Копилка различных видов игр ( в помощь воспитателю ГПД, родителям и всем интересующимся). Продолжение.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Смирнова Лариса Степановна

Продолжить обзор игр в помощь воспитателям, родителям.

1. Игры в круге.

2. Игры-догонялки.

3. Игры на земле.

4. Игры в кругу семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Продолжим обзор игр с

1.2. Игр в круге.

Они нужны, чтобы играть одной большой командой, участники которой стоят или сидят в круге. Здесь все вместе и каждый за себя. Умение быть в коллективе и вместе с тем постоять за свои интересы – очень ценное качество.

  • Мяч по кругу

Водящий по кругу пускает мяч. Его можно передавать из рук в руки или кидать друг другу так, чтобы водящий его не поймал. Он имеет право ловить мяч только на лету, когда мячик никто не держит в руках. Следующим водящим станет тот, кто «проворонит» мяч, и его «захватит» предыдущий водящий.

  • Земля и воздух

Один из игроков в круге подбрасывает мяч в воздух и при этом называет какое-нибудь существо. Например, птицу, насекомое, млекопитающее… Это может быть и фантастическое, сказочное существо ( Карлсон, привидение Каспер). Если названо летающее существо, нужно поймать мяч на лету. Если названо существо, которое бегает или ползает по земле, надо поймать мячик, отскочивший от земли. Тот, кто ошибается, выходит из круга.

  • Батат

Все садятся полукругом на землю, ноги лежат на земле вперёд (нога на ногу), руками упор сзади в пол. Водящий с мячом перед ними стоит через метр. Затем он слегка подбрасывает мяч одному из игроков, чтобы тот мог отбить мяч ногой. Мячик отбивается как можно дальше, чтобы не попался в руки водящему. Потом водящий бежит за мячом (если он его не поймал), а все игроки расползаются кто куда, не вставая с земли и не меняя положение «нога на ногу». Как только водящий догнал мяч, он говорит: «Стоп!» - и все игроки замирают на месте. Водящий тоже не имеет права сходить со своего места. Теперь он должен со своего места попасть в кого-нибудь мячом в любую часть тела, кроме отбивающей части ноги (ниже колена). Если водящий попал в какого-нибудь игрока, то они меняются ролями, а игра начинается снова. Если игрок так отбил мяч, что его водящий поймал руками, то они тоже меняются ролями.

  • Подул ветер

Все садятся в круг, водящий – в центре. Он произносит: «Подул ветер и сдул всех, на ком были … (например, чёрные ботинки)». Все, на ком чёрные ботинки, должны вскочить со своих мест и занять любое освободившееся место. Если кто-то зазевался, то место займёт водящий, и водящим будет зазевавшийся игрок. Или – тот, кто забыл, что он в чёрных ботинках и даже не пытался ни с кем меняться местами. Новый ведущий придумывает уже свой признак, по которому ветер выдувает игроков (светлые волосы, заколки в волосах, очки на носу, серёжки в ушах…). Главное, чтобы этот признак отличал, как минимум, двух человек.

  • Большой мяч

Игроки встают в круг и берут друг друга за руки. Водящий – в центре с большим мячом. Задача водящего – выбить мяч из круга ногами, а остальные не должны допустить этого. Причём брать мяч руками не разрешается, его можно отбивать только ногами. Тот, кто пропустил мяч, становится водящим. А тот, кто прикоснулся к мячу руками, выбывает.

  • Разновидность картошки

Все встают в круг и играют в мяч. Пропустивший мяч садится на корточки в центр – он теперь картошка. Все продолжают играть, а картошек увеличивается. Играющие периодически бьют мячом по картошкам. Если сидящей картошке удалось поймать мяч, он снова продолжает игру в круге. Игра длится до тех пор, не останется один победитель среди кучи картошек.

1.3. Поисковые игры.

Это интригующие игры: здесь есть место и тайне, и разгадке. Нужно быть немного детективом, немного охотником.

  • Палочка-выручалочка

Для игры нужна обыкновенная палочка – не тяжёлая, где-то 50 см в длину. Место для палочки должно быть на возвышении (бревно, пень, камень). Водящий отворачивается к палочке , закрывает глаза  и начинает считать до 50 вслух, чтобы слышали все. А остальные в это время разбегаются в разные стороны и прячутся. Закончив считать, водящий открывает глаза, берёт палочку, стучит ею и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первым найдёт, тот за палочкой пойдёт».  Затем он кладёт палочку на место и идёт искать. Подходить к палочке теперь ближе, чем на 5 шагов, ему нельзя, а тем более стоять рядом. Если он кого-то увидит из спрятавшихся, тут же бежит обратно к палочке и громко кричит: «Палочка пришла, Маринку нашла!» Найденный игрок выбывает из игры. Может случится так, что пока ведущий ищет в одном месте, из другого выбежит игрок и первым подбежит к палочке, постучит ею и прокричит: «Палочка-выручалочка, выручи всех!» Этим он выручает всех, даже найденных. А ведущий всё начинает сначала. Если же никто не успел выручить всех, то, застукав всех спрятавшихся, водящий меняется. Им становится первый найденный игрок.

