Классный час "Мои права и обязанности"
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Изгалина Юлия Николаевна

Классный час на тему "Мои права и обязанности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе на тему

«Мои права и обязанности»

Цели:

- Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

- Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

- Формировать коммуникативные умения школьников;

- Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

- Прививать интерес к чтению;

Оборудование:

- лепестки со значками по правам человека;

- компьютер;

-  проектор;

-  мультимедийная презентация MS Office PowerPoint;

- выставка книг.

Ход занятия

На экране СЛАЙД 1

1. Целеполагание:

- В какой стране мы живём? Как она называется? (Ответы детей)

-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России.

СЛАЙД 2

-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.

- Наша страна широко протянулась с запада на восток.

- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.

-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы: «Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека».

СЛАЙД 3

- Они дают каждому человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись, в равной степени, независимо от цвета кожи, разреза глаз, национальности и т.д.

- Ребята, а вы знаете, что такое право и какие права есть у вас?

2.Знакомство с правами:

 -В толковом словаре русского языка написано, что ПРАВО – это охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.

- Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.

- Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.

СЛАЙД 4

Найди такое благо, без которого может обойтись человек:

 - труд

-  жизнь

-  прислуга

 - отдых

(Дети отвечают, что можно обойтись без прислуги).

- А что самое важное среди остальных благ? (Жизнь)

-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких.

СЛАЙД 5

 «Жизнь дана на добрые дела» - гласит народная мудрость.

-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?

- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Прикрепляю лепесток на доску,  и проговариваем хором.

- А зачем человеку труд?

- Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.

 

В мире слов разнообразных,

 Что блестят, горят и жгут, -

 Золотых, стальных, алмазных, -

 Нет священней слова: "Труд!"

 Все, что пьем мы полной чашей,

 В прошлом создано трудом:

 Все довольство жизни нашей,

 Все, чем красен каждый дом.

 Новой лампы свет победный,

 Бег моторов, поездов,

 Монопланов лет бесследный,

 Все - наследие трудов!...

-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться?

-Кем вы хотите стать? (Опрос детей. Дети по очереди отвечают)

-Что приносит счастье – труд или безделье?

- Если мы будем целыми днями лениться и ничего не делать,  будем ли счастливы? (Ответ детей)

- Конечно, нет.

СЛАЙД 6

- Найди концовку пословиц среди записей на доске:

«Труд кормит, а лень - портит».

Старание и труд к счастью ведут».

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

(Проверка - СЛАЙДЫ 7, 8, 9.)

- Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд.  СЛАЙД 10

Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Ребята, а для чего человеку отдых?

- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не сидим без работы и устаём.

- БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.

- Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ

 - Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК

 - Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА

- Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ

- Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до 15 часов в день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.

- Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.

- Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. 

СЛАЙД 11

Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Ребята, а было ли нарушено право на отдых в сказке «Золушка»? СЛАЙД 12

-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.

-А обладают ли этими правами дети? (Ответы детей)

(Прикрепляю  изображение ребёнка в центр цветка.)

3.Анализ ситуаций:

- Конечно, дети имеют много прав.

СЛАЙД 13

Очень много стран на свете, это знает каждый.

 Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

 Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

 Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

 Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

- Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка».

СЛАЙД 14

- О каких же ещё правах в ней говорится? Хотите узнать ещё? Тогда слушайте дальше…

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

СЛАЙД 15

- Каждый ребёнок имеет право на имя. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.

- Что такое род, спросите вы? Послушайте стихотворение, и вы всё поймете.

Прадеды

 Кем был твой прадед на Руси –

 Свою фамилию спроси.

 Есть в каждом классе Кузнецов.

 Кто прадед Кузнецова?

 Он был из рода кузнецов,

 Отец отца отцова.

 С пилою Пильщиков дружил,

 Мял Кожемякин кожи.

 В атаки Воинов ходил,

 Стрельцов сражался тоже.

 Звучат, как музыка, как стих,

 Фамилии простые.

 Вглядись – и ты увидишь в них

 Историю России.

- Узнайте от родителей происхождение вашей фамилии и значение имени.

- Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.

- Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!

4. Игра:

- Отчество передается детям от отца, поэтому оно так и называется ОТЧЕСТВО. Наши мальчики – будущие отцы.

- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?

- Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?

- Потому что у них тоже есть право на имя.

- Отстаивая свои права, не забывайте, что у других людей тоже есть такие же права, как и ваши. Уважайте чужие права!

СЛАЙД 16

Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те, что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогут найти.

- Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Ребята, а должны ли дети заботиться о родителях? (ответы детей)

- Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.

- Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

5.Физминутка:

- Ребята, какие обязанности по дому выполняете вы?

- Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…

- моем посуду,

- пылесосим,

- стираем,

- чистим картошку,

- поливаем цветы,

- вытираем пыль,

- ходим в магазин за хлебом.

6. Изучаем следующие права детей

СЛАЙД 17

Заходите в первый класс,

Не шагайте мимо.

Здесь всему научат вас,

Что необходимо.

- Дети имеют право на обучение.  Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

 

Если хочешь строить мост,

 Наблюдать движенье звезд,

 Управлять машиной в поле,

 Иль вести ракету ввысь,

 Хорошо работай в школе -

 Добросовестно учись.

- А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания? (Ответы детей)

- Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.

СЛАЙД 18

- Опять наши пословицы рассыпались. Необходимо собрать их.

Народная мудрость гласит:

Больше узнаешь -…. сильнее станешь.

Кто любит науки, ….тот не знает скуки.

Ученье – свет, … а неученье – тьма.

(Дети находят концовку пословиц среди записей на доске)

Проверка  - СЛАЙД 19,20,21

СЛАЙД 22

-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться? (ответы детей)

-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.

-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.

7. Стихотворение С.Я Маршака

СЛАЙД 23

«Кот и лодыри»

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт.

Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

- Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

- Какое право есть у лодырей и нет у кота? (Право на образование)

- Можно ли совсем не учиться? (Нет)

- Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор ….(Айболит)

- О каком праве пойдёт речь?

(О праве на медицинскую помощь.)

СЛАЙД 24

-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?

- Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.

- А вы обязаны заботиться о своём здоровье?

 - Что надо для этого делать?

СОБЛЮДАТЬ  ПРАВИЛА  БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАНИМАТЬСЯ  СПОРТОМ

ПРАВИЛЬНОЕ   ПИТАНИЕ

СОБЛЮДАТЬ  РЕЖИМ  ДНЯ

- Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.

8. «Сказочная» страница.

СЛАЙД 25

- Вы узнали сказку?

- Что сделал волк с домами поросят?

- Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность.  Прикрепляю лепесток на доску,  и проговариваем хором.

- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?

Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лисичка выгнала косого.

(Заюшкина избушка)

СЛАЙД 26

9. Работа с выставкой книг:

- Ребята, к нам в гости пришли сказки. (Выставка книг)

(Картинки из сказок  на СЛАЙДЕ 27)

- Дети также имеют право на охрану и защиту от похищения.  Прикрепляю лепесток на  доску,  и проговариваем хором.

- В какой сказке было нарушено это право? (Дюймовочка, Г уси-лебеди)

- Дети имеют право на охрану и защиту от жестокого обращения. 

Прикрепляю лепесток на  доску,  и проговариваем хором.

В какой сказке было нарушено это право? (Буратино)

- Дети во всем мире имеют право на охрану и защиту от эксплуатации и неволи.

Прикрепляю лепесток на  доску,  и проговариваем хором.

-В какой сказке было нарушено это право? (Крошечка-хаврошечка, Золушка, Маша и медведь)

СЛАЙД 21 (20 ноября – Всемирный день ребенка)

10. Игра «Разрешается – запрещается»

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

 Мать с ребенком разлучает.

 Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

 Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

 Это –…. (разрешается).

 Если трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

 Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это….. (разрешается).

 Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго…. (запрещается)

11.Подведение итогов:

- Посмотрите, какой чудесный цветок получился. (На доске)

- Перечислите свои права по символам на лепестках.

- Можно ли нарушать чужие права?

Посмотрите на СЛАЙД 29

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

- Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.

- Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!

СЛАЙД 30

- О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)

- А еще есть обязанности….

СЛАЙД 31

12.Рефлексия:

 «Летят, летят лепестки, в воздухе вьются, а за ними мысли вслух о занятии льются» (высказывания детей)

СЛАЙД 32  

- Спасибо вам, ребята, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Классный час. Права и обязанности ребёнка

Знакомство детей с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН. Способы их реализации...

Классный час "Права и обязанности ребёнка"

Методическая разработка ко Дню Конституции....

Классный час " Права и обязанности первоклассника"

Классный час знакомит детей с правами и обязанностями....

Классный час " Права и обязанности детей"

Классный час о правах и обязанностях обучающихся...

Классный час «Права и обязанности».

Классный час «Права и обязанности»....