ТРАДИЦИИ МОЕГО НАРОДА
план-конспект урока

Талипова Замиля Габдулхаковна

на примере занятия кружка татарского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_traditsii_moego_naroda.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

«ТРАДИЦИИ МОЕГО НАРОДА»

(на примере занятия кружка татарского языка)

Талипова Замиля Габдулхаковна

педагог дополнительного образования

МБОУ «Школа №5» г. Муравленко

Ямало-Ненецкого АО

Разработка урока

Тема: «Традиции моего народа»  (Татарские народные праздники. Народные игры)

Цель: Создание условий для сохранения языка, культуры, обычаев и традиций татарского народа.

Задачи: 

  • воспитывать чувство любви к своей Малой Родине, родным, семье;
  • воспитывать любовь к родному языку, культуре своего народа;
  • воспитывать дружелюбное отношение к людям других национальностей.
  • развивать познавательную активность, творческую самостоятельность и  потребность детей к исследовательской деятельности;

Оборудование:  ТСО (музыкальный центр, проектор), татарский национальный головной убор тюбетейка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II.  Проверка домашнего задания. 

1/. Вводная беседа с целью выявления знаний и представлений детей:

- о народах коренного населения,  их культуре, обычаях, традициях;

- сведения о татарских корнях; (О булгарских татарах.)

   

III. Основная часть урока.

1/. Ознакомление с народными традициями татар:        

- об истории происхождения праздников   у татар;                                                                                         - описание народных праздников татар;

2/. Национальные игры. Разновидности игр.

   Методические указания к использованию игр.

IV. Домашнее задание.

 Исследовательская работа по изучению национальных традиций татарского народа.

/ Задание на летние каникулы/  

  - записать рассказы бабушек, дедушек о татарских праздниках, о народных преданиях.

 

Конспект урока «Традиции моего народа».

( Звучит татарская мелодия. Девочка в национальном костюме выходит на сцену. На руках у нее татарское блюдо чак-чак. Исполняется народный танец. К концу выступления девочка подходит к каждому из гостей и угощает  национальным блюдом чак-чак.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Хэерле кон! Исэнмесез, балалар! Добрый день! Здравствуйте, дети! Ребята, с чего мы с вами начали урок?        

-Да. Вы совершенно правы, с гостеприимства татарского народа. Ведь наш народ издавна славится гостеприимством,  ему присуще принимать гостей с особой душевностью и открытостью. Гость не выйдет из дома, не попробовав сытные и разнообразные блюда, с самым необычным сочетанием продуктов. Отведав татарскую кухню, запоминает этот вкус навсегда.

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок, как бы вы сформулировали его тему?

(слайд№1)

Да, ребята, тема нашего урока мы назовем «Традиции моего народа». 

- Как вы понимаете слово «Традиция»?

(слайд№2)

- А что можно унаследовать  от предшествующих поколений?

- Значит, ребята, каждый из нас должен, прежде всего, знать прошлое, историю и культуру своего народа и жить по традициям наших предков и любить, уважать и бережно относиться к ним.

(слайд №3)

    В нашем городе живут люди разных национальностей, и каждый из них богат своими народными традициями и смело могут гордиться этим. Давайте вспомним, какие народы живут у нас, в городе Муравленко, всех ли мы знаем.

(слайды № 4,5.6,7,8)

-Что объединяет эти народы?

-Да, ребята, несмотря на то, что мы живем далеко от малой Родины, но всеравно остаемся верными своим традициям, культуре, стараемся соблюдать их, при этом, не унижая достоинства других народов.

(слайды № 9,10) «Старинный народный обычай)

- В начале урока мы уже упомянули об одном из этих обычаев -  о гостеприимстве. Татарский народ издавна славился своим гостеприимством. Загляните в любую татарскую семью, и  вы убедитесь в этом сами. Давайте узнаем, как же у вас, в ваших семьях, соблюдается этот прекрасный обычай.

(слайд№11,12)

- А теперь, ребята,  внимание на экран. Как вы понимаете поговорку «Ачык чырай, якты йоз, ипи белэн тоз»?И как бы перевели на русский язые.

Давайте послушаем  народную  притчу о гостеприимстве татар. Приложение №1

-А теперь поговорим о народных играх.

(Слайд № 17) Чем же они интересны?

Внимание на экран. Задание: перечислите, пожалуйста,  игры, которых татарский народ всегда любил и всегда с удовольствием играл.

 (Слайд №18)

Ребята, скажите, что у меня в руках? Правильно, тюбетейка. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о ней. (Слайд №19)

(слайд №21)

-Скажите, пожалуйста, ребята, игры связаны с народными праздниками? Какую роль они играют в жизни каждого из нас?

-А что же такое обряд?

    Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными.(слайд №22)

- Ребята, знакомы вам эти праздники? Может, кто из вас видел или услышал от родителей, бабушек или дедушек?

В какой бы форме не отмечали приход на свет малыша, - это всегда радостное событие. Чтобы жизнь продолжалась, каждое живое существо должно произвести на свет новое поколение. И тем не менее, рождение малыша - это чудо.