  • Прятки

Это очень известная игра. О её правилах рассказывать  нет необходимости.

  • Жмурки

Столь популярная игра,  как и предыдущая.

  • Казаки-разбойники

Участники делятся на две команды – казаков и разбойников. Казаки придумывают себе какой-нибудь отличительный знак (крест жёлтый из бумаги на груди, ленточку…) Разбойники разбегаются в разные стороны, чтобы спрятаться (порознь). Казаки в это время сидят, отвернувшись в другую сторону. Каждый разбойник оставляет на своём пути разные указатели казакам (стрелки, записки). В определённое время команда казаков начинает поиск. Они могут искать вместе, могут разделиться. В конце они должны настигнуть всех разбойников. Пойманные разбойники становятся казаками и помогают искать своих бывших товарищей.

1.4. Игры-догонялки.

Соперничество преследователя и жертвы очень увлекает в игре.

  • Кот и мышка

Очень популярная игра.

  • Салка и мяч

Выбирается водящий. Все игроки разбегаются по площадке и перебрасывают друг другу мяч, а водящий стремиться кого-нибудь осалить. Если ему это удаётся, осаленный становится салкой. Но по правилам нельзя салить игрока с мячом. Поэтому все участники стараются бросить мяч тому, кого догоняют. Кроме этого, водящий может осалить мяч (перехватить его в полёте или в руках игрока). Такой игрок становится водящим.

  • Угадай и догони

Выбирается водящий. Все остальные садятся в ряд. Водящему завязывают глаза. По сигналу один из игроков подходит к водящему и кладёт руку на плечо, называя его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если угадал, угаданный трогает водящего за плечо ( это знак, что он угадан и за ним надо бежать). Водящий быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий его не поймал, игра повторяется снова. Поймал – тот становится водящим. Если имя названо неправильно, к нему подходит другой игрок.

  • Вороны и воробьи

Все делятся на две команды. Также должен быть ведущий. Когда ведущий скажет: «Вороны», - вороны будут убегать, а воробьи  ловить. Если скажет: «Воробьи», - наоборот, воробьи  убегают. Побеждает команда, которая больше поймает.

  • Филин и пташки

Выбирается филин. Остальные «птицы» должны найти себе дом, уголок, укрытие. По сигналу все птицы летают. По сигналу «Филин!» птицы стараются занять свой дом, а филин их ловит. Пойманная птица становится филином.

1.5. Игры на земле.

Для их проведения обязательно понадобится земля или песок.

  • Кружки

Игра на меткость. Необходимо начертить на земле вразброс несколько кругов разных диаметров. В каждый вписать разное количество очков, которые могут прибавляться или вычитаться при попадании в них камешком (монеткой). Можно ввести ещё правила: три лишних броска, пропуск хода. С определённого места игрок бросает свои три камешка (монетки) в выбранный круг. Засчитывается каждое попадание. Выигрывает тот, кто первым наберёт необходимое количество очков (например, 100).

  • Орлянка

Для игры понадобится мел и орлянка (круглая шайба, колёсико или пластмассовая пробка). Орлянка должна быть у каждого игрока.

На земле или песке чертится маршрут, обозначенный двумя линиями, образующими дорожку с извивами и сужениями. Также чертятся линии старта и финиша. Каждый игрок помещает свою орлянку на линию старта. По очереди они толкают пальцем свою орлянку вперёд, стараясь послать её как можно дальше. Если орлянка остаётся в пределах отмеченного маршрута, она сохраняет своё конечное положение. Если орлянка вылетает за границы маршрута, она возвращается на прежнее место. Вдоль маршрута можно установить разные препятствия ( камешки, коробочки). Выигрывает тот, кто первым дойдёт до финиша.

  • Ножички

На земле чертится круг ( 1-2 м в диаметре). Сначала круг делится радиусами на равные части (по количеству игроков). Каждому выдаётся свой клочок земли. Затем, встав на свои земли, игроки по очереди кидают в соседские земли нож. Если он хорошо воткнулся в землю, отрезает себе кусок, ведя линию от воткнувшегося ножа, до пересечения с чужими границами. Происходит передел земли. Игрок,  который бросал нож, выбирает большую или меньшую часть, по своему усмотрению. Если нож упал плашмя или отклонился почти до земли, игрок пропускает ход. Так земля постепенно оказывается во владении тех, кто лучше бросает нож. Игрокам не обязательно всё время быть в круге. Но, если кусочек земли стал слишком мал, что игрок не может простоять на собственной земле на одной ноге 20 сек., он выбывает из игры, а его земля достаётся игроку, разделившему его землю на такие мелкие кусочки. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не завладеет всем кругом. Он становится победителем.

