Программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» для обучающихся 3«а» класса на 2019-2020 учебный год
методическая разработка (3 класс)

ю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_masterskaya_obshcheniya_.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент общего образования, дополнительного образования и воспитания

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 91»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВВВР

_______________ Котельникова Р.А.

«     »                           2019 г.

Протокол методического совета №1

от «     »  августа   2019 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

_____________ Куприянов В.А.

«      »  сентября  2019 г.

Приказ №     от «    » августа 2019 г.

Протокол педсовета  №1

от «28» августа   2019 г.

Программа внеурочной деятельности

«Мастерская общения»

для обучающихся 3«а» класса

РАССМОТРЕНО:

Заседание МО

классных руководителей и воспитателей

начальных классов

Руководитель МО_______  Анейчик М.В.

Протокол №1 от «___»  августа  2019 г.                                          

Составитель:

Страхова Вера Юрьевна,

воспитатель ГПД

Ульяновск

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы школы для слабовидящих и слепых обучающихся с учётом учебного плана ОГКОУ «Школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 91».

Общая характеристика программы

Программа «Мастерская общения» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 3 классе. Главное назначение данного курса -формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

В работе с младшими школьниками отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.

Смыслообразующие идеи программы:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Программа ставит перед собой следующиезадачи:

1. Образовательные:

- обучать навыкам общения и сотрудничества;

- формировать у учащихся навыки речевого этикета и культуры поведения;

- вводить в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

2. Развивающие:

- развивать коммуникативные умения в процессе общения;

- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- развивать творческие способности в процессе коммуникативной деятельности;

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

- развивать активность, самостоятельность ребенка в процессе коммуникативной деятельности;

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям;

- вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- воспитывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

Формы реализации курса внеурочной деятельности «Мастерская общения» Средства и методы обучения:

 - игры словесно-логические;

 - упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

 - этюды;

- импровизации;

 - моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;

- анализ заданных ситуаций;

- свободное и тематическое рисование;

- чтение художественных произведений;

- беседы;

 - упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Формы обучения: групповая, индивидуальная и фронтальная. Фронтальная форма используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповая форма применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальная форма работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Данные занятия - это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации. Определѐнную роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.

Педагогические технологии

- Личностно - ориентированные технологии.

- Игровые технологии.

- Технология творческой деятельности.

- Технология исследовательской деятельности.

- Технология методов проекта.

- Информационно – коммуникационные технологии.

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год), продолжительность – 40 минут. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 

Планируемые результаты освоения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате освоения программы курса «Здоровое поколение» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НООобучающихся с ОВЗ:

Личностные:

- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;

- развитие личностных структур сознания — ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;

- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;

- понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;

- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания

самопознания, саморазвития.

- принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметные:

- формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;

- способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;

- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.

Предметные:

-понимание содержания нравственных поступков;

-умение детей играть, общаться и учиться вместе;

-творческое мышление;

-принятие детьми новой социальной роли ученика, адекватность самооценки.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Содержание программы

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

Раздел 1.Основы речевого этикета (6 ч.)

Что такое этика и речевой этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. О вежливых словах и их применении. «Знакомые незнакомцы». Как общаться с незнакомыми людьми. Правила общения в разных странах мира. Практическое занятие «Этикетные ситуации»

Раздел 2. Общение в семье (5 ч.)

 Что нужно делать, чтобы семья жила весело и дружно? Роль традиций в семейном общении. Отношение к старшим. Традиции  семьи. Помощь и забота по отношению к маленьким. Никогда не обижайте маму. Практическое занятие «Этикетные ситуации».

Раздел 3. Я и мои друзья (8 ч.)

Нормы взаимоотношений мальчиков и девочек. Что значит быть хорошим другом? «Дружба начинается с улыбки». Как завязать дружбу? Взаимопомощь и взаимовыручка. Практическое занятие «Ты – настоящий друг» «Я – частичка детского коллектива» Тренинг «Наш дружный коллектив». «Почитаем о дружбе». Разбор произведений детских писателей. Практическое занятие «Этикетные ситуации»

Раздел 4. Мир взрослых людей (8 ч.)

Золотые правила общения со взрослыми. Разговор по телефону. Я пишу письмо. Культура внешнего вида. Встречают по одёжке, провожают по уму. Этика в общественных местах. Поведение в гостях. Школьный этикет. Учитель и ученик. Нормы общения. Практическое занятие «Этикетные ситуации»

Раздел 5. Искусство спора и диалога (5 ч.)

Что такое конфликт. Хорошо ли обижаться? Хорошо ли злиться? Правила бесконфликтного общения. Учимся общаться. Я- владелец своих эмоций Как разрешать конфликты мирным путем? Мирись, мирись и больше не дерись! Как научиться слушать и сопереживать.

Итоговое занятие  «Мы – мастера общения»

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

1

2

Основы речевого этикета

6

3

Общение в семье

5

4

Я и мои друзья

8

5

Мир взрослых людей

8

6

Искусство спора и диалога

5

8

Итоговое занятие «Мы – мастера общения»

1

Итого

34

Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методические пособия для учителя

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  2. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  3. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  4. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  5. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
  8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  9. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  10. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

Интернет – ресурсы

1. Инфоурок [Электронный ресурс]: образовательный портал для учителей./.Рабочая программа по кружку «Школа общения». – Режим доступа: https://infourok.ru свободный. - Загл. с экрана

2. Открытый урок [Электронный ресурс]: фестиваль педагогических идей./. Программа кружка «Школа вежливых ребят»– Режим доступа: http://открытыйурок.рф свободный. - Загл. с экрана

3. Redu [Электронный ресурс]:сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся./ Программа кружка «Мастерская вежливых наук» – Режим доступа: http://www.redu.ru свободный. - Загл. с экрана

Технические, специальные и оптические тифлосредства

реабилитации слабовидящих и слепых обучающихся

  1. Ноутбук.
  2. Мультимедийный  проектор с наличием возможности увеличения масштаба печатного

      текста и изображений.

  1. Экран.
  2. Тифломагнитофон.
  3. Индивидуальные оптические средства коррекции (лупы различной кратности).
  4. Электронный ручной видео-увеличитель «Optic Zoom».
  5. Электронный увеличивающий сканер-блокнот МТ- 130.
  6. Ноутбук с программным обеспечением «JAWS».
  7. Тифломагнитофон.
  8. Тифлофлешплеер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.

         « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.

         « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...

Образовательная программа внеурочной деятельности «ПОРТФОЛИО ПЕРВОКЛАССНИКА» для обучающихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности для работы с портфолио первоклассника создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственног...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес" ( общекультурное направление), 1-4 класс

Программа "Мастерская чудес"содержит материал для развития фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ мастерской «ТЕАТР ЮНОГО АКТЁРА» (основы театрального мастерства) на 2020/2021 учебный год для обучающихся 1- 4 х классов

Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребёнка,развитие интереса и отзывчивости к и...

Рабочая программа внеурочной деятельности Культура здоровья для обучающихся 1-4 классов.

В Рабочей программе внеурочной деятельности "Культура здоровья " описываются цели, задачи , которым должна соответствовать программа. Прописаны все виды умений , результаты оценочной деятель...