Сценарий КВН по окружающему миру "Знатоки природы" (3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)

В сценарии содержатся увлекательные задания, конкурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_prirody.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная игра «Знатоки природы»

(3 класс)

Под звуки музыки дети рассаживаются на свои места. Зал украшен цветами, рисунками на тему: «Животные и растения Кузбасса».

На стене надпись: «Земля – наш дом родной».

1ученик:          Есть просто храм,

                         Есть храм науки.

                         А есть еще природы храм –

                         С лесами, тянущими руки

                         Навстречу солнцу и ветрам.

                         Он свят в любое время суток,

                         Открыт для нас в жару и стынь,

                         Входи сюда,

                         Будь сердцем чуток,

                         Не оскверняй ее святынь.

2ученик:          Утром солнышко встает,

                         Всех на улицу зовет.

                         Выхожу из дома я,-

                         Здравствуй, улица моя!

                         Я пою – и в вышине

                          Подпевают птицы мне.

                          Травы шепчут мне в пути:

                          Ты скорей дружок расти.

                          Отвечаю травам я,

                          Отвечаю ветрам я,

                          Отвечаю солнцу я, -

                          Здравствуй, Родина моя!

Ведущий:      

  Здравствуйте, ребята, приглашаю вас на нашу игру, где вы сможете,     проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чем-то задуматься.

   Речь сегодня пойдет о природе. Мы поиграем и выясним, кто из вас лучше знает природу. Ведь знания помогают человеку  выжить в сложной ситуации, помогают и природе.

   Мы будем путешествовать по разделам природоведения.

                (растения, животные, вода, воздух, охрана природы)

   За правильный ответ участники получают жетон.

   Представляем членов жюри:_________________________________________________

                                                   __________________________________________________

                                                   __________________________________________________

   Начинаем с приветствия команд.

   ( команды по очереди представляются: название команды, девиз, эмблема)

  Итак, мы начинаем.

 Первый раздел  «Растения»

 Викторина «Узнай растение».

1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

3. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

4. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

5. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

6.У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

7.Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

 И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник)

8.Кто ни прикасается за того цепляется. (Репейник)

                             

  «Веришь ли ты?» (устно) 

Веришь ли ты, что есть растения-хищники? (Да)

Веришь ли ты, что дрова заготовленные зимой, сухие и горят лучше дров, заготовленных летом? (Да, дерево зимой «спит» и не впитывает влагу.)

Веришь ли ты, что морковь, свекла, редис – это корень растения? (Да)

Веришь ли ты, что грибы «лисички» едят лисы? ( Нет. Грибы имеют окраску схожий с лисьим – рыжий )

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? (раздаются задания на карточках командам) 

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, крыжовник. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

Ведущий: Пока команды выполняют задания

«Вопросы для зрителей»

 Какие листья и плоды на дереве  растут?

Лист берёзы – берёзовый.

 Лист липы – …

 Лист клёна – …

 Шишка ели – …

 Плод дуба – …

 Лист дуба – ….

 Лист осины – …

 Лист ивы – …

 Шишка сосны – …

 Плод яблони – …

Второй раздел

                           «Лесная аптека».

Ведущий:

Ответьте на вопрос: Цветочки этого растения обладают противовоспалительным действием. Девушки гадают на любимого. О каком цветке идет речь  (ромашка)

Верно, послушаем ромашку.

1ученица: (В костюме ромашки)

                     Много трав растет полезных

                     На земле страны родной.

                     Могут справиться с болезнью

                     Мята, пижма, зверобой.

                     Мы растенья эти знаем,

                     Бережем и охраняем

                     В книгу Красную они

                     Уж давно занесены.

                     Мы их рвем не на потеху,

                     Отнесем мы их в аптеку.

                     Из даров лесного царства

                     Люди делают лекарства.

Вопросы командам: (вопросы расположены на листиках, листики на «ромашке» )

Почему полезно есть ягоды смородины, земляники, шиповника?

 ( Они богаты витаминами)

Листья, какого растения помогают при укусе насекомых, ожогах, ссадинах?

(Подорожник)

Какое растение помогает при бессоннице, нервных расстройствах? (Валериана, пустырник)

Из какого лечебного растения, варят суп? ( Крапива)

Какое растение обладает противовоспалительным действием? (аптечная ромашка)

Имеют ли лечебные свойства ягоды калины? (Да. Помогает снизить давление)

Какое растение можно использовать при кашле? (мать- и -мачеху)

Какое растение поможет избавится от неприятного запаха из рта? (мята)

Ведущий: (для всех)

 Какие еще лекарственные растения вы знаете?

Третий раздел

                           «Вода».

1ученик:        Спросил на днях малыш-сосед

                       У струйки, льющейся из крана:

                       Откуда ты?

                       Вода в ответ:

                       - Из далека, из океана!

                       Потом малыш гулял в лесу.

                       Росою искрилась поляна.

                       - Откуда ты? – спросил росу.

                       - Поверь, и я из океана!

                       - Ты, газировка, что шипишь?

                       И из бурлящего стакана донесся

                                                                     шепот!

                       - Знай, малыш, и я пришла из океана!

                       На поле лег туман седой.

                       Малыш спросил и у тумана:

                       - Откуда ты? Ты кто такой?

                       - И я, дружок, из океана!

                       Удивительно, не так ли?

                       В супе, в чае, в каждой капле,

                       В звонкой льдинке, и в слезинке,

                       И в дождинке, и в росинке-

                       Нам откликнется всегда океанская вода!

Ведущий:

        У меня возник вопрос: вода в реке течет круглый год и никогда не кончается. Откуда

        берется вода в реках? (ответы детей)

           Водообмен повторяется уже много миллионов лет. Я предлагаю вам повторить круговорот воды в природе.

   Задание. Вам выдадут бумагу, клей и вырезанные детали, изображающие основные части круговорота воды. Вам нужно расположить компоненты круговорота в правильном порядке.

          (Пока выполняется задание Музыкальная пауза.)

Ведущий:

 Задание.

 Вода - одно из самых важных для человека веществ. Организм человека больше чем на половину состоит из воды. А в некоторых растениях ее еще больше. Вам понадобится проявить фантазию и умение. Поскольку роль воды очень велика, то вы попытаетесь это доказать сами.

  Вам дано изображение контура капли воды, а вы за определенное время попробуете ее так преобразить, чтобы она превратилась в объект (животное, растение и т.д.), который содержит воду.

Пока команды выполняют задание

Игра со зрителями «О явлениях природы».

Не огонь, а очень жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет? (Солнце)

Что идет, не двигаясь с места? (Время)

Семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели)

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

Без рук, без ног, а ворота открывает (Ветер)

Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)

Живет без тела, говорит без языка; никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

Четвертый раздел:

                               «Воздух»

     

Почему облака двигаются по небу? (Благодаря движению воздуха)

Почему в окнах используют двойные рамы? (Воздух плохой проводник тепла)

Почему в сильные морозы птицы прячутся под снегом? (От холода, в снегу много воздуха, он сохраняет тепло)

Почему  запотевают стекла? ( теплый воздух входит в контакт с холодной поверхностью стекла и появляются капельки воды (конденсат)

Ведущий:

        Небольшая разминка «Самолет». Нужно сделать самолет из бумаги. Запустить. Чей самолет дальше полетит, тот и выиграл.

  Пятый раздел:

                          «Животный мир»

Игра «Заморочки из бочки»

         Представители из команд вытаскивают «Бочонки» по очереди и отвечают на вопросы. Если попадется надпись «Счастливый случай» ,то участник получает приз.(конфета)

Вопросы:

Почему волка называют  «санитаром леса»? (Добывает, прежде всего, больных и слабых животных)

Животное, которое строит дом на воде. (Бобер)

Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)

Где у кузнечика ухо? (На ноге)

Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

Зачем змеи язык показывают? (Воздух «ощупывают», добычу ищут)

Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

Какая самая большая птица в мире? (Страус)

Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комар, моль)

Какое животное почти все время проводит под землей? (Крот)

Какое животное считается самым крупным в Кузбассе? (Лось)

 Шестой раздел:  «Знаю о родном крае» (для всех)

Как расшифровать КУЗБАСС? (Кузбасский угольный бассейн)

Чем славен Кузбасс (добычей угля)

Для чего добывается и где используется каменный уголь?

( уголь –это природное топливо, при меньшем количестве получаем больше жара, тепла. Используется:  в черной металлургии при расплавке железной руды; в быту: обогрев жилища)

Первооткрыватель каменного угля на территории Кузбасса. (Михайло Волков)

Седьмой раздел:   «Охрана природы»

Ведущий: «Жалоба»

Много правил есть в природе,
Знать их надо наизусть.
А теперь настало время
В книгу жалоб заглянуть.

Ведущий: Я предлагаю вам взять по одному письму. В этих письмах написаны жалобы обитателей леса, надо определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.

1.«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или пнут ногой. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.»

(Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут)  ( Лягушка. Каждая из них за один день уничтожает большое количество  гнуса, слизней, комариных личинок, среди которых есть и личинки малярийных комаров. ) 

2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.»

(Летучая мышь)

3. «В жизни природы мы играем большую роль. Мы разрыхляем  почву, разносим семена и плоды растений, истребляем множество насекомых.  Близкое сожительство с нами  полезно деревьям. Мы устраиваем подземные и наземные  галереи, открывая доступ к корням дерева. Поэтому дерево растет быстрее, чем соседние с ним деревья. Вот такие мы полезные. Но люди не всегда хорошо к нам относятся. Бывает так, что наши домики (муравейники)  разоряют  и нам приходиться строить дом заново или искать другой приют» .

(  муравьи.)

4. «Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы».

(береза.)

Ведущий: Составте правила для гостей леса. (песочные часы на 3 мин.)

Правила:

- Не повреждайте кору деревьев. Они перестают расти и долго мучительно умирают.

- Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник приговорённый к смерти. Пусть цветы радуют наш глаз, омолаживают душу тем, кто придёт в лес на них посмотреть.

-В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

- Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.

- Не разводите костёр в лесу. Кострища – это раны в напочвенном  покрове леса.

Ведущий: Наша игра заканчивается, пока жюри подводит итоги у нас музыкальная пауза

Жюри подводит итоги и награждает команды грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сценарию урока по окружающему миру 4 класс тема "Металлы"

Эта презентация к моему уроку окружающего мира по теме "Металлы"4 класс "Школа 2100"...

Презентация к сценарию урока по окружающему миру 4 класс тема "Металлы"

Эта презентация к моему уроку окружающего мира по теме "Металлы"4 класс "Школа 2100"...

Сценарий урока по окружающему миру 1 класс.

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику Вахрушева Программа "Школа 2100" ...

Сценарий КВН по окружающему миру 2 класс

КВН проводится в рамках Недели наук в начальной школе. В виде соревнования между группами классов. Занимательные задания, пантомииа, загадки, головоломки посильны для второклассников...

Пояснительная записка и сценарий урока по окружающему миру, 1 класс.

Тема урока: Как живёт семья? Цель: Формирование у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; Становление нравственных предста...

Сценарий урока по окружающему миру 1 класс "Наша планета" с использованием платформы Учи.ру

Сценарий урока по окружающему миру 1 класс "Наша планета" с использованием платформы Учи.ру...