ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здравствуй, сказка» (общекультурное развитие)
рабочая программа

Алексеева Валентина Евгеньевна

Русские народные сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, и выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Не оставляет         равнодушными детей встречи с героями сказок. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность, развивает познавательный интерес,  коммуникативные способности ребенка.       Сказка         не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект. Учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_v.e._programma_zdravstvuy_skazka_7561.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение

Краснодарского края  специальная (коррекционная)

 школа-интернат ст-цы Новопокровской

Рассмотрено:

Руководитель МО

________________        

Протокол №____        

от «___» _____2020г.

Согласовано:

Заместитель директора по ВР ГКОУ КК ст.Новопокровской

_________    О.Н.Крамаренко

«___» _________        2020г.

Утверждено:

Директор  

ГКОУ КК ст.Новопокровской

___________              С.И.Титова

 «___» _________        2020г.

ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Здравствуй, сказка»

(общекультурное развитие)

Составитель:

воспитатель

В.Е. Алексеева

ст.Новопокровская

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………….....................................................3

2.Актуальность……………………………………………………….................................4

3.Цель программы…………………………………………………....................................5

4.Задачи программы……………………………………………….....................................6

5.Методические рекомендации к организации и проведению занятий………......7   6.Работа с родителями………………………………………………............................ ..  8

7.Ожидаемые результаты…………………………………………… …………… ……..9

8.Используемая литература…………………………………………… ……………….10

9.Тематический план…………………………………………………........................12-16

10.Приложение …………………………………………………………….. ………. 17-21

Пояснительная записка.

Русские народные сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, и выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Не оставляет        равнодушными детей встречи с героями сказок. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность, развивает познавательный интерес,  коммуникативные способности ребенка.        Сказка        не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект. Учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры.

Для ребенка сказка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?

Изучая        особенности детей        с ограниченными возможностями здоровья, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание        общаться, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо или вообще не развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе        детей; близка их мышлению, представлению.

Программа составлена на основе ФГОС образования  обучающихся с умственной отсталостью от 19.12.2014г. и адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. В соответствии со Стандартом программа направлена на создание комплексной помощи воспитанникам, способствующей преодолению или ослаблению недостатков в коммуникативном развитии воспитанников.  Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений и навыков, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка  c интеллектуальными нарушениями, происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.

 Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений и навыков. Необходимо ежедневное включение в педагогический процесс игр  на развитие коммуникативных навыков. В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами высказать просьбу, желание, мысль в словесной форме.

 На основании вышеизложенного я разработала программу «Здравствуй, сказка» по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта. Программа ориентирована на решение данных проблем, на  коммуникативное развитие   младшего школьного   с ограниченными возможностями здоровья,  их неповторимой индивидуальности, и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

Программа «Здравствуй, сказка» разработана с учётом нормативно-правовых документов:

– Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).

– Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

– Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

– Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,        утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.

– Конвенция о правах ребенка (13.06.1990)

– Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

– Закон РФ «Об основах        системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

– Письмо Минобразования РФ от 02,04,2002 г. №13 – 51 – 28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

– Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.03.2002 №212.

– Внутришкольные локальные акты.

Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня, когда отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, то, как бы ни был опытен педагог, результат традиционной коррекционной работы всегда будет недостаточно эффективным, не принесет положительного результата. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Учить, играя, – оспаривать эту заповедь не станет никто. Сказка – наиболее привлекательный материал для детей и наиболее соответствует мировосприятия ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, можно использовать русскую народную сказку еще с одной целью – коррекционно-развивающей.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка ограниченными возможностями здоровья. При помощи сказки ребенку с ограниченными возможностями здоровья легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.

Новизна программы: индивидуальный подход в обучении, создание специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной,        переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях педагогов, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, тревожности.  Чтение        или рассказывание художественной литературы, сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро. А изготовленные своими руками куклы, декорации, маски доставляют детям много положительных эмоций, развивают мелкую моторику рук.

Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса. При помощи сказки ребенку с ограниченными возможностями здоровья легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.

Цели программы: изучение особенностей воспитательной роли русской народной сказки; развитие и воспитание у детей с ограниченными возможностями здоровья духовного начала,        формирование нравственной, патриотической и духовной культуры.

Задачи программы:

  1. Воспитание у воспитанников доброжелательное отношение к живой природе, людям.
  2. Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.
  3. Формирование культуры речевого общения
  4. Развитие коммуникативных качеств.
  5. Формирование представления о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  6. Развитие умения думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, формирование умения давать оценку поведению своему и других.
  7. Подборка диагностического материала направленного на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
  8. Помощь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Формы и методы реализации программы:

  1. Коллективные занятия;
  2. игры-драматизации;
  3. мероприятия,        развивающие творческие и интеллектуальные способности воспитанников;
  4. индивидуальные беседы с родителями воспитанников;
  5. беседа-диалог;
  6. анализ художественных текстов;
  7.  инсценирование;
  8. решение педагогических задач;
  9. игра сюжетно-ролевая, дидактическая ;

         10.просмотр сказок;

11.индивидуальные беседы с родителями        (консультации, рекомендации).

 

Данная программа предлагает использование таких методов работы как:

Словесные  –  рассказ, устное объяснение, слушание сказок в записи, слушание музыки.

Использование словесных методов        помогает повышать активность обучающихся на занятии, развивать их речь помогает, а также позволяет не только сообщать новую информацию, но и создавать эмоциональный настрой.

Наглядные – показ иллюстраций, показ (исполнение педагогом),        просмотр сказок через Интернет-ресурс, карточки, разнообразный раздаточный материал.

Развитию внимания,  памяти, восприятия способствуют        наглядные методы, они помогают более полному и глубокому усвоению теоретического материала.

Практические – практические игры и упражнения, изобразительная деятельность, участие детей в инсценировании сказок, имитация движений, дидактические игры, динамические паузы, пальчиковая гимнастика.

Организация деятельности младших школьников на занятиях  основывается на следующих принципах:

– Принцип создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность;

– Принцип доступности;

– Принцип наглядности;

– Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитанников;

– Принцип преемственности и систематичности. Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, последовательности занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

– Ориентированный подход;

– Принцип повторяемости действий для закрепления в памяти.

– Сознательность и активность;

– Индивидуальный подход.

Технологии нравственного воспитания:

  1. Технологии сотрудничества (совместная творческая деятельность).
  2. Технологии, направленные на разностороннее и творческое развитие ребенка (обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; реализация имеющихся природных потенциалов личности).
  3. Технология развития театрального творчества (развитие творческих способностей, воображения).
  4. Технология создания ситуации успеха в воспитательном процессе. Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации. Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к занятиям.
  5. Информационно-коммуникационные технологии (создание единого информационного пространства).

При проведении каждого занятия деятельность педагога должна быть направлена на:

– создание положительных эмоций детей;

– организации их восприятия и внимания;

– формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

В течение одного занятия виды деятельности могут чередоваться, что способствует        избежать переутомления воспитанников. Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций; рассказывание, всё это включают в себя        занятия, более свободная передача текста; дидактические игры на материале знакомых сказок; литературные викторины, развлечения.

Условия реализация программы:

Программа составлена для детей 7-10лет с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся раз в неделю, по 30 минут, рассчитана на один учебный год. Каждый ребенок имеет право на добровольное и свободное участие в освоении программы. Воспитательный процесс в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят строится. Возможна корректировка времени, режима занятий и структуру.

Работа с родителями:

  1. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
  2. Организация с родителями досугов для детей на литературные темы: «В гостях у сказки», «В стране добра и зла»
  3. Консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой»,        «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
  4. Памятки «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки» «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
  5. Фото отчёт для родителей.

Работа с родителями проводится раз в месяц, возможна и чаще, по мере необходимости.

Методические рекомендации к организации и проведению занятий

Чтобы дети заслушивались                необходимо выразительно прочитать, Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом,  намеком на движение.        Для того чтобы дети представили, себе живой образ советую, использовать следующие приёмы.

