, а «покупающий уголок» стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. Тот, кто остаётся без уголка, идёт «покупать».

Строение игры

Структура народной игры очень проста. В ней есть единая цель и одноплановость действия, на которых сосредотачивается всё внимание играющих. Изменения в игре относятся или к её началу, или составляют её конец. Эти качества и создают простоту, завершённость, которые отличают народные детские игры. Песня, слово, движение органично связаны в них. Например, игра «Коршун и наседка». Один из играющих – коршун, другой – наседка, остальные цыплята. Дети, играющие роль цыплят, становятся «гуськом» за наседкой, ходят за нею вокруг коршуна, припевают:

«Вокруг коршуна хожу,

Ожерелие нижу,

По три ниточки,

Бисериночки,

Я снизала вороток,

Вокруг шеи короток.»

Остановившись напротив коршуна, который делает вид, будто роет землю, наседка спрашивает:

-Коршун, коршун, что ты делаешь?

-Ямочку рою, - отвечает он.

-Зачем тебе ямочка?

-Денежку ищу.

-Зачем тебе денежка?

-Иголку купить.

-Зачем тебе иголка?

-Мешочек сшить.

-Зачем тебе мешочек?

-Камешки класть.

-Зачем тебе камешки?

-В твоих детушек бросать.

-Что они тебе сделали?

-Они через забор в огород ко мне лазят.

-А ты делал бы забор выше, не то лови их.

Коршун старается поймать цыплят. Наседка их защищает, двигаясь навстречу коршуну, за ней двигаются все цыплята.

Народные игры, которые мы используем в группе продлённого дня, имеют некоторую особенность: игре предшествует зачин, т.е. некая прелюдия. Речь идёт о знакомой всем с детства считалке. Она вводит в игру, помогает распределить роли, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказку.

Всегда замечаешь возню детей, в которой заинтересованы все и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети «считались»!

-Раз, два, три, четыре.

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон.

Кто не спит, то выйди вон!»

(С. Маршак. «Угомон»)

-Катился горох по блюду.

Ты води, а я не буду.

-Ниточки, иголочки,

Ти-ти-ти, улети.

Целая группа игр построена на движении. Это «Пятнашки» или «Салки», «Колдуны». Один ребёнок выбирается пятнашкой или салкой. Он догоняет кого-либо и дотрагивается до него рукой (пятнает, салит). Тот, кого запятнали, становится пятнашкой.  В игре «Пятнашки с домом» нельзя пятнать того, кто забегает в условленное место – «дом».

«Пятнашки» с другими признаками: нельзя пятнать, если сказано «чур меня», «только не меня» и если игрок остановился в неподвижной позе. В игре действует только одно правило.

Во всех играх с движениями нужно ограничить пространство. Оно должно быть небольшим, для того, чтобы дети не устали и игра протекала оживлённо.

И ещё: не менее важно, что ни на прогулке, ни на перемене дети не будут двигаться быстро, хаотично. Это позволит обойтись без неприятностей (ушибов и т.п.).

Тем, кто интересуется народными детскими играми, рекомендую обратиться к работам русского фольклора и педагогам начала и середины ХХ века Н.С. Филитиса и Г.С. Виноградова, хранящихся в фондах крупных библиотек.

Слободская Галина Владимировна –

- воспитатель группы продлённого дня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.

Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...

Игра-викторина в группе продлённого дня: "Как прекрасен этот мир".

 Игра-викторина в группе пролённого дня: "Как прекрасен этот мир".Цели:1.Развитие коммуникативных и организаторских умений2. развитие у детей патриотического чувства по отношению к русской...

Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

"Народный костюм. Народные игры."

Урок по окружающему миру в 3 классе, УМК "Планета знаний" Башмаков М.И....

Русские народные игры для детей в группе продлённого дня.

Дети группы продлённого дня проводят в школе очень много времени.Как помочь ребятам снять физическое ,умственное напряжение после тяжёлого учебного дня?Препдлагаю устроить народные игры?! Прямо в поме...

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...