Статья "Социально-культурная деятельность как средство воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста" учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасова Наталия Владимировна
статья (1 класс)

Статья 

На практике одним из средств по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста является социально-культурная деятельность, которая включает в себя различные виды деятельности младших школьников: образовательную, трудовую, коммуникативную, экскурсионную, физкультурно-спортивную, досуговую, являющуюся интеграционной. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Социально-культурная деятельность как средство воспитания толерантности

у детей младшего школьного возраста

учитель  начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга

Тарасова Наталия Владимировна

                Обозначая воспитание толерантности как педагогическую задачу, можно определить толерантность как положительное нравственное качество, заключающееся в ценностной установке на терпимость к мнениям, убеждениям, особенностям и формам поведения другого человека.         

        С точки зрения Соколова «Социально-культурная деятельность – культурная деятельность социальных субъектов по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей. Социально-культурная деятельность ставит целью развитие способностей индивида. Это духовная деятельность социальных субъектов, осуществляемая в социальном пространстве».

        На практике одним из средств по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста является социально-культурная деятельность, которая включает в себя различные виды деятельности младших школьников: образовательную, трудовую, коммуникативную, экскурсионную, физкультурно-спортивную, досуговую, являющуюся интеграционной.

И.Н. Ерошенков отмечает, что образовательная деятельность младших школьников осуществляется не только в образовательных учреждениях, но и через различные социальные институты, среди которых учреждения дополнительного образования, учреждения культуры. Они дополняют и расширяют знания, умения и навыки, полученные детьми в семье, школе. К таким учреждениям относятся библиотека, клуб, музей, кинотеатр, театр. Главная задача всех образовательных институтов состоит в том, чтобы дать ценностную ориентацию детям для их адаптации в обществе, научить самостоятельно учиться. К качестве активных методов образовательной деятельности у младших школьников предлагают использовать игровые методы: операционные, дидактические, творческие, ролевые

В младшем школьном возрасте по-прежнему одним из важных для детей видов деятельности, теперь уже после учёбы, остаётся игровая деятельность. Это, прежде всего, особая сфера человеческой активности и основа развития ребёнка. Игровая деятельность – способ реализации потребностей и запросов ребёнка в пределах его возможностей. Это форма познания себя, мира, общения, труда, искусства, спорта. Этим определяется классификация игр, которая была сделана Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым. Эти авторы, в частности, предложили различать игры по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют у человека (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие). Особенно привлекательны для детей младшего школьного возраста подвижные игры как средство физического развития. Дети отдают предпочтение таким подвижным играм, как  «Пятнашки - присядашки», «Выбивало», «Догонялки», «Салки», «Гуси-лебеди», «Третий лишний», «Море волнуется», «В прятки», «Палочка-выручалочка», «Запрещённое движение»,.. Это связано с тем, что в них присутствует дух соревнования, творчества, коллективный характер, способствующие развитию у детей чувства товарищества, ответственности, дисциплинированности. Интеллектуальному развитию ребёнка и его воспитанию способствуют дидактические игры – предметные, настольные, печатные, словесные. С этой целью в классных кабинетах и комнатах игр для детей должны быть шашки, шахматы, домино, подборка ребусов, кроссвордов, шарад, викторин и других интеллектуальных игр. Кроме выше перечисленных игр важное место в формировании личности младшего школьника занимают сюжетно-ролевые игры, драматические, театрализованные представления, … Часто ролевые игры можно использовать на уроках литературного чтения, математики, русского языка. Меньшее предпочтение они отдают дидактическим играм или играм со сложными правилами. Несмотря на предпочтения детьми подвижных игр, всегда находятся дети, которые в силу своих личностных качеств, особенностей отказываются принимать участие в играх или предпочитают менее подвижные игры. Поэтому надо отметить, что воспитание толерантности у ребят младшего школьного возраста может испытывать трудности в любом виде деятельности, даже в таком, как игровая.

Прежде, чем говорить о трудовой деятельности младших школьников, обозначим, что назначение данной деятельности заключается в преобразовании  окружающей материальной действительности. Эта деятельность формирует умения, навыки, привычные системы целесообразных действий, привычку к трудовому усилию и преодолению физического напряжения. Начальная школа лишь приобщает детей к этому виду деятельности через различные формы воспитательной работы: дежурство в классе, украшение и благоустройсво кабинета к праздникам, турниры умельцев, выставки поделок, изготовление своими руками подарков, …

Теперь обратимся к коммуникативной деятельности младших школьников. Чаще её называют эмоционально-коммуникативной. Это деятельность, осуществляющая общение детей с использованием занимательных форм, что обусловлено возрастными особенностями детей. Как отмечают практики, коммуникативные навыки чаще всего отрабатываются в ролевых играх. «В младшем школьном возрасте можно и нужно обучать детей гибкости общения с целью поддержания эффективного делового взаимодействия друг с другом так как, приходя в школу, некоторые дети испытывают трудности в общении. Это может быть связано с индивидуальными особенностями детей или в связи с имеющимися отклонениями. Этот же возраст вполне подходит для формирования у детей умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с людьми. В это время можно научить ребёнка быть независимым, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же время уважать интересы других. Младшим школьникам вполне доступно элементарное научение в сфере ведения споров, дискуссий, включая способность слушать и понимать других, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях. Большую роль в межличностном отношении в данном возрасте отводится тому, что в системе человеческих интерперсональных связей происходит активный процесс становления личности, а межличностные отношения представляют собой наиболее эффективное средство управления развитием личности. В качестве примера организации коммуникативной деятельности младших школьников можно рассматривать и коллективную творческую деятельность. Например, организация поздравлений с новым учебным годом учителей, первоклассников, постановка спектаклей для детей детского сада, выступление перед ветеранами, ….

Рекомендации по воспитанию толерантности младших школьников

Отношения между мальчиками и девочками

Для улучшения отношений между мальчиками и девочками необходимо с самого начала с первого дня прихода детей в школу посадить их за парты вместе. Никогда не надо сравнивать их между собой. Это совершенно разные «планеты». Никогда не надо говорить девочкам о том, какие мальчики «драчуны, задиры,…».  А мальчикам в свою очередь – какие девочки «плаксы, ябеды,…». Самое главное отмечать только положительные качества мальчиков и девочек. Говорить, что девочки – это будущие мамы, внимательные, заботливые. Они хорошо готовят, заботятся о членах семьи, шьют, вяжут. Мальчики – это защитники Родины, девочек, будущей семьи, … Они сильные, выносливые, мужественные, храбрые, заботливые, внимательные.

Отношение к одноклассникам

Никогда не надо ругать детей в присутствии всех одноклассников. Лучше сделать замечание наедине, отозвав при этом в сторону. Иначе отношении детей к этим одноклассникам становится негативным. Они считают, что если учитель всё время ругает какого-то ребёнка, то этот ребёнок «плохой» и не стоит с ним общаться, дружить. Это связано с тем, что во многом в этом возрасте ещё имеет значение авторитет учителя на его поведение. Для того, чтобы коллектив не противопоставлял себе отдельных ребят, учителю необходимо придерживаться ровных одинаковых отношений со всеми ребятами. Воспитание уважительного, толерантного отношения к другим людям – это ежедневный процесс. Поэтому каждый день необходимо уделять этому внимание. Из каждой мелочи постепенно складываются стереотипы, перерастающие в привычки.

Отношение к внешнему виду одноклассников (к внешним данным)

Внешнему виду детей необходимо уделять внимание, акцентируя при этом внимание на аккуратность, ухоженность в причёске, в одежде. Никогда не надо сравнивать внешний вид  ребёнка с различными животными. Необходимо подчёркивать, что каждый человек красив по-своему. Своими хорошими, добрыми поступками, отношением друг к другу, к другим людям, своими положительными качествами: трудолюбием, старательностью, упорством, …. Чем больше положительных эмоций будет у детей, тем меньше они будут проявлять отрицательных.

Отношение к «другим» людям

Говоря о «других» людях можно отметить, что это могут быть не только другие одноклассники, дети из других классов, но и люди из других стран, городов, которые живут с нами рядом. Все мы имеем право думать по-своему, иметь свои права, интересы, обязанности, …. Но самое главное, чтобы наши интересы, поступки и действия не мешали окружающим, не причиняли им вреда, а были бы полезны. И даже, если мы говорим на разных языках, имеем свои народные традиции, это не даёт нам право думать, что «другие» хуже, чем мы. В главном мы едины – мы люди.

Отношение к учебной деятельности

Не у всех детей есть способности ко всем учебным дисциплинам. Способности у всех разные. Поэтому неудивительно, что дети, у которых что-то не получается, начинают испытывать отрицательные чувства по отношению к какому-либо учебному предмету. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребёнка, сделать так, чтобы он почувствовал свои силы и возможности. Тогда отношение к учебной деятельности у него из отрицательного может перейти в положительное.

        Уровень развития толерантности и особенностям общения детей младшего школьного возраста можно выявить с помощью комплекса методов, включающих в себя  педагогическое наблюдение, социометрическое исследование, анкетирование.

        В качестве  критериев уровня толерантности учащихся младших классов могут быть выбраны: отношение учащихся к одноклассникам, к их внешнему виду, взаимоотношениям между мальчиками и девочками, отношение к другим людям, отношение к учебной деятельности.

        Основой содержания воспитания толерантности учащихся младших классов является проживание социально-культурных ситуаций, связанных с отношением учащихся к одноклассникам, к их внешнему виду, взаимоотношениям между мальчиками и девочками, отношение к другим людям, отношение к учебной деятельности  в различных видах социально - культурной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые   необходимы  человеку и обществу.  Но XXI столетие обнажило дефицит «человеческого» в человеке.Всё начинаетс...

Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста

В данной статье описаны методы, средства воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста. А также дано описание основных элементов подготовки учителя  в условиях воспитани...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Педагогические средства воспитания толерантности у детей детей младшего школьного возраста.

Материал знакомит с педагогическими средствами воспитания толерантности у детей....

Конспект занятия по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста на тему:«Поделись улыбкою своей!»

Толерантность -это то что как никогда в наше время необходимо детям.В современном жестоком мире,где всё больше сфера интересов детей крутится вокруг интернета и телевидения,далеко не всегда пропаганди...

МАСТЕР-КЛАСС «Игры для хорошего настроения» или « Использование подвижных игр в образовательной деятельности как средство повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста».

Важнейший результат игры- это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры в значительной степени игрового и соревновательного характера больше чем другие формы и средства физич...