Иллюстрации в книге является широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

Повторность чтения – следующий прием. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с рисованием и лепкой.

Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Можно задать ряд вопросов: Чем закончилась эта сказка?

Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – сюрпризный момент, приход героев из сказок, показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Ожидаемые результаты освоения программы:

 В процессе обучения дети получают не только личностные, предметные, но и метапредметные результаты. Стимулируют интерес к обучению, развивают способности и умения анализировать и систематизировать полученные знания – универсальные учебные действия. Ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с нарушением интеллекта    в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные

Предметные

Метапредметные

– формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;

– формирование навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;

– формирование этических чувств,  формировать нравственные установки и моральные нормы.

– формирование представления о себе, умение рассказывать о своих успехах и неудачах;

– развитие умения слушать, вступать в диалог;

– формирование  способности к принятию социального окружения, умения определить своё место в нём;  

– ознакомление с художественными  терминами и понятиями.

– умение отвечать на простые вопросы по содержанию сказки;

– самостоятельно с небольшой помощью воспитателя анализировать сказку;

– осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий;

– выполнять простые инструкции воспитателя;

– овладение основами художественной грамоты.

– приобретение навыка работы в коллективе.

Список использованных источников:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь,злюсь, боюсь, хвастаюсь и.радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие –М.: Генезис, 2003.
  3. О.Емельянова Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Под ред. С.А.Щербакова – ООО «Русский стиль Подмосковья»2001.
  4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. Под ред. Пузанова Б.П. – М: Изд.центр «Академия», 2000г.
  5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития./ сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микидзе – Спб.: Питер, 2002.
  6. Замский Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века. - М.: Образование, 1995.
  7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003
  8. Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости // Социальная и клиническая психиатрия. - 1993. - № 1.
  9. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. - 1999. - № 3. - С.18-21.
  10. Никитина Л.В., Блаженова И.М. К проблеме обучения истории детей с недостатком интеллекта // Дефектология. - 1997. - № 5. - С.33-40.

          11.Психофизиологические основы дифференциальной диагностики и коррекционного обучения детей с нарушениями познавательной деятельности / Под ред. Д.А.Фарбер, Л.П.Григорьевой. – М.: Изд-во РОУ, 1995. – 97

          12.Психология умственно отсталых школьников / Под ред. В.П.Петровой. -

Красноярск, 1995.

         13. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития – М.: Издательский центр Академия, 2001 Основные термины (генерируются автоматически): ребёнок, общение, развитие, категория детей, коммуникативная деятельность, навык общения, процесс обмена, процесс обучения, речевое общения, совместная деятельность

         14.Самохвалова, А. Г. «Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учебн.-метод. пособие / А. Г. Самохвалова. — СПб.: Речь. 2011.

        15. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития

         

        16. О. С. Степина // Специальное образование. — 2007. — № 8. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст]  

     

           

         

Информационная поддержка:

Интернет ресурсы:

Лукошко сказок. – Режим доступа: http://www.lukoshko.net.

  1. Детские сказки // Баюшки.Ру. – Режим доступа: http://www.bayushki.ru/tales_therapy.htm.

3..Воспитание характера персонализированной сказкой: сайт для пап и мам. –

Режим доступа: http://www.skazkoterapia.ru.

  1. Книга сказок про вашего ребенка. – Режим доступа: http://www.knigiskazok.ru.
  2. Сказкотерапия: сказки Дмитрия Соколова. – Режим доступа: http://www.kulichki.com/XpomoiAngel/skazki/skaz/skazteor.htm#ob1.

Материальные ресурсы: экран, магнитофон, ноутбук, колонка, материалы для изготовления масок, костюмов: бумага,  ножницы, ткань, краски, нитки, иголки, клей, поролон, карандаши, кисточки, природный материал.

План работы по реализации программы

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

занятий

Содержание мероприятия

Работа с родителями

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

03.09.2020

Знакомство со школьной библиотекой

«Сказки читаем – речь       развиваем». Консультация

2

Экскурсия в районную библиотеку.

