Прослушивание музыкальных произведений как способ активизации учебной деятельности и расслабления во время внеурочной деятельности младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

          Во многих школах начального образования после уроков детям организованы   дополнительные занятия и пребывание в группах продленного дня. После отдыха и обеда дети приступают к внеурочным занятиям часто без желания, с ощущением усталости. После занятий по внеурочной деятельности и перемены учащиеся приступают к выполнению домашнего задания без охоты. Используя наблюдения и исследования психологов и педагогов мы можем применять прослушивание музыкальных произведения во время перерывов между учебной деятельностью на  дополнительных занятиях детей после уроков,  до этих занятий  и перед подготовкой домашнего задания.

         В материале сначала приведены результаты воздействия от прослушивания музыкальных произведений на людей разных возрастов и детей. Затем приведены примеры музыкальных программ и произведений. Программы представлены две: одна для успокоения расслабления учеников, другая - для мобилизации учебной деятельности и более быстрого включения в рабочий ритм. Далее названы музыкальные произведения, которые могут  подготовить детей к учебной деятельности  и улучшить их настроение при переутомлении и нервном истощении, при угнетенном меланхолическом настроении. Также в работе представлены рекомендации по подбору музыкального материала, основанные на наблюдениях психологов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 Во многих школах начального образования после уроков детям организованы  занятия по внеурочной деятельности и пребывание в группах продленного дня. Помимо организации режимных моментов, таких как отдых и обед, перед дополнительными занятиями и подготовкой домашнего задания детям необходимо приходить в сосредоточенное состояние. Это не такая простая задача. Зачастую дети говорят, что они не хотят заниматься  на дополнительных уроках. В дни написания контрольных работ учащиеся испытывают сильное эмоциональное напряжение. Использование определенного музыкального фона  до занятий и перед подготовкой домашнего задания может способствовать активизации учебной деятельности, а после  внеурочных занятий и в  дни с высоким напряжением во время учебы в первой половине дня  - расслаблению.

Российские и западные ученые, психологи проводили исследования и наблюдения над воздействием музыки на поведение людей разных возрастных групп. В том числе они определили когда,  какую музыку,  в каких временных рамках, музыку какой громкости нужно слушать для мобилизации сил, расслабления и перемены настроения у детей.

Так исходя из исследования А.А. Ухтомского, музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, проходящие ритмично как в двигательной так и в вегетативной сферах. Ученым выявлено, что ритмы маршей, рассчитанных на то, чтобы сопровождать отряды войск в длительных походах, обычно чуть медленнее ритма человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти долго, не испытывая усталости. Еще Ухтомский указывает, что ритмы вальса ¾ оказывают успокаивающее воздействие.

В исследовании А.А. Коротаев прослеживает разные реакции на музыку у детей с сильной и слабой нервной системой в напряженной и спокойных ситуациях. В напряженной ситуации приятная музыка улучшает деятельность детей с сильной нервной системой. У детей со слабой нервной системой обнаружилась чёткая тенденция к ухудшению деятельности и усилению нервно-психического напряжения. Во втором случае ухудшение деятельности происходит не сразу с включением музыки, а спустя 13-15 минут. До этого момента наблюдалось улучшение деятельности. В спокойной ситуации у детей с разной нервной системой наблюдалось улучшение деятельности.

И.А. Гольдварг  разработал программу музыкальных минуток для учащихся школ, работающих в 2 смены. При её составлении он учел сколько по времени должны звучать музыкальные произведения и подобрал разные по настроению  и небольшие по длительности звучания произведения классических  исполнителей инструментальной музыки. Одна группа  мелодий была подобрана  для успокаивающего воздействия на учащихся, другая группа мелодий – для  воздействия мобилизующего.

Основываясь на опыте ученых назовем рекомендации к подбору музыкального материала и особенности при использовании музыкальных минуток  при подготовке к  работе по программам внеурочной деятельности и    учебной деятельности детей в группах продленного дня в начальной школе.

Рассмотрим случай,  когда  во время пребывания  в школе после учебного дня, программой внеурочной деятельности  сначала предусмотрены занятия по предметам например, юный математик, эколог, история Санкт-Петербурга и другие,  потом начинается  нахождение детей в  группе продленного дня.

Для более быстрого включения в рабочий ритм за 20-30 минут до начала занятий для мобилизации сил учащихся, для активной учебной деятельности можно включать бодрые и жизнерадостные детские песни, песни иностранных исполнителей, марши, классические музыкальные произведения. При этом общее время звучания музыки должно быть от 10-15 минут, музыка должна быть чуть громче общего уровня шума. Предпочтение в выборе произведений – классическая инструментальная музыка, исключая музыку на русском языке, музыку со сменой настроений, длинные музыкальные произведения. Не рекомендуется использование модных щлягеров и популярных новинок из-за отсутствия полезного воздействия от их прослушивания.

С успокаивающей целью можно использовать такой вариант: И. С. Бах Прелюдия номер №1, Прелюдия № 8; Ф. Шопен Прелюдия № 4, № 13; Ф. Шопен Ноктюрн №20; К. Глюк «Мелодия»; Ф. Шопен Прелюдия № 17.

В тех случаях, когда нужно подготовить детей к учебной деятельности - И. С. Бах Прелюдия № 1, №8; Ф. Шопен Прелюдия № 4, №13; К. Глюк «Мелодия»; М. Таривердиев «Мгновение»; Ж. Бизе – Р. Щедрин Тема «Тореодор».        

 Чтобы вывести учащегося из нежелательного эмоционального состояния, ему можно дать послушать мелодию, соответствующую его настроению, затем дать послушать музыкальное произведение с иным характером музыки. Так для моделирования настроения при переутомлении и нервном истощении можно рекомендовать «Утро» Э. Грига и «Полонез» М. Огинского. При грусти и меланхолическом настроении – «К радости» Л. Бетховена и «Аве Мария» Шуберта. При повышенной раздражительности и гневливости «Хор пилигримов» – Р. Вагнера и «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского. При снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» П.И. Чайковского и «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.

В работе со школьниками младших классов во время внеурочной деятельности и в группе продленного дня используя 15-минутные музыкальные передачи, составленные по определенным правилам, воспитатели могут регулировать  поведение и настроение школьников и  способствовать либо расслаблению детей,  либо повышению активности в учебной деятельности в зависимости от задач учебной деятельности и эмоционального состояния детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

"Квест - технология как способ активизации учебной деятельности младших школьников

Материал презентации будет интересен учителям начальных классов, желающих разнообразить практическую деятельность, правратить урок в интересное приключение....

Обобщение опыта по теме " Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника"

Представила сою работу на семинаре по теме " Проблемно-диалогическое обучение" Доклад + презентация...

"Внеурочная деятельность младших школьников как способ ранней социализации".

   В соответствии с ФГОС НОО осуществляется:• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.• усвоение универсальных учебных действий: личностных, м...

Презентация "Внеурочная деятельность младших школьников как способ ранней социализации".

   В соответствии с ФГОС НОО осуществляется:• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.• усвоение универсальных учебных действий: личностных, м...

«Театрализованная деятельность как основа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников»

acute;Театр как средство объединения коллектива на любом году жизни школьника.Не для кого не секрет что современные дети нуждаются в общении даже больше чем когда либо,  они одиноки, замкнуты, б...