    После рождения ребенка помимо радости родители новорожденного чувствуют еще огромную ответственность. Они знают, что в течение многих лет им предстоит растить свое чудо, воспитать, делая для этого все, что в их силах.

- Ребята, вы уже знаете, что такое обрядовые праздники. А какие национальные праздники знаете? И почему их так называют?

-А все-таки, ребята, в каком из  этих праздников устраиваются веселые игры, состязания?

  А   сейчас ребята расскажут нам об этом незабываемом празднике.

Как же идут подготовки к празднику?

Ребята, еще раз внимание на экран. (Слайд №23, 24)

Какие игры и соревнования вы знаете?

(Слайд №25) Все они удивительно интересные, но самой зрелищной все же считается национальная (татарская) борьба.

- Чем же отличается татарская борьба от других видов борьбы, которые вам  известны и в чем ее основная особенность. Об этом, я думаю лучше чем наши мальчики,  никто нам не расскажет.

- А вот скажите, ребята,  кто знает, самым почетным призом для батыра всегда что считалось?

- Скажите, а главный приз для батыра что был?

  И так, что же мы узнали о татарской борьбе?

Внимание на экран. (Слайд № 26)

        

Творческая разминка-отдых для детей.

   Завершая урок, давайте попробуем придумать рифмованные строки по заданной теме.

О гостеприимстве: Гость мало посидит,  а …

Приходите в гости к нам,

О Сабантуе:  Все дела завершены, …

Рефлексия. 

Подведем итог нашего урока.

- Ребята у меня на столе стикеры, возьмите,  пожалуйста, их и приклейте на понравившийся ответ.

1. Урок полезен, все понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Еще придется потрудиться.

    - Ребята, я очень рада, что вы славно работали, молодцы и  много нового интересного  узнали на уроке.  Я горжусь вами, что вы достаточно хорошо знаете свои традиции. Уверена, когда повзрослеете, накопленное духовное богатство так же достойно передадите своим детям.

Домашнее задание.

- А теперь, ребята, записываем домашнее задание.

1.Подготовить сообщение - эссе на тему «Что я узнал о традициях своего народа».

2. Задание на лето. Записать о традициях, обычаях от бабушек и дедушек. (Исследовательская работа)

Предполагаемые ответы детей:

-  со встречи гостей…

-  с татарского танца…

-  с угощения…

- Сегодня мы поговорим о народных обычаях, традициях.

- «Традиции народа», «Народные обычаи»

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

- можно унаследовать идеи, взгляды, вкусы, обычаи, традиции своего народа

- Эти народы объединяют обычаи, богатые национальные традиции, народные игры.

Предполагаемые ответы детей:

ети рассказывают о том, как у каждого из них в семье сохранился этот прекрасный обычай и в какой форме  происходит)

Предполагаемые ответы:

- любого гостя надо встретить с хорошим настроением….

- открытое лицо, ясные глаза, хлеб да соль…

-как написано в Коране, гость-это подарок Бога, поэтому особенно уважительно надо относиться к тому, кто пришел к тебе в гости….и тд.

Слушают и выполняют задания по слайдам. (слайды №13-15, 16)

Ответы детей, выполнение заданий по слайдам №18,19.

Организация игры «Тюбетейка»

(слайд №20)

Ответы детей:

-Праздники могут быть традиционными и обрядовыми…

Обряд – это тоже обычай, в котором воплощаются религиозные представления, бытовые традиции каждого из народа.

Приложение №2 (а)

(Рассказы детей. Возможные варианты рассказов: О праздниках «Сомбелэ», «Проводы льда», «Праздник вороньей каши», обрядовый праздник «Сабантуй»,

 Приложение №2 (б)

«Наречение ребенка» и тд.).

Праздник «Сабантуй» (праздник плуга),

«Чэчэк бэйрэме», «Жыен бэйрэме», «Нэуруз»... Эти праздники присуще татарскому народу, хотя сейчас их празднуют всем миром.

- Конечно же, да! На веселом Сабантуе!

Приложение №3 (а, б, в)

Приложение №3 (г)

Предполагаемые ответы детей: скачки на конях, бег в мешке, перетягивание  каната, разбивание горшка, лазание на столб, татарская борьба и тд

Приложение №4 (а,б) (дети рассказывают об особенностях татарской борьбы)

Предполагаемые ответы детей:

По традициям самым почетным призом для батыра считалось вышитое национальными узорами полотенце, которые готовились, то есть вышивались девушками на посиделках. Батыр свято хранил полученные на Сабантуях полотенца.

     Главным призом для батыра во все времена был и остается  живой баран.  А сейчас жизнь наша достаточно изменилась в лучшую сторону, поэтому батыр помимо живого барана, еще получает или автомобиль, или же большой холодильник.

а  увидит много

…  мы всегда рады вам

… веселиться мы должны 

Учащиеся приклеивают стикеры на понравившийся ответ.

Записывают домашнее задание.

Приложение к уроку-занятию «Традиции моего народа»  

Приложение №1. «Притча о том, как Гаяз  угощал  своего гостя».