  • «Поехали, поехали, стоп…»

На земле или на асфальте чертится круг 2 м в диаметре. В центре – ещё один маленький круг, чтоб в него мог встать один человек. От центрального круга отходят радиусы во все стороны. Полученные сектора нумеруются. Их должно быть больше, чем игроков.

Выбирается водящий, который встаёт в центр и закрывает глаза. Все остальные – по секторам. Водящий произносит: «Поехали, поехали…». Игроки начинают двигаться по часовой стрелке по кругу. Как только водящий говорит: «Стоп!», все замирают на своих местах. В каждом секторе оказывается по одному или нескольку человек. А может быть, в каком-нибудь секторе не окажется никого. Потом водящий называет номер сектора. Если он назвал номер пустого сектора, то ничего не происходит и игра повторяется. Если в секторе оказался 1 или несколько человек, они бросаются убегать из круга, пока водящий не крикнет: «Стоп!». Сразу же после называния номера сектора говорить «Стоп!» запрещено. Дальше, находясь с закрытыми глазами, он называет расстояние, которое, по его мнению, отделяет его от убежавшего игрока. Причём это расстояние выражается в очень необычных единицах измерения. Например, водящий сказал: «Два верблюдика, 1 лилипутик, 1 гигант и 3 зонтика». Верблюдик – это расстояние в один плевок, лилипутик – в 1 маленький шажок, гигант – в 1 самый большой шаг, зонтик – это прыжок вперёд с оборотом вокруг на 360 градусов. Водящий открывает глаза и прикидывает и измеряет расстояние до игрока, которое он ему определил. В конце он должен хотя бы дотянуться рукой до убежавшего игрока. Он выигрывает, а убежавший становится водящим.

2.0. Игры в кругу семьи.

2.1. Развлекательно-развивающие игры.

Здорово, когда дети, родители, бабушки и дедушки и другие члены семьи заняты все вместе чем-то увлекательным и полезным!

  • Буквы в слове

Игра повышает грамотность, расширяет словарный запас, а также помогает разобраться в сложных родовых и видовых связях слов и понятий.

Один из участников загадывает слово и называет вслух его первую букву ( например, слово «учебник» и его первую букву «у»). Остальные строят предположение о загаданном слове и задают уточняющие вопросы. «Это вид еды?» ( думая, что загадано слово «устрица»). Если загадывающий сможет подобрать «съедобное» слово на «у», например «уха», то он говорит: «Нет, это не уха». Отгадывающие задают новые вопросы. Если загадывающий не смог подобрать ни одного «съедобного» слова на «у», он должен назвать следующую букву загаданного им слова. Игра продолжается, пока слово не будет угадано.

  • Города

Очень популярная игра.

  • Детектив и наоборот

Один из игроков говорит только самый конец какого-либо сюжета. Например: «Ветер с силой распахнул окно и ворвался в комнату, где находились Джо и Билл, после чего они оба погибли». Задача игрока выяснить: что же такого ужасного произошло? Почему так печально всё закончилось? Они имеют право задавать вопросы рассказчику, на которые он может ответить только «да» или «нет», ещё «не имеет значения» ( если вопрос совсем далёк от сюжета истории). А наша история проста. Оказывается, Джо и Билл – это рыбки в аквариуме. Ветер, ворвавшийся в комнату, опрокинул аквариум, и бедные рыбки погибли.

  • Шарады

Участники делятся на две команды. Можно играть вдвоём. Одна команда (один участник) придумывает слово, которое состоит из двух маленьких слов. Например, слово «виноград» состоит из «вино» и «град». Затем участники этой команды изображают два коротких слова перед другой командой при помощи пантомимы (первый участник говорит, что первое слово обозначает напиток, а второе – разновидность погодных явлений. Другой пытается отгадать.). Другая команда должна отгадать оба слова и сложить из них одно.

  • Балда

Играет от двух до четырёх человек. Начинающий пишет первую букву задуманного слова. Другой пишет перед этой буквой или после неё другую букву слова, которое, по его предположению, могло быть задумано первым игроком. Следующий игрок, по очереди, приписывает букву с любой стороны. Возможно, задуманное слово не получится, т. к. буквы уже не те, которые были задуманы.Тогда первый придумывает новое слово, которое могло бы получится из этих букв. Главное, чтобы, ставя новую букву, игрок всегда мог ответить, что за слово он подразумевает. Если же он не может назвать слова, то сразу же проигрывает. Задача каждого из игроков заключается в том, чтобы подобрать такое слово, которое заканчивалось бы не на нём. Тогда он выигрывает, а его противнику записывается  в столбик первая буква слова «балда» - «б».