10.09.2020

3

Рисование «Моя любимая сказка»        

 17.09.2020

1.Сюрпризный момент.

2.Беседа по сказкам.

3.Динамическая пауза «Буратино».

4.Рисование

4

«В гостях у сказки». Беседа.

24.09.2020

1.Игра «Узнай сказку по главному герою».

2. «Расскажи о своём любимом сказочном герое».

3.Пальчиковая гимнастика «Семья».

5

Русские пословицы помогут нам яснее

"высветить"

намеки народной мудрости, скрытые в сказке. Беседа

01.10.2020

1. Игровой момент.

2.Рассказ воспитателя по теме.

3.Динамическая пауза «Теремок».

4.Игра « Делай как я».

Индивидуальные беседы: «Значение сказок в жизни ребенка».

6

Знакомство детей со сказкой

«Репка». (Чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей).

08.10.2020

1.Игровой момент.

2.Рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.

3.Динамическая пауза «Зайчик в гости собирается».

4.Лепка репки.

7

Пересказ детьми содержания

сказки «Репка», подвижные игры с персонажами сказок.

15.10.2020

1.Отгадывание загадок.

2.Пересказ сказки «Репка».

3.Игра «Сундук сказок».

8

Драматизация сказки

«Репка        

21.10.2020

1.Распределение ролей.

2.Повторение сказки.

3.Инсценирование сказки.

9

Рисование   по мотивам сказки «Репка».

29.10.2020

Игровой момент.

2.Повторение сказки, героев сказки.

3.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

4.Рисование.

10

«Добрый  –  злой» Сказочные герои». Презентация.

12.11.2020

1.Беседа «Что такое хорошо, и что такое плохо».

2.Игра «Добро- зло».

Физминутка.

4.Просмотр презентации «Добрый- злой».

11

Чтение сказки «Три медведя», творческие игры.

19.11.2020

1. Игровой момент.

2.Чтение сказки «Три медведя».

Динамическая пауза «Репка».

4.Лепка чашечек медведей.

Рекомендации по перечню сказок для чтения и рассказывания детям младшего школьного

Возраста.

12

Разыгрывание сюжетов из сказки

«Три медведя», игры драматизации театрализованные,

26.11.2020

Игра «Доскажи словечко».

Инсценирование отрывков сказки.

3.Игра «Узнай сказку по мелодии».

13.

Повторение сказки        

«Три медведя».

03.12.2020

1. Игра «Закончи».

2.Выборочное чтение из сказки.

3.Просмотр мультфильма  «Три медведя».

4. Подвижная ирга «У медведя во бору».

14.

Пересказ сказки

«Три медведя».        

10.12.2020  

1. Игровой момент.

2.Пересказ сказки».

3.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

4. Рисование по сказке.

Индивидуальные беседы:

«Что и как читать ребенку дома».

15

Лепка по сказке «Три медведя»

12.17.2020

Сюрпризный момент.

2.Игра «Назови сказку по картинкам».

3. Динамическая пауза «Теремок».

4.Лепка.

16

«В гостях у сказки» викторина.

12.24.2020

1. Игровой момент.

2.Викторина.

3.Динамическая пауза «Теремок».

4. Игра «Раскрась сказочного героя».

17

«Поговорим о доброте». Занятие.

01.14.21

1.Слушание музыки.

2.Игровой момент.

3.Тема занятия.

4.Физминутка.

5. «Подарок своими руками». По замыслу.

18

Чтение сказки «Снегурочка».

 

21.01.2021

1.Игровой момент.    2.Беседа о зиме.      

3.Знакомство со сказкой.

4.Подвижные игры по желанию детей.

Памятки

 «Сказка в жизни            ребенка»,

«Как и когда, рассказывать сказки».

18

Пересказ сказки «Снегурочка».        

28.01.2021

1.Игра « Волшебные предметы».

2.Пересказ сказки.

3.Динамическая пауза «Заюшкина избушка».

4. Игра «Кто тише».

20

Викторина,  «Из какой сказки»?        

04.02.2021

1. Игровой момент.

2. «Закончи» игра.

3.Викторина.

4.Подвижная игра «Гуси- гуси».

21

Чтение сказки

«Зимовье зверей».

             

11.02.2021

1.Сюрпризный момент.

2.«Февраль- второй месяц зимы» беседа.

3.Знакомство со сказкой.

4.Динамическая пауза.

22

Пересказ сказки,

беседа по сказке.        

18.02.2021        

Игра «Найди пару».

2.Повторение сказки.

3. Пересказ сказки.

Динамическая пауза.

5. Свободное рисование.

Памятка «О чем и как беседовать с детьми после чтения»

23

Рисование «Моя любимая сказка».        

25.02.2021

1.Игровой момент.

2. Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк».

3.Динамическая пауза.

4.Рисование.

24

Просмотр сказки

«Маша и медведь»

03.04.2021

1. Игровой момент.

2. Беседа по сказкам.

3.Динамическая пауза

« Курочка Ряба».

4. Просмотр сказки.

25

«Солнечный денёк» Игра- викторина.

11.03.2021

1.Игровой момент.

2.Беседа о весне.

Динамическая пауза.

4 Игра- викторина.

Консультация на тему:        «Как подружить ребенка с книгой».

26

Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Беседа.

18.03.2021

1. Игровой момент.

2.Игра «Назови сказочного героя».

3. Физминутка.

4. Знакомство со сказкой.

27

Рисование по сказке «Волк и семеро козлят».

25.03.2020

1.Инсценирование отрывков из сказки

2.Динамическая пауза.

3. Рисование.

4. Анализ детских работ, ребята сами рассказывают о своих работах.

28

Чтение сказки

« Заюшкина избушка».

01.04.2021

1. Игровой момент.

2. Знакомство со сказкой.

3.Динамическая пауза.

4.Инсценирование отрывков из сказки.

29

Лепка по сказке        

«Заюшкина избушка».

08.04.2021

1. Игровой момент.

2.Пересказ сказки.

3. Физминутка.

4. Лепка.

30

Игра, « Узнай из какой сказки, герой».

15.04.2021

1сюрпризный момент.

2.Игра «Узнай из какой сказки, герой».

3.Игра «Опиши героя сказки».

4.Динамическая пауза.

Беседа «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

31

Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

22.04.2021

1. Игровой момент.

2.Повторение сказки.

Динамическая пауза.

3.Распределение ролей.

4.Драматизация сказки.

32.

Подготовить презентацию о проделанной работе.

29.04.2021

33.        

Выставка детских работ совместно

с родителями.        «Мой любимый герой сказки».

06.05.2021

34.

Инсценирование сказки по желанию воспитанников.

13.05.2021

Фото отчёт для родителей.

Приложение.

Дидактические игры по сказкам.

«Закончи».

Цель: закреплять знания о героях сказки.

Кощей – (Бессмертный)

Змей – (Горыныч)

Крошечка – (Хаврошечка) Сивка – (Бурка)

Курочка – (Ряба) Баба – (Яга)

Мальчик -  (С пальчик)

Елена – (Прекрасная) Иван – (Дурак)

Воробей – (Крылатый) Блин – (Масленый)

 Марья – (Искусница)

«Назови сказку по главному герою».

Цель: развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу.

«Расскажи сказку по картинкам».

Цель: побуждать детей к пересказу знакомой сказки, создать условия для творческого самовыражения.

«Волшебные предметы».

Цель: закрепить знания сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог.

«Отгадай загадку».

Цель: развивать аналитическое мышление, учить детей соотносить описание сказки с загадкой.

«Узнай сказку по нарисованному предмету».

Цель: закрепление знаний по знакомой сказке, развивать мышление.

«Найди пару».

Цель: закрепление знаний детей о героях сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки.

«Разрезные картинки».

Цель: учить детей видеть целостный образ в отдельных частях.

