Региональный компонент - как средство воспитания духовно-нравственной культуры
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Горбунова Надежда Николаевна

В данной статье описываются приёмы работы с краеведческим материалом для воспитания у младших школьников духовно-нравственной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный компонент - как средство воспитания духовно-нравственной культуры

Горбунова Надежда Николаевна,  

учитель начальных классов МБОУ СОШ №15

г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)

Воспитание духовно-нравственной культуры в последние годы имеет свою актуальность и направлено оно на развитие гражданско-патриотического мышления

В начальной школе воспитание духовно- нравственной культуры и гражданско-патриотического воспитания у учащихся с использованием регионального компонента осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности. Педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона. Мне, как человеку родившемуся в Якутии и прожившемуся здесь всю свою жизнь, есть чем поделиться со своими учениками - знаниями о природе,   знаниями о своей Республике, рассказать о людях нашего северного края, об обычаях и культуре якутского народа. Поэтому я стремлюсь дать своим учащимся как можно больше разнообразного материала для изучения национально-регионального компонента. В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю, воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие учащихся.

Основными целями включения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:

  • освоение учащимися сведений о родном крае, о многообразии объектов и явлений природы, как одно из средств формирования высоконравственной личности;
  • развитие познавательного интереса к изучению родного края
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.

Работа по изучению материалов регионального компонента предусматривает решение следующих основных задач:

  • в области образования: приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
  • в области воспитания: содействие гармоничному развитию личности школьника; совершенствование духовных и физических потребностей; формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств; гуманное отношение к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения в будущем.

С первых дней работы в школе я систематически включала региональный компонент в материал урока, где это было возможно. Свою деятельность по разработке национально - регионального компонента  считаю особенно актуальной в условиях введения ФГОС. Я реализую систему работы с использованием регионального компонента на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, математики, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Источником изучения материала  на уроках становится использование на занятиях загадок, пословиц, поговорок,  отрывков из художественных произведений местных писателей и поэтов, фотографии с изображением значимых объектов города и Республики, изображение природы. Такие материалы дают возможность обогатить и расширить кругозор ребенка, его представление о Якутии.

- Вот примерно такие задания можно дать на уроке русского языка.

  • Найди в тексте якутской загадки "Говорят, есть море великое с неохватной длиной – шириной (небо)" имена существительные;
  • Назови памятник на фотографии. Составь предложение;
  • Прочитайте пословицу из якутского фольклора. Объясните, как  вы её понимаете? "Чем он скажет правду, скорее черная ворона станет белой"
  • Сколько лет исполнилось городу Нерюнгри? Составь и запиши предложение с числительными.
  • Составь и запиши небольшой текст об одном из  животных  Якутии.

Введение регионального компонента в предмет "Литературное чтение" необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании. Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости и  неповторимость каждой национальной культуры.

На уроках литературного чтения часто использую произведения писателей и поэтов г. Нерюнгри. В своё время у нас в школе работали известные нерюнгринские поэтесы - учителем физики Г.Г. Бородачёва и учителем начальных классов Александрова Н.К.

Учащиеся моих классов уже познакомились и с творчеством таких поэтов, как Л. Носкова, В. Мухин, З. Гуринчук и Катюша Сполитак.

Много стихотворений выучили учащиеся к Дню рождения города и к Дню Республики.

Уместно включить материал о поэтах Нерюнгри и их стихи при изучении раздела "Поэтическая тетрадь" при обобщении.

Фото с Вечера памяти (Копировать) Нерюнгринские поэты

В 1 классе очень много прочитали сказок народов Якутии. Сказки анализировали и пересказывали, рисовали иллюстрации к ним.

На уроках окружающего мира как нигде лучше можно формировать представления о родном крае, его природном, историческом и культурном наследии. С учетом возрастных особенностей  младших школьников при организации обучения представляем детям "малую Родину" во всем её многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, видеофильмов.  Формы работы с краеведческим материалом самые разнообразные: беседы, экскурсии, викторины,  знакомство с символами Республики Саха ( Якутия),   а также с разнообразием природы родного края, работа по карте и др.

Учащиеся занимаются поисковой и исследовательской деятельностью.

В 1-2 классах начальной школы я учу учащихся находить необходимый материал и информацию о регионе к уроку, делать небольшие исследования. В 3-4 классах ученики сами выполняют работу по поиску нужной информации о Якутии и делятся этой информацией в классе, оформляя её в виде сообщений или небольших презентаций, проектов.

Когда мы говорили о символах государства и Республики дети  к следующему уроку принесли фотографии гербов п.Чульман, п. Серебряный Бор, Беркакит и п. Нагорный (хотя посёлок уже не существует).

В отличие от многих других предметов, принято считать, что математика – менее удачный предмет для применения регионального компонента, но это совсем не так.  Формы применения  регионального компонента на уроках различны. Это:

  • В виде информационной беседы (занимающей  1 – 2 минуты на уроке).

Например: В центре парка установлен Мемориал Славы, посвящённый участникам всех войн. Он был открыт в 2005 году в честь 60-летия Победы в ВОВ. Мемориал состоит из чаши с Вечным огнем и статуи богини Победы — Ники, установленной на вершине бетонного постамента. Семиметровую бронзовую статую Ники, держащую в руках лавровый венок, привезли в Нерюнгри из Улан-Удэ.

  Памятник Ника

Стадион «Горняк» с полноразмерным футбольным полем был открыт в 2007 году. Его трибуны вмещают 3000 зрителей. При возведении пришлось учесть не только суровый климат, но и сейсмичность 8 баллов.

  • Задания  для устного счета.
  • Текстовые задачи.
  • Интегрированные уроки с  окружающим миром.

Внеурочная и внеклассная работа с включением регионального компонента проводилась мною на первых порах моей педагогической деятельности. С введением образовательных стандартов образования появилась возможность вести эту работу в форме кружка. Сначала моя программа называлась "Краеведение" и составлена она была на 3 года, начиная со  2 класса. Затем я переработала свою программу, включив в неё больше направлений и материала. Программа моя стала называться "Зелёная школа" и составлена она на 4 года обучения.

Цель программы: развитие экологической и духовно-нравственной культуры, формирование ценностных ориентаций средствами национально-регионального компонента и традиционной народной культуры родного края.

Программа "Зелёная школа" разделена на 5 блоков - тем для каждого класса, изучение которых проводится по семестрам: 1 блок - Секреты неживой природы; 2 блок- Прекрасный мир растений; 3 блок-  Удивительный мир животных; 4 блок -  Культура и промыслы народов Республики Саха (Якутия); 5 блок -  Город, в котором я живу.

Всего запланировано 135 ч. Из них в первом классе проводится 33 ч,   во 2-4 классах - по 34 ч.

В программе прописаны практические занятия: уход за комнатными растениями, посадка саженцев, изготовление кормушек, уборка участка территории школы, изготовление поделок и рисунков.

Говоря о птицах, ученики узнали информацию о примерном количестве птиц на территории Республики. Их насчитывается около 290 видов.

Глядя на карту и на снимок Нерюнгри, можно заметить, что по форме город напоминает сидящую птицу.

Для проведения занятий по программе " Зелёная школа" широко использую занимательный материал (сказки, загадки, пословицы, поговорки народов Якутии); фотографии городских фотохудожников ( например Ю.Н. Коковина); стихи нерюнгринских поэтов; видеофильмы о городе Нерюнгри и о Республике Саха (Якутия).

Результатом моей работы являются достижения моих учеников в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Вывод:  за счёт специальных занятий с региональным содержанием повысилась духовно-нравственная культура учащихся и  значительно повысился интерес обучающихся к урокам окружающего мира, литературного чтения, русского языка, математика. На примерах великих земляков ученики убеждаются в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твердая воля, решительность, стойкость, мужество. Уроки с использованием регионального компонента помогают ученикам выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой Родине.

Список литературы:

1. Касаткина    Н.А.   Внеклассная    работа    по  биологии.    –  Волгоград:  

     Учитель, 2001.

2. Бтемирова Р.И. Использование краеведческого материала на уроках математики. Начальная школа- 4. 2007. с. 39.

3. Громова Л.А. Использование национальных ценностей на уроках изобразительного искусства. Начальная школа-1. 2007. с. 81.

4. Жукова С.А. Средства обучения истории в начальной школе. Начальная школа-4. 2005. с. 35.

5. Мой край: история, современность, будущее. Сборник материалов по краеведению. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.

6.Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития учащихся. Начальная школа-7. 2006. с.83.

7. Явгильдина З.М. Возможности реализации национально-регионального компонента в современных условиях школьного обучения. Начальная школа-12. 2006. с. 64.

8. Савенков   А.   И.   Психология   исследовательского   обучения.   – М.:  

     Академия, 2005- 345с.

9. Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России». – «Педагогика». – 2008. - № 9 с. 4 (статья).

10. Платонова Т.В., Хохолова Е.Е. Люби и знай родной край. Программа и методические рекомендации к программе.  – Якутск; 2009. – 91 с.

11. Пестерев В. Страницы истории Якутии. – Якутск.; Бичик, 2000

12. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: Прошлое и настоящее.- Якутск: изд-во Искро. 1993 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а р...

Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.

Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую оче...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Христианские православные праздники как средство формирования духовно-нравственной культуры

  Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “х...

Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников

Роль школы в современных условиях-стать центром духовного развития личности каждого обучающегося.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравс...