Патриотическое воспитание в начальной школе
статья

Зубкова Наталья Анатольевна

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос  о повышении уровня патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Патриотизм имеет характерные черты – верность, терпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МБОУ БОЛЬШЕВЯЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Патриотическое воспитание

в начальной школе

                                     Учитель: Зубкова Н.А.

          Патриотическое воспитание в начальной школе

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины

и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А. Н. Толстой

Кто такой патриот? Дадим определение этому понятию.

Слово патриот произошло от греческого patriotes, что в переводе означает «земляк». Часто мы слышим его на уроках патриотического воспитания, встречаем в литературных произведениях, теле- и радиопередачах.

Патриот — это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу.

Патриота отличает намерение защищать интересы своей страны и людей, живущих в ней, бережное отношение к родному дому, улице, городу. Соблюдение законодательства страны, труд во благо Отечества, бережное отношение к родному языку и культуре.

Патриот — это человек, который чувствует единение со своими соотечественниками. И проявляется оно не в хулиганских действиях, совместных попытках оскорбить иные народы, их чувства, ценности или религию, а в совместных попытках сделать жизнь в стране лучше, работой над спокойным и счастливым будущим детей и внуков.

         В толковом словаре С.И.Ожегова «патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам  какого-нибудь  дела, глубоко привязанный к  чему-нибудь».  

         Воспитание патриотической личности – одна из важных задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам   всегда  были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

         В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос  о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная с младшего возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.

Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем. Надо любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, быть готовым разделить с ним радости и невзгоды и в трудные минуты быть готовым защитить свою Отчизну.

Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Патриотизм имеет характерные черты – верность, терпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе.

Мы хотим жить в процветающей, богатой  стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан.                                                      

 В детях надо воспитывать уважение к своей Родине и  её традициям, юные граждане должны изучать историю своей страны на лучших примерах своих соотечественников разных времен.

Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. Патриотическое воспитание формирует такие нравственные качества, как: любовь  к родному краю, желание видеть родной город  хорошеющим и процветающим, любовь к своему народу и к семье.

Работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно, системно.

Определим основы патриотического воспитания.

                                                                           

Основы воспитания патриотизма у младших школьников

Целью патриотического воспитания является:

  • становление ребенка в качестве свободного гражданина своей родной страны;
  • постепенное развитие чувства возможной сопричастности к судьбам Отечества;
  • развитие высокого чувства гордости за собственную страну и народ.

Цель воспитания патриотизма определяет следующие задачи:

  •  воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
  • формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
  • через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям,  уважение к прошлому страны формировать любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.

          При решении  задач патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

  • учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
  • воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
  • к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
  • разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.

          Учитель на своём примере показывает, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Наставник должен интересоваться тем, что происходит в его стране, что ожидает её в будущем. Если учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то дети ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И формирование их должно вестись по следующим направлениям.

Основные направления патриотического воспитания в школе.

Духовно-нравственное. 

Цель направления: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятия физической культуры и спортом, формирование опыта служения Отечества и готовности к защите Родины.

Знание функций учебного процесса в системе патриотического воспитания учащихся помогает учителю в постановке целей урока, при отборе материала с патриотической направленностью, в определении методов и форм организации деятельности учащихся, то есть тех важнейших элементов, без которых урок или мероприятие не обеспечивают решения поставленных задач. Реализация функций учебного процесса в патриотическом воспитании требует соблюдения принципа единства содержательного и процессуального.

Каждому учителю нужно принять во внимание основные направления работы, которая ведется в младших классах с целью формирования у них чувства патриотизма.

Направления воспитательной работы:

  • проведение специальных классных часов, бесед о родном крае;
  • сбор необходимых материалов и подготовка выступлений о стране, о родном крае;
  • тематические экскурсии, коллективное и индивидуальное выполнение простых проектных и исследовательских работ;
  • ведение начальных уроков истории;
  • проведение конкурсов декламации поэтических стихов, различных творческих конкурсов.

Патриотизм на самом деле является  той мощью, которая способна свергнуть все преграды на своем пути, заявить всему миру о нашей стране с глубоким уважением. Именно поэтому одно из приоритетных направлений воспитательной работы в начальной школе является нравственно-патриотическое воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе

Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность  патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....