«Найди».

Цель: развивать память, закреплять знания о героях сказки, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят задуманной сказке.

«Разукрась героя сказки».        

Цель: совершенствовать умение ребят раскрашивать, развивать мелкую моторику рук, творчество.

Динамические паузы.        

Заюшкина избушка.

В лубяной избушке

Жил заяц на опушке. (Прыжки)

А в ледяной избушке-

Лисица на горушке. (Повертели «хвостиком»)

Растаяла весною

Избушка на горушке (Показать руками крышу)

Лисица побежала к зайцу на опушку. (Бег «виляем хвостом») Выгнала зайчишку из лубяной избушки (кулачок об кулачок)

Да сама жить стала в избушке на опушке (хлопки в ладоши)

И ни волк (руками показали «пасть»)

И ни медведь (показать).

Не смогли помочь.

Петушок отважный прогнал лису прочь (топать ногами)

Так остался петушок

У заюшки в избушке. (Прыжки)

В лубяной избушке, избушке на опушке. (Показать руками крышу)

Репка.

В огороде дедка

Репка посадил. (Присели)

И водой из лейки

Репку он полил. (Тихонько поднимаемся)

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка. (Тянемся вверх на носочках)

Выросла репка

Всем на удивленье. (Подняли плечики)

Большая – пребольшая,

Всем хватит угощенья. (Руки в стороны)

Выросла репка

И сладка, и крепка. (Тянемся вверх на носочках)

Выросла репка

И сладка, и крепка. (Тянемся вверх на носочках).

Рукавичка.

На охоту вышел дед

Зимнею порою (маршируем на месте)

Рукавицу потерял.

Под большой сосною (потянулись вверх).

Дома стал ее смотреть (рукой делаем козырек, приподнимаемся на носочках)

Не нашел на месте (пожать плечами)

И отправился искать

В лес с собакой вместе. (Шаг на месте).

А в лесу в той рукавице

Звери стали дружно жить (рукопожатие).

Мышь (руки перед собой на носочках)

С лягушкой (присели)

И лисицей, (повертели «хвостиком»)

Заяц, (прыжки на месте) Волк, (руками показали пасть) Кабан, (руками кольцо) Медведь (показать).

В лес собачка прибежала,

Всех зверей перепугала (бег на месте)

Рукавицу подняла

Деду в руки отдала (показываем руки).

Теремок.

В чистом поле теремок Был ни низок, не высок.

(Присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили. (Поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели),

Зайчик (прыжки)

С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком») Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть») В дружбе знали они толк. (Поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой.(Кулачок об кулачок).

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте).

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый (сели на стульчики).

Курочка Ряба

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения) Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко») Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках).

Ёлочка

Наша елочка-краса

Идут по кругу, взявшись за руки

Поднялась под небеса.

Останавливаются, тянут руки вверх

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

Иду по кругу, взявшись за руки.

Звери

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Скачут на обеих ногах, сделав «ушки»

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Прыгают, сложив руки перед грудью

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Идут вперевалочку

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

        

Урожай

В огород пойдем, урожай соберем.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем

«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.

И картошки накопаем.

«Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.

Круглый, сочный, очень вкусный.

Рисуют в воздухе круг три раза.

Щавеля нарвем немножко

«Рвут»: приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.

И вернемся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

р Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (общекультурное направление)

Формирование  интереса  к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных  ценностей русского народа . Приобщать школьников к  актив...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по программе внеурочной деятельности «Школьная сказка»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного, школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром лите...

Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, дорога!».

Данная программа представляет собой интегрированный курс по ПДД и краеведению....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес" ( общекультурное направление), 1-4 класс

Программа "Мастерская чудес"содержит материал для развития фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Прекрасное рядом» (общекультурное направление) 1 класс

Актуальность: курс внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к  об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность «Праздничный калейдоскоп» (общекультурное направление) 1 класса

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздничный калейдоскоп» составлена на основе авторской программы Э. С. Акопова, Е. Ю. Ив...