Конспект занятия по теме "Дерево сотрудничества" 2 класс
методическая разработка (2 класс)

Коррекционное занятие по теме "Дерево сотрудничества" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnoe_zanyatie_2_klass_derevo_sotrudnichestva.docx178.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧСКАЯ КАРТА

КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

 Тема: «Дерево сотрудничества»

Класс: 2

Учитель начальных классов

                        ФИО: Чопалаева Джамиля Уллубийевна

Санкт-Петербург

2022

Класс: 2

Тема:  Дерево сотрудничества

Направление внеклассной деятельности: общекультурное

Цель: создание условия для ознакомления учащихся с основными навыками сотрудничества, формирование эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности

Задачи:

Образовательные: формирование представления и потребности в доброжелательном общении

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение в общении.

Развивающие: развивать познавательный интерес, личностной и групповой активности

Формы организации внеклассного занятия: диалог, инсценировка, практические задания, упражнения.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный.

Основные понятия: сотрудничество

Оборудование: 

 - ватман с наклеенным  стволом дерева;

- цветная бумага с контурами яблок, листьев, цветов;

- ножницы (3 шт.);

- клей-карандаш (3 шт.);

- ноутбук для озвучивания песен;

- напечатанные слова на листе: доброта, лживость, честность, храбрость, смелость, трусость, сотрудничество;

- лепесточки по количеству детей для упражнения «Цветок»

Структура занятия (в зависимости от вида и формы занятия)

Ход внеклассного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Ребята, я рада всех вас видеть. На сегодняшнем занятии мы поговорим о качествах человека, но сначала мы поприветствуем друг друга.

Упражнение «Сбор рукопожатий».

- По моему сигналу вам нужно будет собирать рукопожатия у присутствующих. Задача - собрать как можно больше рукопожатий. Заканчивать будете также по моему сигналу.

- Поделитесь своими впечатлениями, какие чувства вы испытывали?

- Кто собрал больше всех рукопожатий? (выявляется победитель).

Упражнение «Мешок хороших качеств».

- Ребята, скажите, чем отличается наш победитель от остальных? За какие качества вы цените ...Машу? Она всем помогает ... она добрая

Выберите из «Мешка хороших качеств» те, которые, по вашему мнению, есть у нее.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/11d2/00012341-ef6fa807/img3.jpg

Вывод: Нам приятно общаться с добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми и отзывчивыми людьми.

- Ребята, а вы хотите узнать, за какие качества вас ценят одноклассники? Возьмите по одному листочку, подпишите свое имя. Сейчас мы будем передавать мешок по кругу, а вы должны написать хорошее качество человека, чье имя написано на листочке.

Листок возвращается хозяину, дети читают про себя. 

 -Кто-то хочет зачитать, какие качества есть в вашем Волшебном мешке? 

- Ребята, трудно ли было подбирать качества?

Приятно ли было слушать о себе?

Вывод: В каждом человеке есть положительные качества, но бывает и так, что положительные качества человек прячет, а показывает только отрицательные. Например: грубость, жадность, зависть, лень, неуважение. С такими людьми нам неприятно общаться. Важно научиться проявлять положительные качества, а отрицательные прятать.

Упражнение «Изобрази качество».

- А давайте мы с вами как раз таки и попробуем изобразить разные качества. Нужно выбрать карточку, на которой написано какое-то качество, и изобразить без помощи слов. Остальные будут отгадывать, что написано на карточке.

Слова на карточках: вежливость, смелость, непослушание, нетерпеливость, злость, трудолюбие, аккуратность, доброта.

- Трудно ли было изображать качества? Какое качество было изображать легче всего?

 - Назовите положительные качества

- Назовите отрицательные качества

- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли эти упражнения? Чем они были связаны?

- Да, и сегодня мы с вами познакомимся с одним очень важным качеством, о котором я вам скажу чуть позже. А пока мы с вами вспомнили много нужных и важных качеств

Приветствие

- нет

- да

- вежливость, смелость, трудолюбие, аккуратность, доброта

- непослушание, нетерпеливость, злость

- все упражнения были связаны с качествами человека

Подготовка к основному этапу

- Посмотрите и прочитайте эти слова:

Доброта, трусость, честность – эти слова, обозначающие качества человека,

 найдите лишнее слово:

 (лишнее – трусость) Почему? (плохое, отрицательное качество)

Трусость — неумение преодолевать собственный страх и неспособность справляться с ним, когда это необходимо.