Играют несколько раз, пока кто-нибудь из игроков не проиграет пять раз. Тогда у него в колонке будет стоять слово «балда», и он считается окончательно проигравшим.

Например, такой вариант игры, чтобы было понятно. Первый пишет букву «к», второй приписывает «а» - «ак», имея ввиду слово «акваланг». Первый пишет «аку», имея ввиду слово «акушер», которое заканчивается на партнёре. Но второй меняет его планы, записывая «акул». Первому ничего не остаётся, как соглашаться на «акулу».

  • Слова

Очень известная игра. Коротко: суть в том, чтобы из длинного слова составить как можно больше слов, чем противники. По правилам буква используется столько раз, сколько она повторяется в исходном слове; придумываются только нарицательные имена существительные в единственном числе и в именительном падеже.

  • Да и нет

Игра похожа на «Детектив наоборот», но проще. Один игрок загадывает какой-нибудь предмет, явление, событие, известного человека и т. д. Потом игроки задают вопросы, например: «Это живое существо?», «Оно синего цвета?», «Это реальное или вымышленное событие?». Отвечать надо односложно: «Да», «Нет» или «Не имеет значения». После отгадывания игроки меняются ролями.

2.2. Подвижные игры.

(в семье)

  • Семья медведей

Игра на ловкость и координацию движений. Сначала вся семья перевоплощается в медведей. Представим, что вы наелись мёда, и ваши лапы испачканы мёдом так сильно, что приклеились к вашим коленям. Теперь с такими руками попробуйте залезть на стул…сесть на пол…потом встать… перекидывать мяч друг другу ногами… пободаться… пить воду из стакана, который стоит на полу – и всё это с приклеенными к коленям руками.

  • Надоедливые мухи

Для уставших от работы родителей, но неугомонных детей эта игра. Папа или мама берёт полотенце и садится на стул с закрытыми глазами. К нему подлетают Жужжащие, кричащие мухи-дети. Родитель отмахивается от них полотенцем – он злой ветер. Осаленные мухи засыпают и оживают только тогда, когда заснут все мухи.

  • Обезьянка и апельсин

Голодная обезьянка (ребёнок) оказалась на маленьком острове (стул). Вокруг вода, а по воде плывёт апельсин (мяч на полу). Взрослые дают палку ребёнку, с помощью которой можно достать мяч-апельсин. Потом можно усложнить: апельсин уплыл далеко, и его можно достать только с помощью лассо ( из скакалок).

  • Кошкин хвост

Мама на время становится кошкой. Хвостом у неё будет длинная верёвка ( связанные скакалки), привязанная к поясу. Ребёнок пытается наступить на хвост убегающей кошке.

Можно усложнить игру: ребёнок стоит на месте, а кошка размахивает хвостом перед его ногами – нужно попробовать наступить на хвост, не сдвигаясь с места.

  • Кубики
  1. Мама кладёт на голову ребёнку кубик. Он наклоняется, кубик падает… Ребёнок пытается поймать кубик.
  2. Можно попробовать удержать кубик на тыльной стороне ладони вытянутой руки как можно дольше.
  3. Пронести кубик на голове. Или 1 – на голове и 2 – на вытянутых руках.
  4. Поиграть в «ёжика», несущего на спине кусочки сахара. Для этого ребёнок становится на четвереньки, ему кладут на спину несколько кубиков, и он ползёт на локтях и коленях, стараясь, чтобы кубики не упали.
  • Страшный лев

Играет 1 взрослый и несколько детей. Взрослый (лев) лежит на диване. Рядом с ним – игрушка-зайчик. Лев делает вид, что засыпает. Сначала дети беспрепятственно крадут у льва зайчика. Лев просыпается, сердится и идёт на охоту за другим зайчиком. Засыпает во второй раз, положив рядом свою добычу. Дети опять пытаются утащить зайчика, но лев хватает одного из детей, сажает в клетку ( привязывает к своей ноге шарфом). И так, пока всех не переловит. Затем меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

Статья “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

Разработки игр, направленных на закрепление знаний и отработку навыков, полученных на уроках математики....

Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.

Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...

Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно...

Копилка различных видов игр ( в помощь воспитателю ГПД, родителям и всем интересующимся).

В данной статье я делюсь накопленной игротекой, в которой есть различные виды игр для разных возрастов детей и взрослых. Материал - в помощь родителям для более весёлого и тесного общения со своими де...

Копилка различных видов игр ( в помощь воспитателю ГПД, родителям и всем интересующимся). Продолжение.

В данной статье продолжен обзор разных видов игр для более тесного общения в семье, в работе воспитателей... В эту статью включены такие виды игр: 1) в компании друзей; 2) на творческое общение; 3) на...