Кто научит доброте
статья

Черниченко Валентина Михайловна

В данной статье рассматриваются проблемы нравственного воспитания в современном обществе. Понятия добра и зла, что такое хорошо и что такое плохо являются одними из самых постоянных в обществе. Но меняется время, общественное устройство и новые вызовы современности требуют новых подходов в решении проблем нравственного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_nauchit_dobrote.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

КТО НАУЧИТ ДОБРОТЕ?

XXX Международные рождественские чтения

Подготовила

учитель начальных классов

Черниченко В.М.

«...Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра…» Л.Н. Толстой.

Незыблемой основой жизни, благополучия и прогрессивного развития общества являются нравственные ценности. В их основе лежат такие понятия как доброта, долг, честь, справедливость, ответственность, любовь, верность, уважение. Формирование и воспитание этих качеств начинается в раннем детстве, а их совершенствование и развитие продолжается в течение всей жизни.

Сформированные на подсознательном уровне морально-нравственные качества помогают человеку в выборе правильного, адекватного акцента общения с ровесниками, людьми старшего поколения и младшего, со слабым и беззащитным или с грубияном и невежей. Чем прочнее, устойчивее в человеке нравственные ценности, тем проще ему в жизни определяться с кем по пути, какую дорогу выбрать, как поступить в конкретной ситуации.

Нравственные понятия абстрактны, духовны, кажутся простыми и доступными для понимания даже малышу. Казалось бы, чего проще объяснить ребёнку, что такое доброта, чуткость, ответственность, уважение и добиться объяснения этих слов самим ребёнком. Но в конкретной ситуации ребёнок, подросток и взрослый каждый раз стоит перед выбором: нужно ли делиться игрушкой, вкусной конфетой с одноклассником, покормить ли бездомного пса, помочь старушке поднести тяжёлую сумку, подать ли нищему милостыню? И даже если ответ будет положительный, только бескорыстное «да» будет свидетельством действительно социально зрелой личности со сформированным нравственным стержнем. И здесь не важен возраст: малыш ли в садике делится своей игрушкой, не требуя ничего взамен, убирает игрушки за собой или подросток помогает слабому, беззащитному, не надеясь на вознаграждение, взрослый ли подаёт милостыню нищему, не потому что «там» зачтётся, а потому, что есть внутренняя человеческая потребность помочь другому человеку, находящемуся в сложной ситуации.      

 Так как усвоить нравственные принципы общества невозможно на словах, человек, особенно ребёнок, будет поступать по тому образцу, какой видит  и наблюдает в окружающей жизни. И начинается это с раннего детства, когда малыш ещё не совсем осознает себя, окружающий мир, но впервые наблюдает проявление заботы друг о друге членов семьи, таких эмоций как любовь, жалость, сочувствие, сопереживание. Именно родители прививают своему ребенку качества, определенные установки и образы поведения, которые садятся в голову ребенку возможно бессознательно и потом сопровождают его всю жизнь. Воспитание в семье – часть первичного процесса социализации, и именно здесь человек усваивает все, что потом составляет его основу.

Реалии современной жизни таковы, что многие современные родители считают важным воспитывать в ребёнке такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, пробивной характер, умение постоять за себя. Да, данные качества нужны в современном обществе и помогут ребёнку в жизни. Но почему они стали чуть ли не противопоставляться таким чертам характера, как чуткость, отзывчивость, доброта, взаимопомощь? Ведь они так необходимы, чтобы выстоять в мире конкуренции, соперничества, жестокости, когда человек оказывается окруженным множеством соблазнов, когда перед ним всегда открыты множество порочных увлечений, ведущих к духовной гибели личности, а иногда и физической.

 История российского предпринимательства богата примерами благотворительности и меценатства представителей крупного капитала, купечества. Именно высокие нравственные, моральные принципы, духовность, следование христианским заповедям, социальная ответственность перед обществом были присущи тем, на чьи добровольные пожертвования были организованы и функционировали богадельни, народные училища, общественные библиотеки, были созданы первые музеи,  бесплатные больницы для бедных,  приюты для бездомных детей, строились храмы. Эти примеры можно продолжить и познакомить детей с примерами современной истории благотворительности. Но и  важнее в подкрепление слов принять участие с ребёнком в благотворительной акции, которыми богата наша современность, оказать конкретную помощь нуждающимся.

Передача духовного опыта в процессе образовательной деятельности способствует формированию у юношества нравственных основ, которые станут связующим звеном с будущим поколением.

Появление воскресных школ, духовных семинарий способствуют формированию у юношества нравственных основ, обеспечивают примерами беззаветного служения долгу, проявления высшего нравственного подвига

Не только подвижническая жизнь святых отцов церкви, но и примеры проявления мужества, отваги, чести простых христиан в жизни служат примером для воспитания чувства благодарности, проявления добра, бескорыстия, противостояния злу, несправедливости.

Научению доброте долгая, кропотливая ежедневная работа. Только работа в одном направлении семьи, школы, общественности, практическая работа в совершении добрых дел воспитывает тот нравственный стержень, который позволяет человеку жить по законам добра, божьих заповедей, общепринятым морально-нравственным принципам. Тогда в конкретной ситуации человек не раздумывая бросается на помощь утопающему, выносит из огня малышей в соседском доме, вступает на защиту девушки от хулиганов, противостоит травле одноклассника, защищает слабого. При этом очень важно, что никто из них не думает о вознаграждении, благодарности за свои поступки. Став достоянием гласности, такое поведение и поступки вызывают общественное одобрение. Но главное, доброта наполняет душу человека светом, делает его счастливым. Чем больше будет добрых людей, тем больше будет счастливых. Какие бы политические, экономические изменения не происходили в обществе,  что такие ценности, как добро, справедливость, милосердие, честность, любовь всегда будут цениться превыше всего. 

Список литературы.

Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Институт психологии РАН, 2004.

Практическая психология образования/под ред. И.В.Дубровиной СПб.: Питер, 2004.

Снегирёв В.А. психология. СПб.: Общество Памяти Игуменьи Таисии, 2008.

Шувалов А.В. Проблема психологического здоровья в свете православной духовной традиции // Человек, 2011. №6. С.134-151

Шувалов А.В. психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопросы психологии, 2012. №1. С. 1-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как научить ребенка доброте?"

статья для родителей...

Консультация для родителей : "Научите ребенка думать! Как научить ребенка оценивать себя!"

Что получил сегодня в школе?- спрашивает бабушка второклассника Мишу.- По русскому шесть баллов (это как 3+),- с грустью отвечает внук.- Как? Мы же с тобой вчера все правила выучили и домашнюю работу ...

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

Иностранному языку нельзя научить, иностранному языку можно научиться!

Статья об образовательно-культурном  проекте «Мир другим языком»Cannot connect to Ginger Check your internet connectionor reload the browserDisable in this text fieldRephraseRephrase ...

Кто научит доброте?

Даннная статья поднимает проблему воспитания нравственных качеств в современном обществе. Вопрос наболевший, кто и как должен заниматься вопросом воспитания не совсем простой. Когда все права отданы р...