Необходимо уметь бороться со своими страхами. Также принимать важные решения, не боясь

Храбрость, смелость, лживость

(лишнее-лживость) Почему?

Верно, лживость часто вводит в заблуждение людей, это отрицательное качество

- Обратите внимание на слова, которые остались: доброта, отзывчивость, храбрость, смелость.

- Ребята, давайте вспомним, как эти слова называются?

Да, правильно, это качества людей, причем все эти качества положительные, хорошие и нужные.

И все эти положительные качества нужны нам при использование одного очень важного качества.

- трусость

- это плохое, отрицательное качество

- лживость

- положительные качества

Основной этап

Цели: выявить понимание детьми состояние сверстника, оказавшегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.

Цели: выявить понимание детьми эмоционального состояния сверстников, не участвующих в общей деятельности, и нахождение правильного решения.

    Цель: выявить особенности осознания детьми необходимости проявления внимания к проблемам сверстника и подробного объяснения для установления взаимопонимания в общении

- Сегодня я хочу поговорить с вами о качестве, которое вы часто используете в играх, сложных делах. Это качество – «умение сотрудничать». Как вы понимаете, что такое сотрудничество?

Выслушиваю ответы детей.

- Правильно ли я вас поняла, вы считаете, что сотрудничество – это когда люди что-то делают вместе?

- Вы все правы, ведь со-трудничество - это совместный труд или какое-то общее дело.

-  Например, в одиночку невозможно построить дом, издать книгу, вырастить урожай и т. д.

- Вспомните название русской народной сказки, в которой все герои помогают друг другу.

- Репка.

- Если бы каждый герой сказки по отдельности тянул репку, смогли бы они ее вытянуть? Почему?

- В сказке у всех героев была одна цель. Какая? Все ли хотели этого? Значит, у всех была общая цель. (На доске записывается первый пункт)

- А какая у нас с вами может быть общая цель?

- Ребята, давайте вспомним известную басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука». О чем в ней говориться?

- Была ли у героев басни общая цель? Какая?

- Почему же у них ничего не получилось?

(Выслушиваю ответы детей)

- Что им нужно было сделать перед началом работы?

- Договориться.

- Действительно, когда мы вместе выполняем какую – то работу, очень важно уметь действовать сообща: договориться между собой, распределить работу – кто что будет делать, иначе ничего не получится. Например, если вы делаете уборку в классе, то нужно договориться, кто будет цветы поливать, кто пыль протирать, кто доску мыть…

- Согласие - это главное в общем деле.

( На доске записывается второй пункт)

Договориться

Игра – упражнение «Цветок» (проводится под спокойную музыку)

- А теперь, ребята мы с вами поиграем в  одну игру, которая называется «Цветок».  Ваша задача в игре: проявлять сотрудничество, дружбу.  Итак, тихонечко выходим со столов,  образуем  круг, получайте султанчиков, они будут нашими лепесточками.  Представьте, мы сейчас превратимся  в семечку, из которого скоро вырастут красивые цветочки. Итак, все присели на корточки, обхватив руками коленки, голова на коленях.

А дальше слушайте меня внимательно и выполняйте движения все одновременно под музыку:

«Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко.

Из семечка проклюнулся росток.

(поднимают тихонечко  голову).

Он растет, растет, выпрямляется.

У него появляются  лепесточки, они расправляются, тянутся к солнышку.

(разводят руки, берутся за руки)

Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок.

(тихонечко одновременно встаем, поддерживая друг друга, не отпуская рук).  

Он греется на солнышке, плавно распускается, поворачивая свою голову вслед за солнышком.

Цветочек радуется солнышку и радует людей» (круг расширяется, прогибаясь назад)

Спасибо, молодцы, благодаря вашему сотрудничеству цветок красиво расцвел, занимайте свои места.

Практическая

- Сегодня мы сделаем одну большую работу за очень короткое время. Это будет «Дерево сотрудничества». 

- Но для начала я хочу проверить, насколько вы умеете проявлять это качество «умение сотрудничать» в разных ситуациях

- Я буду читать вам ситуации, а вы будете помогать найти выход. Готовы? Слушайте внимательно

1. Ситуация «Настоящая помощь» 

Содержание ситуации.

- Рима, Ксюша и Лена расписывали красками тарелочки для выставки. Рима сразу красиво расписала свою тарелку, а у Ксюши никак не получалось. Когда Лена это увидела, она громко засмеялась и сказала«Ну как всегда, у тебя ничего не получается!» А когда Рима увидела, что у Ксюши ничего не получается, она поступила по-другому, не так, как Лена. Как ты думаешь, что она сделала?

- Да, Рима не стала бы смеяться, ведь у человека не может все получаться всегда  с первого раза, нужно помочь и подсказать. Ведь на месте Ксюши может оказаться любой человек, нужно всегда понимать это. Итак, благодаря сотрудничеству у девочек получилась бы очень красивая совместная работа

      2. Условная ситуация «Мы вместе».

Содержание ситуации. На прогулке дети вместе строили крепость из песка. А два новеньких мальчика, Дима и Коля, стояли и наблюдали за ними. Дети заметили, что мальчики грустно стоят в стороне, и они решили

Вопросы для обсуждения

- Как вы думаете, что дети решили?

- Почему вы так думаете?

- Как бы ты поступил в такой ситуации?

- Молодцы, вы все верно говорите. Детям нужно проявить умение сотрудничества. У вас это прекрасно получается. Ведь, действительно, мальчики новенькие и не успели ни с кем подружиться, и тоже хотят помочь в строительстве крепости

3. Ситуация «Объясни правильно» 

Содержание ситуации. Сережа хотел научиться делать лодочку из бумаги. Он попросил Мишу объяснить и показать, как надо ее делать. Миша сказал: «Очень просто. Возьми бумагу, согни ее пополам, потом еще раз, отогнешь уголки, вот и все!» Сережа стал делать - ничего не получилось.

Вопросы для обсуждения

- Как ты думаешь, почему у Сережи не получилась лодочка?

- Понятно ли объяснил ему Миша?

- А как бы ты объяснил, чтобы стало понятно?

- Молодцы! Я убедилась и уверена, что вы не останетесь в стороне и всегда придете на помощь друг к другу.

- А теперь давайте приступим к работе и проверим, как же вы сотрудничаете.

Чтобы дерево всех радовало, каждому необходимо выполнить свою часть работы правильно и аккуратно. (На доску вывешивается ватманский лист с нарисованным стволом дерева.)

Для работы мы разделимся на 4 группы (по жребию):

1 группа – вырезает по контуру листья.

2 группа – вырезает по контуру цветы.

3 группа – вырезает по контуру птиц.

4 группа – приклеивает листья, цветы, птиц на ватманский лист.

Давайте вспомним правила при работе с ножницами:

1.Передаем ножницы, держа их за сомкнутые лезвия.

2. Не приближай пальцы близко к лезвиям

3. Не размахивайся ножницами, не направляй к соседу.

Помогаю  приклеивать листья,  яблоки, птиц, если дети будут испытывать затруднения. (работу выполняют под детские песенки про дружбу)

https://img.banggood.com/thumb/water/oaupload/banggood/images/AD/FD/35135008-0469-22c1-cdb3-5987c5f4bcb0.jpg

Обсуждение совместной работы.

- Посмотрите на дерево, которое у нас получилось! Какие мысли у вас появляются, когда вы смотрите на это дерево?

Выслушиваю мнения детей.

- Было ли трудно проявлять сотрудничество? В чем? Не хотелось ли вам выполнять ту часть работы, которую делала в это время другая группа?

(Ответы детей).

- Но вы проявили понимание и терпение, что для сотрудничества очень важно. (На доске записывается третий пункт)

- Посмотрите на дерево, нравится оно вам?

- Так классно, что мы раз - и все сделали!

- Мне было очень приятно наблюдать за вами,  как вы все дружно трудились.

- это совместная работа нескольких человек

- да

- репка

- Нет, потому что репка была очень большой и тяжелой и один бы герой не справился

- вытащить репку

- Да, все хотели и смогли вытянуть, благодаря сотрудничеству всех героев сказки.

- Победить в играх, конкурсах, убраться в классе

- В басне говорится, как эти три героя собирались везти воз,  но так как заранее не договорись о том, в какую сторону будут везти, то получилось, что все тащили в разные стороны, и в результате воз остался на месте

- Да, везти воз

- они не договорились, в какую сторону будут везти

- договориться

- Она начала помогать Ксюше красиво расписать свою тарелку, и вместе у них бы получилось

 - позвали строить крепость вместе с ними

- потому что дети увидели, что мальчикам грустно и решили их позвать

- Я бы тоже захотел позвать мальчиков, так как они новенькие и не успели еще завести друзей

- Потому что, Миша очень быстро ему все рассказал

- нет

- Не только рассказать, но и показать, как надо, пояснить и помочь сделать

- Я вспоминаю, как было весело все это делать.

- Дерево получилось такое красивое!

- Мне очень понравились птички.

- Когда я вырезал листики, то никак не мог представить себе, что
дерево получится такое красивое.

- Я терпел, потому что мне хотелось вырезать птичек, а не листочки.

(Многим детям хотелось вырезать то, что в данную минуту
вырезала другая группа.)

Обобщение и систематизация информации

- Ребята, подумайте и скажите мне, пожалуйста, - Может ли один человек сделать такую же работу за это же время?

- Да, конечно же, нельзя одному сделать так быстро.

- Как вы думаете, почему мы так быстро справились с заданием?

Только благодаря чему мы так быстро выполнили «Дерево  сотрудничества»?

Указываю на слово – «Сотрудничество»

Да, благодаря сотрудничеству, совместному труду мы быстро выполнили работу. Молодцы, все хорошо потрудились, справились с заданием.

- Посмотрите на доску, в течение урока мы с вами собрали все необходимое для сотрудничества

- Что у нас получились?

- Вывод:  Это правило сотрудничества, чтобы успешно выполнить какое – то общее дело, чтобы все получилось, важно учиться сотрудничеству. А для этого нужно, чтобы была общая цель, все этого хотели, важно уметь договариваться между собой, уметь проявлять понимание и терпение.

- нет, не может

- потому что мы договорились, кто что делает, и вместе выполняли задание, помогая друг другу

- благодаря сотрудничеству

- общая цель, договориться, понимание и терпение

Рефлексия

Постарайтесь в течение недели сотрудничать друг с другом. А на следующем занятии вы об этом расскажете.

Коллективная работа "Дерево сотрудничества" остается висеть в течение всей недели. 

- Ребята, сейчас я попрошу вас высказаться о сегодняшнем занятии: что вам понравилось или не понравилось, какое у вас было настроение, что вы узнали нового и интересного из сегодняшнего занятия. (Высказываются желающие).

- Я благодарю вас за хорошую работу, мне было очень приятно с вами заниматься, хочу вручить вам значки с символом сотрудничества. Я думаю, что у вас впереди будет много общих дел, в которых нужно будет проявить это качество, и вы успешно справитесь с любым делом, даже с самым трудным, а наши занятия вам в этом помогут. Давайте поблагодарим друг друга за работу аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"

План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....

Конспект занятия с учащимся 2 класса после КИ

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия с учащимся второго класса Громыко Иваном после кохлеарной имплантации...

Конспект занятия "БУМАЖНАЯ СКАЗКА" мастер-класс по оригами для 1-2 классов

На основе данного авторского конспекта Громовой Н.А. был составлен мастер-класс по оригами для воспитателей ГПД на районный семинар-практикум по декоративно-прикладному творчеству, прошедшему в ГБОУ С...

конспекты занятий в 1-2 классах

в конспекты включены беседы, игры, упражнения  на развитие  уважения к товарищам, умению сотрудничать в детском коллективе, воспитание толерантности и т.д....

Конспект занятия: «Развитие внимания» 1 класс

Развитие  внимания, креативности мыслительных процессов....