Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).
рабочая программа (4 класс)

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_smolenskogo_kraya.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ   ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

Рабочая учебная программа

начального общего образования, реализующая ФГОС НОО

по курсу внеурочной деятельности

«Азбука Смоленского края»

в 4  классе

 

Структура рабочей образовательной программы

по курсу внеурочной деятельности

 «Азбука Смоленского края»  в 4  классе,

реализующая  ФГОС НОО

I. Пояснительная записка.

II. Содержание учебного материала курса  «Азбука Смоленского края».

III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

IV. Календарно-тематическое планирование.   Информационно-методическое обеспечение.

I. Пояснительная записка

Изучение Смоленского края  в образовательной организации направлено на достижение следующей цели:

формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса:

  • формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
  • воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

Изучение «Азбуки Смоленского края»  рассчитано на разбиение класса на 2 подгруппы, каждая из которых занимается 1 час в неделю, 34 часа в год.

II. Содержание учебного материала  курса      «Занимательная грамматика» в 4  классе

Программа курса «Азбука Смоленского края » включает в себя следующие части:

  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» . Мир природы.
  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» .Мир истории.
  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» . Мир культуры.

Во втором классе в рамках внеурочной деятельности была изучена часть курса «Мир истории», в четвертом  классе обучающиеся изучат «Мир природы».

Название блока

Темы

Содержание блока

Ориентировка в понятиях и терминах

Практические работы.

Экскурсии

Мир природы

Природные особенности.

Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.

Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, ключ, родник, водохранилища, Днепр, Гжать, Западная Двина, Каспля, Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; верховые, низинные болота; заливные луга, низинные, суходольные; льноводство; красная книга, экология, заповедные места, законы,

Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте , об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки « Природа края в опасности»

Полезные ископаемые.

Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные

Водоёмы.

Виды водоёмов: реки, озёра,

Экскурсия на водоём.

Растительность.

Виды растительности: лесная, луговая

Экскурсия в парк.

Грибы.

Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от  ядовитых.

Смоленский лён.

Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»

Животные.

Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие.

Охрана природы.

Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места

Проверьте себя.

Контрольное занятие.

III. Планируемые результаты освоения обучающимися  4   класса программы курса

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Смоленщины, знающего и любящего ее природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народа и культуры;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре Смоленщины, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
  • интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
  • готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;
  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России и Смоленщины;
  • представление об этических нормах через формулирование правил экологической этики;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни через использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
  • моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • Определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты;
  • Различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
  • Различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
  • Различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
  • Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природно – краеведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников;
  • Проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  • Оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели.

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Дата

Примечание

Введение. (1 час)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Природные особенности (5 ч)

2

Смоленщина на карте России.

3

Поверхность нашего края.

4

Климат нашего края.

5

Почвы Смоленщины.

6

Проект «Экологическое состояние почв Смоленщины»

Полезные ископаемые (2 часа)

7

Полезные ископаемые.

8

Рациональное использование полезных ископаемых.

Водоемы (3 часа)

9

Водоемы Смоленщины.

10

Экологические проблемы смоленских водоемов.

11

Проект «Как спасти наши водоемы?»

Растительность (3 часа)

12

Растения лесов нашего края.

13

Растения лугов нашего края.

14

Растения болот нашего края.

Грибы (2 часа)

15

Съедобные грибы нашего края.

16

Составление памятки «Правила сбора грибов»

Смоленский лен (2 часа)

17

Смоленский лен.

18

Экскурсия в музей «Смоленский лен»

Животные (8 часов)

19

Разнообразие животного мира нашей области.

 Насекомые.

20

Разнообразие животного мира нашей области. Рыбы.

21

Разнообразие животного мира нашей области.

 Земноводные.

22

Разнообразие животного мира нашей области.

 Пресмыкающиеся.

23

Разнообразие животного мира нашей области. Птицы.

24

Изготовление кормушек для птиц.

25

Разнообразие животного мира нашей области.

 Млекопитающие. 

26

Проект «Животные Смоленщины»

Охрана природы (8 часов)

27

Охрана природы в нашем крае.

28

Красная книга Смоленской области.

29

Особо охраняемые природные

территории Смоленщины.

30

Заочная экскурсия в национальный        й парк

«Смоленское Поозерье».

31

 Изготовление книжки- малышки

«Природа края в опасности».

32

Проект «Сохраним природу

 Смоленщины!»

33

Растения и животные Красной книги Смоленской области.

34

Обобщение изученного материала.

Информационно-методическое обеспечение

                                           Для учителя:

  • С. А. Болотова.  Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.
  • В. Г. Глушкова.   Смоленская земля. – Москва: Вече, 2011г.
  • Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская.  Страницы истории Смоленщины. – Смоленск: Русич, 2007г.

.

Для учащихся:

.

  • С. А. Болотова. Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа рассчитана для учащихся 1 класса. Она включает разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Умелые ручки"(2 класс).

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Информатика"(3 класс).

Программа рассчитана на учеников 3 класса. она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности и патриотизма""

Программа предназначена для учащихся 1 класса. Она состоит из разделов:пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 1 класса

Данный вариант программы обеспечен методическим  пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008    Программа составлена на 35 часов (1...

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 2 класса

Данный вариант программы обеспечен методическим  пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008    Программа составлена на 35 часов (1...

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 3 класса

Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой:  Каландарова Н.Н.Уроки речевого творчества во 2–4 классах. Москва, «Вако» 2009 -2010 г. https://vk.com/wall-1859599...