Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями
статья

Иноземцева Оксана Сергеевна

Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Иноземцева Оксана Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Важным фактором духовно нравственного развития личности школьника с интеллектуальными нарушениями является- систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.  

Природа лучше, чем что-либо обогащает личность ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у детей патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению  кругозора.

Несмотря на то, что у большинства детей с нарушением интеллекта имеются представления об объектах живой и неживой природы, они недостаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего их мира.

Отношение к природе у детей с нарушением интеллекта имеет свои особенности . Как правило, учащиеся  зaтрудняются в срaвнении и устaновлении внутренних связей между предметами и явлениями природы, поэтому восприятие природы у них имеет весьма специфический характер. Положительное и бережное отношение к природе у данной категории детей развивается только на основе соответствующего жизненного опыта: контакт с самой природой; общение со взрослым, в процессе которого ребенок познает определенные сведения о мире природы.

Духовно – нравственное воспитание требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка с интеллектуальными нарушениями рассчитывать на моментальный и постоянный результат не приходится. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть, не совсем в той форме и не в том качестве каких мы ожидаем.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней, а так же уметь замечать действия других людей,  давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.  

 Главная задача  развития личности школьника  в процессе ознакомления с природой является -  вовлечение каждого ученика в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность.

Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:

-пробуждение ребенка к активности;

-поиск смысла происходящих изменений или открытии в знакомом - незнакомого, в обычном - необычного;

-проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого используется в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно – образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности).

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Учащийся должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. Я считаю особую роль в этом играет такой метод как наблюдение.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». 

С целью удовлетворить стремление познать как можно больше о природных объектах, привлекающих внимание, учащиеся активно включаются в процесс наблюдения. В течении прогулки нужно обращать внимание на красоту природы и погодные явления. Необходимо наблюдать за поведением животных и состоянием растений, обучать детей самостоятельно замечать явления природы, называть их и делать выводы, побуждать к задаванию вопросов. Каждое наблюдение расширяет и углубляет представления ребенка об окружающей природной среде, дает новые знания, пробуждает любознательность . 

 В ходе наблюдений педагогу необходимо использовать различные приемы: вопросы, объяснение, рассказ, сравнение, художественное слово, игровые приемы. Учитывая особенности восприятия умственно отсталых детей, наблюдение за любым объектом всегда тщательно готовится, подбирается для этого дополнительный наглядный и словесный материал. Педагог подбирает вопросы так, чтобы они содержали конкретную мысль, доступную и понятную детям, опирались на предыдущий опыт детей, побуждали детей к восприятию нового. Игровые приемы способствуют повышению интереса детей, делают сам процесс наблюдения более доступным и привлекательным

Использование художественного слова во время наблюдения помогает создать в воображении детей более яркие образы. В результате такой последовательной работы у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними, чувственный опыт приобретает для ребенка особое значение.

Во время проведения опытов дети имеют возможность не только наблюдать, но и действовать, давать самостоятельные умозаключения. Знания, приобретенные детьми во время исследовательской деятельности, имеют особую доказательность, полноту и прочность.

Игры и упражнения с природными материалами (песком, водой, глиной, снегом, льдом, листьями, камешками, ракушками и т. д.) развивают у школьников внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. Роль игры в коррекционном процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Во время таких игр у детей формируется представление об объектах живой и неживой природы, их качества, развиваются воображение, умение сосредотачиваться, соотносить свои действия с действиями других, воспитывается любовь, бережное отношение к природе. 

 Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это бывает?», «Кто где живет?», «Большой–маленький», «Где чей домик?».Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное — несъедобное», , «Что лишнее?»,  «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Развивая эстетические отношения к природе у  школьников можно сформировать и их экологическую культуру. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают детей воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты.

 Работу по экологическому воспитанию школьников с нарушением интеллекта необходимо проводить, начиная с младшего школьного возраста.

Задача — заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе

Технология экологического воспитания младших школьников включает следующие компоненты:

разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за деревьями на участке в разные времена года, осенними  растениями, весенними первоцветами; ‒ участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними);

совместная деятельность учителя с детьми в  по уходу за комнатными растениями ( дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ);

-экскурсии, походы в парк, выставки рисунков,

‒ рассказывание и обыгрывание народных сказок, чтение книг, рассматривание иллюстраций в книгах;

 ‒ проведение экологических занятий, субботники, работа экологических кружков

Таким образом, формирование нравственных чувств осуществляется через экологическое воспитание, которое интегрируется во все образовательные области. Чтобы познать ребенку окружающий мир, ему необходимо его исследовать. В ходе поиска он уточняет, проясняет свои представления о нём. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Благодаря различным экспериментам и опытам дети имеют возможность раскрыть некоторые тайны природы, уточнить знания о качествах и свойствах объектов неживой природы (воды, снега и т. д.), о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Также дети познают значение красоты, порядка, чистоты в окружающей среде для здоровья каждого человека, знакомятся природными материалами и их использованием в хозяйственной деятельности человека.

Например, ухаживая за комнатными растениями, дети получают практический опыт приобщения к природной среде. Усвоение начальных знаний о потребностях растений и условиях, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей, позволяет оценить внешние признаки растений — показатели его благополучия. Наблюдая за состоянием растения, школьник как бы ему «сочувствует» и старается помочь. Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе. Среди эффективных способов экологического образования детей важно отметить экскурсии и прогулки.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствие, сострадание, сопереживание), позволяет ребенку увидеть результат своей деятельности. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка. Сколько восторга и радости получают дети от полученного результата, когда проводятся субботники, экологические занятия. Достигать положительных результатов в становлении экологической культуры школьников  помогают выставки, конкурсы, разнообразные акции экологической направленности, праздники на экологические темы. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения.

Из всего сказанного раннее следует, что духовно-нравственное воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.

Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания
Таким образом, осуществляя  разнообразные виды деятельности , происходит работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, а также развитие их индивидуальных качеств: доброты, милосердия и заботы; умение видеть неблагополучие в природе, сопереживать слабым существам.

Список литературы:

1.А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М; ТЦ СФЕРА,2004

2.Замятина, В. В. Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие / В. В. Замятина

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.

4. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2006. – № 5. С. 46 – 56

5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие / В.В. Лебединский. – М. : Издательство Московского университета, 1985. – 148 С.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

7.Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М .: Академия, 2002.– 160 с.

8.. Яришева Н.Ф. Методика ознакомления детей с природой / Н.Ф.Ярышева. – К.: Высшая школа, 1993. – 255 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дом:дети,отец,мать." Духовно-нравственное развитие младших школьников.

ÒВ настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, ра...

Роль художественных произведений в духовно-нравственном развитии младших школьников

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую литературу, которая способствует духовно-нравственному развитию личности....

Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования

Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование  ...

Презентация выступления на пед. совете "Реализация программы духовно-нравственного развития младших школьников"

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Частью...

"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...