Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Информатика"(3 класс).
рабочая программа (3 класс)

Программа рассчитана на учеников 3 класса. она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_3_kl.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ   ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

Рабочая учебная программа

начального общего образования, реализующая ФГОС НОО

по курсу внеурочной деятельности

«Информатика»

в 3   классе

 

Структура рабочей образовательной программы

по курсу внеурочной деятельности

 «Информатика»  в 3 классе,

реализующая  ФГОС НОО

I. Пояснительная записка.

II. Содержание учебного материала курса  «Информатика».

III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

IV. Календарно-тематическое планирование.   Информационно-методическое обеспечение.

I. Пояснительная записка

Нормативно - правовая база рабочей образовательной программы

по курсу внеурочной деятельности "Информатика"

 для 3  класса

Главная цель данного курса информатики –  развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи изучения курса – научить учащихся:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

• анализировать языковые объекты;

• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

        Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных резьультатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

1. Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

  1. Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
  2. Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
  3. Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

Изучение информатики рассчитано на разбиение класса на 2 подгруппы, каждая из которых занимается 1 час в неделю, 34 часа в год.

II. Содержание учебного материала  курса      «Информатика» в 3 классе

Курс «Информатика. 3 класс» авторов Т. А. Рудченко и А. Л. Семёнова является продолжением курса «Информатика. 2 класс» тех же авторов и соответственно частью комплекта «Информатика. 1—4 классы» (Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов).

Учащиеся продолжают работу с базовыми объектами математической информатики (и всей современной математики) – цепочками и мешками. В курсе появляются новые объекты – деревья и цепочки цепочек. Учащиеся познакомятся с простейшим исполнителем – Робиком. Робик будет главным партнёром в изучении соответствия между планом и его выполнением.

Цепочка.
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п.  Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

 Мешок.
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).

Язык.
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.

Дерево.
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.

Алгоритмы. 

Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения.

III. Планируемые результаты освоения обучающимися  3  класса программы курса

Личностные:

1)  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2)  развитие мотивов учебной деятельности;

3)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные:

1)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3)  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4)  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

6)  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8)  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные:

1)  владение базовым понятийным аппаратом:

• цепочка (конечная последовательность);

• мешок (неупорядоченная совокупность);

• одномерная и двумерная таблицы;

• круговая и столбчатая диаграммы;

• утверждения, логические значения утверждений;

• исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;

• дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

• игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

2)   владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

• выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

• проведение полного перебора объектов;

• определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

• использование имён для указания нужных объектов;

• использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

• сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

• выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

• достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

• использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;

• построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;

• построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

• построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;

• использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Дата

Примечание

1

Истинные и ложные утверждения

2

Решение компьютерных задач.

3

Определяем истинность утверждений.

 

4

Считаем области. Топология.

5

Решение компьютерных задач.

6

Проект «Снаружи и внутри»

7

Слово.

8

Имена.

9

Решение компьютерных задач.

10

Все разные.

11

Отсчитываем бусины от конца цепочки.

12

Если бусина не одна. Если бусины нет.

13

Проект «Разделяй и властвуй»

14

Русская алфавитная цепочка.

15

Раньше – позже.

16

Решение компьютерных задач. Раньше — позже.

17

Словарь.

18

Проверочная  работа.

19

Проект «Новогодняя открытка»

20

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

21

Компьютерный урок  «Выравнивание, решение необязательных и трудных задач»

22

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

23

Мощность мешка. Сложение мешков.

24

Вместимость. Переливание.

25

Мешок бусин цепочки.

26

Латинский алфавит.

27.

Проект «Римские цифры»

28.

Разбиение мешка на части.

29.

После и перед.

30.

Таблица для мешка (по двум признакам).

31.

Круговая цепочка Проект «Мой календарь»

32.

Проверочная работа.

33.

Выравнивание, решение  трудных задач.

34.

Компьютерный проект «Мой лучший друг/Мой любимец».

Информационно-методическое обеспечение

Для учителя:

  • Рудченко Т.А, Архипова Е.С. Информатика. 3 класс. Методические рекомендации. Издательство «Просвещение»,2015.

Для учащихся:

  • Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Учебник. 3 класс, М: Просвещение, 2015.
  •  Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс, М: Просвещение, 2016.
  • Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Тетрадь проектов. 3 класс, М: Просвещение, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа рассчитана для учащихся 1 класса. Она включает разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Умелые ручки"(2 класс).

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности и патриотизма""

Программа предназначена для учащихся 1 класса. Она состоит из разделов:пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 1 класса

Данный вариант программы обеспечен методическим  пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008    Программа составлена на 35 часов (1...

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 2 класса

Данный вариант программы обеспечен методическим  пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008    Программа составлена на 35 часов (1...

Рабочая учебная программа начального общего образования по «Детской риторике» для 2 класса (УМК «Школа 21 века»)

Данная рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторо...