"Сказкотерапия"
учебно-методический материал

Малагина Марина Анатольевна

В материале раскрывается основное понятие сказкотерапии, её виды и для чего нужна сказкотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  СКАЗКОТЕРАПИЯ.

    Сказкотерапия — это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

  Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

  Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

  Сказкотерапия — это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны...

         

                                КАК СКАЗКА ВРАЧЕВАТЬ НАУЧИЛАСЬ.

  Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом всегда добрые и верные друзья были. Вместе они могли и посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось, но всегда все хорошо заканчивалось. И  вот  однажды  встретила Сказка Человека. — Ты любишь людей? — спросил он. — Да, — ответила она. Она ведь и, правда, всех любила. — Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям, избавлять их от болезней. —А подружек можно с собой взять? —Можно, — разрешил Человек. И тогда она согласилась: ведь с друзьями нигде не страшно. Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории, анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не очень понятном, и стали разные ученые слова произносить.

Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства делать. Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом — стыдно, и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям помочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь когда самой хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо. И  началась жизнь Сказки в Институте Сказкотерапии. Поначалу, действительно, многое странным казалось. Ведь она привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились, но, уходя от нее, все ровно говорили: «Спасибо!» И то, что извлекали из нее, тоже чужим казалось, будто и не из нее вовсе. Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может. Лечить то, что всего нужнее — Душу человеческую! А научившись лечить, сказки снова пошли по белу свету, продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для каждого есть своя, особенная...

           

                   

                      ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ.

...Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений.

                 СКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ СЛИШКОМ  

                           ПЕРЕЖИВАЮТ ЗА СВОЕГО РЕБЕНКА.

                                                      Счастье.

 Около лесной речки стояла старая береза. Много историй хранилось в ее коре. Одну из них она прошелестела и мне: «Под корнями у самой земли жил Мотылек: зеленый, мохнатый и очень красивый. Как-то раз с поляны прилетела яркая Бабочка. Они случайно встретились и подружились. Им было так хорошо, что они решили жить вместе около березы. Вскоре, как это обычно и бывает, у Мотылька и Бабочки появилась маленькая Гусеничка. Гусеничка была очень милая, разноцветная и шустрая. Ей все было интересно. Бабочка и.Мотылек радовались первым сантиметрам, которые она проползала сама, первым съеденным ею листочкам. С каждым днем она росла, и стала уползать еще дальше по стволу дерева. Бабочка была довольна, а Мотылек постоянно причитал: — Там высоко, там опасно, иди ко мне. Я все сам тебе расскажу, всему научу, Гусеничка! Гусеничка очень любила и Мотылька, и Бабочку. Она часто спрашивала их совета. Мотылька звала на помощь, когда ей казалось, что она заблудилась. А с Бабочкой Гусеничка часами могла разговаривать, раскачиваясь на ветке, жуя вкусный листочек. Правда, в это время Мотылек ворчал внизу, как это опасно, не думая о том, что можно просто подняться к ним.

Вскоре Гусеничка превратилась в куколку. Она лежала на зеленом листочке и грелась на солнышке. Бабочка летала по близости, готовясь встретить любимую Гусеничку с крыльями и помочь, если будет нужно, в первом полете. А Мотылек суетился, укрывал Гусеничку листочком. Ветер сдувал зеленое покрывало вниз, но Мотылек терпеливо повторял все снова. —Я хочу, чтобы ей было теплей, — отвечал он на недоумен ные взгляды Бабочки. — Вот если бы послушались меня и уст роились в корнях, поближе к земле, все было бы спокойно. А теперь, вот переживать приходится... Так прошло несколько дней. И вдруг, рано-рано утром куколка зашевелилась, раскрылась, и на ветку выползла чудная разноцветная Бабочка. Несколько секунд-она вдыхала свежий воздух, шевелила усиками и крылышками, демонстрируя их изумленным родителям. А потом... Раз, и полетела! Вернулась, подмигнула застывшим в восхищении Бабочке и Мотыльку, приглашая их в полет. —И это наша Гусеничка! — вздохнув, то ли с восхищением, то ли с грустью произнес Мотылек. —Ты летишь? — спросила задорно Бабочка-мама. Мотылек, ничего не ответив, сделал шаг вперед. У-у-ух. И все трое, кружась, полетели к поляне, на которой росли цветы с вкуснейшей пыльцой. Когда к вечеру они вернулись, береза услышала: — Какое счастье! — это сказал уставший, но довольный Мотылек.

                     

                                      СКАЗКА для ПЕДАГОГОВ.

                                                     Согласие.

  В одной сказочной стране, на берегу красивой и быстрой реки стоял дворец. Еще в стародавние времена, прежние правители этой страны свезли во дворец все мудрые книги, обустроили залы так, чтобы в них было уютно маленьким жителям. И в этом дворце была устроена самая настоящая сказочная Школа. Здесь маленькие жители страны начинали узнавать законы жизни, постигали древние знания, познавали на что способны. Много учителей сменилось в школе. И вот в нее пришли преподавать Маугли, Крот и Стрекоза. Вам покажется, что все они герои разных сказок и потому не могут быть вместе, а тем более преподавать в школе. Но это же сказка, в ней возможно все. Поверьте, все, о чем вы услышите, было именно так. Конечно, вы догадались, что Маугли много играл со своими учениками. Он учил сам и давал возможность учить себя. Ему

все было интересно, и никогда он не проводил уроки одинаково. Он был большой выдумщик и фантазер. Кроту не всегда нравилась манера Маугли вести уроки. Ведь сам Крот был очень умным и умел учить «правильно», как это делали многие поколения учителей. Крот не выносил яркого света новых идей. Ученики на его уроках узнавали много нового, но этого нового было так много, что часто их голова с ним не справлялась. Что касается Стрекозы, то она была, пожалуй, самым необычным учителем. В ее учебном зале стояло большое зеркало в золоченой раме. Ведя урок, Стрекоза то и дело смотрелась в него. Ей нравилась ее изысканная осанка, радужный перелив крылышек. А ее огромные глаза!.. Конечно, они были прекрасны. Стрекоза очень нравилась себе, когда она ведет урок. Правда ей казалось, что в школьном дворце она мало себя реализует. Ну что может стоить мнение учеников для такой прелестницы как Стрекоза. Надо ли говорить, что прекрасная Стрекоза чувствовала себя невостребованной. Часто после уроков, когда школьный дворец пустел, Стрекоза говорила Кроту и Маугли, что скоро улетит отсюда. Ведь ей так важно было знать, что она здесь только временно. Крот усмехался, а Маугли удивлялся этому. И вот пришло время, когда Стрекоза сказала: «Все, с меня хватит! Мне надоели эти глупые ученики и их напыщенные родители! Да и сам этот дворец такой противный! Я буду прилетать сюда только когда мне этого захочется1» Объявив это, она взмахнула своими радужными прозрачными крылышками и улетела. С этого дня покой и привычный ритм школьного дворца был нарушен. Крот стал ворчливым, Маугли беспокойным. Зачастую Крот старался уличить Маугли в том, что он учит недостаточно хорошо. А Маугли называл Крота скучным и неинтересным. Стрекоза появлялась тогда, когда ей вздумается, и иногда принимала сторону то одного, то другого. Да, неприятная ситуация возникла в школьном дворце. Но самым странным было то, что она тянулась довольно долго, и все к ней привыкли. И вот однажды в школьный дворец пришел Медведь Балу. Он был добрым и веселым, знал много разных историй и обладал особыми знаниями. Пришел он во дворец не случайно. За

его плечами была богатая насыщенная жизнь, он очень хотел поделиться своими знаниями с учениками и учителями, сделать их жизнь интересной и разнообразной, рассказать, как много удивительных вещей происходит в их сказочном мире, научить их быть добрее и терпимее друг к другу. На приход Балу каждый реагировал по-своему. Ученики заинтересованно приглядывались, Крот усмехался, Стрекоза кокетливо расправляла крылышки, а Маугли сразу подружился с Балу. Еще бы, скажете вы, ведь они из одной сказки' Да, они не просто были из одной сказки, они были единомышленниками. Если бы кто-то увидел теперь Маугли, то подумал бы, что он взял у Стрекозы ее радужные крылышки. Казалось, что Маугли так давно ждал тех знаний, которые ему давал Балу. Теперь то, что раньше Маугли делал по наитию, получило подкрепление в книгах, принесенных с собой Балу. Жизнь закипела, потому что ученики тоже полюбили его. Правда, Стрекоза скоро разочаровалась в Балу. Ведь он не собирался восхищаться ее крылышками и глазами. Крот же чувствовал себя немного обойденным и скептически усмехался. И вот тогда Балу собрал Большой Совет. «Друзья мои! — начал он. — Когда я шел сюда, я и не думал, что увижу таких прекрасных разных учителей. Ведь помимо того, что вы умеете хорошо учить, каждый из вас обладает особенным даром. Стрекоза умеет летать, Крот находиться под землей, а Маугли ловко передвигаться по ней. И объединенные вместе ваши дарования составляют мощную силу. Вы только подумайте: мы можем узнавать и рассказывать, что происходит под землей, на ее поверхности и над ней, в воздухе». «Ну и что! — разочарованно протянули Крот и Стрекоза. А Маугли заинтересованно молчал. «Как что?!» Как земля хранит корни деревьев, тянущихся к свету, так Крот хранит знания, оставленные нам предшественниками. Крот не только их хранит, но и точно передает своим ученикам. Как воздух переносит все новое, так и Стрекоза всюду летая, всюду бывая, приносит нам много новостей, умеет красиво показать вашу работу и пробудить к ней интерес даже в самых далеких уголках нашего сказочного государства. Ну а применить новое, преобразовать уже известное умеет Маугли — ведь он так ловко приспосабливается к постоянно изменяющемуся сказочному миру!» Крот, Стрекоза и Маугли посмотрели друг на друга и улыбнулись. Их улыбка осветила залы дворца в сгущающихся сумерках. И в этот раз Крот не зажмурился от света.

«Надо же, Балу, а я думала ты нас не поймешь и осудишь! А ты увидел то, о чем мы давно забыли...» С тех пор Крот, Стрекоза, Маугли и Балу часто собирались на Большие Советы. Они делились друг с другом своими наблюдениями, идеями и знаниями. Каждый из них чувствовал себя полезным и востребованным. А школьный дворец засиял и приобрел удивительную притягающую силу: он притягивал к себе все хорошее, творческое и светлое, ибо в нем царило Согласие».

  Эта сказка иллюстрирует задачи работы психолога с педагогическим коллективом: разгадать дар каждого, помочь занять свое место, дать возможность членам коллектива ощутить себя единым целым и пережить радость взаимного принятия. Сказка может быть прочитана на педсовете психологом, который недавно появился в педколлективе. Таким образом формируется образ сотрудничества между психологом и педагогами.

         

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Психологическое занятие с использованием сказкотерапии "Ёжик заблудился"

Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска...

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Сказкотерапия

Психологические сказки помогают легче справиться с трудностями, которые могут быть у детей в разном возрасте....

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.

Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...