Конспект занятия по лепке «Осенний пейзаж». Занятия с пластилином для развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
план-конспект занятия по технологии (1 класс)

Нефед Ольга Викторовна

Дети с ограниченными возможностями развития - это дети, имеющие серьезные отклонения в психическом развитии. Этим детям нужна систематическая последовательная работа. Как раз лепка из пластилина способствует построению сосредаточенной работы детей, развитию мелкой моторики, развитию мышц и координации обеих рук, развивает пространственное мышление, воображение, координацию пальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_razvitie_melkoy_motoriki_s_detmi_s_ovz.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке. Тема «Осенний  пейзаж».

 Занятия с пластилином  для развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка

Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством  принимать и держать заданную форму, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:
• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• синхронизировать работу обеих рук;
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие серьезные отклонения в психическом развитии, и как следствие, отклонения в развитии и поведении.
Этим детям необходимо внимательное, доброе отношение взрослых, и в первую очередь педагога.
С такими детьми нужна систематическая последовательная работа и большое терпение.
Лепка это интересное и полезное занятие, которое любят все дети, это отличный способ развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук, развивает пространственное мышление, воображение, координацию пальчиков.
Ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Занятия с пластилином позволяют интегрировать различные образовательные сферы.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

В интересной игровой форме дети с ОВЗ обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
 

Интегрированное занятие «Пластилиновая осень».

Цель:   создание осеннего  пейзажа в технике пластилинография;  развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, семейной и профессиональной ориентации.
Задачи

Образовательные:  обучать выполнению фона из пластилина на пластиковой или картонной основе и композиции из пластилина на плоской основе с использованием бросового материала.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие мира природы; развивать чувство композиции, умения гармонично размещать изображение на поверхности основы.

Воспитательные:  воспитывать любовь к творчеству, доброжелательность, отзывчивость, целеустремленность; формировать положительный эмоциональный настрой, интерес и уверенность в своих силах.

 Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Развивать навыки лепки, использовать разные приемы.

Предварительная работа: чтение произведений об осени, заучивание стихотворений, наблюдение за осенними явлениями на прогулке, рассматривание иллюстраций о осени  и беседа по их содержанию, беседа с детьми на тему «Пейзаж — один из видов живописи»; дидактические игры. 

Материал и оборудование: картины осеннего  пейзажа; пластилин, природный материал.

Описание: Разработка содержит описание опыта работы по развитию творческих способностей у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Ход занятия

Занятие строится из 4–5 частей:
1. Эмоциональный настрой
2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Объяснение задания.
5. Непосредственная работа.
Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях,  используется выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы.
Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы.
Обязательно включаю пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям.
Игры с пальчиками очень увлекательны.
Играем пальчиками - развиваем речь, творческую деятельность.
Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук.
Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.

 

 

Педагог : Здравствуйте, дорогие ребята. Мы отправляемся  в осенний лес. Посмотрите, что у нас на рабочем столе: пластилин, листы картона, листики, которые вы собирали с родителями и принесли в класс.

Педагог : Ребята, какое время года  сейчас?

Какие приметы осени вы знаете? (дождь, слякоть, листья, птицы улетают). Молодцы, знаете! Осень прекрасная пора - пора, когда деревья оставляют свой наряд до прихода весны. Пора листопадов и, конечно, поделок! Сегодня я предоставляю вашему вниманию работу  "Осенний пейзаж».

Работа над аппликацией 

Педагог :Рассмотрите внимательно эту аппликацию

Что на ней изображено? –осенний пейзаж, солнце, тучки, птицы летят, деревья.

Сейчас мы с вами будем делать аппликацию из маленьких кусочков пластилина, скатывать пластилин в маленькие шарики и налеплять на картон, чтобы получился пейзаж.

Педагог показывает детям, как отрывать пластилин от основной части и делить на маленькие кусочки, а потом скатывать в шарики. Налеплять поочередно на картон, чтоб получился фон пейзажа, солнышко, тучки и т.д.

Педагог : Из каких частей состоит дерево? (ствол, крона)

- Давайте сделаем ствол, оторвем кусочек пластилина и раскатаем его между ладонями, кладем на лист бумаги, надавливаем на него сверху пальцами.

- Чего еще не достаёт нашему дереву? (листочков)
- Давайте, мы для нашего дерева возьмем  листочки, которые вы принесли..
(жёлтые, красные, оранжевые)
- Посмотрите, как мы будем лепить листочки.
- Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к веткам, надавливаем на него сверху пальцем.
- Кусочки нужно прикреплять к веточкам с листиками.
Показываю детям, как нужно отрывать от пластилина маленькие кусочки, скатывать их между ладоней и, надавливая на шарики, прикреплять их на ветки дерева.
- Дерево стало осенним.
 
Педагог : Хорошо, с этим заданием справились. А сейчас представьте,  что  вы оказались в осеннем лесу и пошел дождь.

Игра с элементами самомассажа «Дождь в лесу». Звучит мелодия «Звуки дождя»)

Прошу встать всех в круг  – представьте, что вы  в деревья в лесу. Я читаю текст, вы  выполняете действия.

« В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются макушки стоящего впереди).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами по плечам). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, а вместе с ними и листья»

Педагог : Хорошо, молодцы, у вас отлично получилось изображать дождь в лесу. И я вижу у вас отличное настроение!

В ходе творческой работы напоминаю детям о том, что друг другу помогаем, обговариваем действия.

Играет музыка. 

Подведение итогов

Педагог :  У вас все получилось выполнить? Посмотрите на вашу работу. (Хвалим детей). У вас все получилось, потому, что вы работали дружно и слаженно. Помогали друг другу. Надеемся, что ваша дружба продолжится и в дальнейшем!

Прощание.

Большим стимулом для учащихся является школьная выставка творческих работ по декоративно - прикладному искусству, где помещаются лучшие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности.

В данной статье представлены игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики....

Игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Данная статья предназначена для учителей коррекционных школ, работающих с учащими с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В ней приведены основные принципы развития мелкой моторики учащихс...

"Волшебные пальчики" серия занятий по развитию мелкой моторики для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у не...

Консультация для родителей на тему: «Лепка как средство развития мелкой моторики у обучающихся»

Мелкая  моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление.... Теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей средствами лепки.......

Аппликация - как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ

   Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.  Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успеш...