 Однажды Гаяз подвез с базара до своего аула знакомого из соседней деревни и пригласил его пообедать:

- Знаю, что русские не любят конину, так я угощу тебя татарской свининой.

Гость ел и очень хвалил жирное мясо.

- чем же ты. Приятель, так откормил свою свинью?

-Поверишь ли. Сеном и овсом.

Догадались, чем Гаяз угощал своего гостя7

 Приложение №2 (а)          

      Сомбелэ – народный праздник. Само слово для нас таинственное, а в переводе с тюркского языка означает «колосок». Этот праздник проводится именно осенью, после полевых работ и уборки урожая. В старину наши предки всегда благодарили осень за ее щедрость, богатство, обилие урожая и встречали ее с радостью. В гости на праздник приходила девушка  Сомбелэ со своими сестричками колосками. Обладательница таинственного звания «Сомбелэ» должна была быть душевно чистой, доброжелательной, трудолюбивой девушкой, но и внешние качества не должны были подводить её. Она голубоглазая, с русыми, как колосок, косичками.

             Дети устраивали хоровод овощей и фруктов, пели песни  и пустились в хоровод. Праздник заканчивался угощением.

Приложение №2 (б)

      Наречение ребенка у татар, так и других народов,  всегда являлось праздником не только данной семьи, но и всех близких и родных. Это считается первой свадьбой ребенка.  Для этого процесса приглашаются мулла,  почетные старцы, родные и близкие. Гости приносили подарки для малыша. Ребенка на подушке подносили к мулле. Мулла клал ребенка головой в сторону Каабы и, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносил «Пусть твое имя будет таким-то» (само имя шептал ребенку на ушко). Церемонию наречения имени завершало угощение – аш.

Приложение №3 (а)

    Самым интересным и любимым праздником для нашего народа, я думаю, был и остается праздник «Сабан туй». Сабантуй состоит из 2-х слов: сабан – плуг, туй – свадьба, торжество, праздник. Следовательно, это праздник землепашцев и празднуют его после весенних полевых работ. В это время люди должны отдыхать, передохнуть, набраться сил перед осенними работами.

     На Сабантуе чествуют передовиков. Кто особенно хорошо работал, награждают их вышитыми полотенцами и ценными подарками.

   Традиции празднования Сабантуя очень древние. Возник он и сформировался в процессе трудовой деятельности людей еще во времена родового строя и господства языческой веры. Население края сопровождало земледельческие работы различного рода магическими обрядами и церемониями. Земледельцы совершали жертвоприношения, веря, что это принесет обильный урожай.

Приложение №3 (б)

     Культовая езда на конях также должна была способствовать созреванию хлеба и хорошему урожаю. В дальнейшем эти обряды и церемонии  при весеннем севе приобретали все большее значение в жизни человека, повторяясь из года в год в одно и то же время. Постепенно они превратились  в праздник и сопровождались  национальными играми и состязаниями.

 

   Сабантуй – это праздник труда, мира, дружбы и согласия между народами.

Приложение №3 (в)

  Согласно обычаю. Старейшины села за несколько дней до Сабантуя устанавливают место и день праздника, занимаются сбором призов-подарков для победителей.

 Каждое хозяйство в  подарок будущим батырам выделяло обычно платок, красивое вышитое полотенце.

  А местом для проведения праздника, как правило, выбирался луг, ровное поле или полянка в лесу, чтобы удобно проводить национальные состязания, игры.

Приложение № 4 (а)

    Одним из популярных видов соревнования на Сабантуе с древнейших времен является татарская борьба – КОРЭШ. У татар – это борьба на поясах – кушаках, причем в качестве пояса используется полотенце. Борцы опоясывают друг-друга полотенцами, с помощью которых стараются, приподняв противника, бросить его на землю, обязательно падая при этом вместе с ним. Надо отметить, что татары не подпоясывают поясов, а держат полотенце в руках и обхватывают им талию противника.

       Главное в татарской борьбе – положить противника на спину, на лопатки.

Приложение №4 (б)

    Раньше, по словам моего дедушки, его отец, то есть мой прадедушка, на тренировках заставлял его поднимать мешки с грузом и камнями, а сам, готовясь к предстоящей борьбе, поднимал живого бычка.

   Каждый год  я стараюсь попасть на праздник и  с удовольствием наблюдаю за этим зрелищем. Обычно первый КОРЭШ начинают старейшие, то есть дедушки, которые когда-то были батырами. Они демонстрируют,  как правильно бороться, затем эстафету передают самым маленьким участникам. Их сменяют юношеские пары, затем уже взрослые – мужчины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""

Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского             народа: ...

Проект "Возрождение традиций русского народа"

Народная мораль, народный календарь, фольклор, разные виды искус­ства и художественного творчества, местные традиции и обычаи, святыни родного края - все это вбирает в себя программа «Возрождение трад...

Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области

Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования  Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский...

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

«Кулики – сороки» методическая разработка занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Традиции и обряды моего народа» для обучающихся 2 классов

 Цель: Возвращение к истокам народных традиций. Осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки»...

Традиции и обычаи моего народа

Информация этнокультурной составляющей...