Викторина: "По страницам истории моей Родины".
занимательные факты (4 класс)

Хатанзеева Светлана Леонидовна

Материал подготовлен для детей среднего школьного возраста. В ней отражены некоторые факты, события и т.д. из истории нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuyte.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «По страницам истории моей Родины».

Цель: Формирование чувства патриотизма и нравственности у подрастающего поколения, чувства гордости за свою страну.

Задачи: Повышать уровень знаний воспитанников в области истории России;

Развивать речь, внимание, память;

Воспитывать чувства патриотизма, формировать нравственные качества личности.

Здравствуйте, ребята!

Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. Давайте вспомним сейчас о том, что мы знаем о прошлом своей Родины. Начнем с того, что знают почти все. Попробуйте ответить на следующие вопросы.

Представьте, что вы оказались в чужой стране и не знаете языка народа этой страны.

Мелодии каких русских песен помогут жителям другой страны понять, что вы из России.

Ответ: «Во поле береза стояла», «Калинка», «Катюша»…

О ком сказано: «Россия, выраженная в слове: «Солнце русской поэзии»?

Ответ: о А.С.Пушкине.

Назовите имя художника – иконописца, автора иконы «Троица».

Ответ: Андрей Рублев.

Кто написал картину «Богатыри»?

Ответ: Виктор Васнецов.

Как звали русского богатыря, в кармане у которого мог поместиться Илья Муромец вместе с конем?

Ответ: Святогор.

Кому принадлежат эти слова: «Тяжело в учении, легко в бою».

Ответ: А.Суворову.

Молодцы ребята! Сейчас мы будем вспоминать о том, как жили русские люди в старину, что они любили, как работали, отдыхали.

При помощи чего освещали избу?

Ответ: Лучина.

Что вставляли в окно вместо стекла?

Ответ: Бычий пузырь, слюду.

Как называются сложенные впрок дрова?

Ответ: Поленница.

Какая птица всю деревню поила?

Ответ: Колодезный журавль.

Где раньше люди мылись?

Ответ: Баня, река.

Где спали младенцы?

Ответ: Колыбель.

Что такое колыбель?

Ответ: Люлька.

Для чего в колыбель клали кота?

Ответ: Чтобы дети сладко спали.

Что с собой брали в новую, только построенную баню?

Ответ: Хлеб.

Какие блюда, напитки русской кухни вы знаете?

Ответ: Щи, каша, кисель, пироги, пельмени, квас.

Назовите русские народные музыкальные инструменты.

Ответ: Гусли, балалайка, гармонь.

Какие старинные игрушки вы знаете?

Ответ: Свистульки из глины, Петрушка, Неваляшка.

Какие забавы, потехи праздничные существовали на Руси?

Ответ: Катание на лошадях, кулачные бои, тараканьи бега, петушиные бои, медвежья потеха.

До 18 века картошку заменяла…

Ответ: Репа.

Где держали домашних животных? Лошадь, корову, собаку?

Ответ: В конюшне, хлеву, конуре.

Что такое сыта?

Ответ: Разбавленный водой мед.

Где хранили впрок заготовленные продукты: соления, варенья?

Ответ: Погреб.

Для чего служила лохань?

Ответ: Поили корову.

Где раньше продавали сахар и чай?

Ответ: В аптеке.

Что такое хоровод?

Ответ: Русская народная игра – движение людей по кругу с песней и пляской.

Новая посуда, а вся в дырках.

Ответ: Решето, сито.

Когда на руси обязательно пекут блины?

Ответ: на Масленицу и на святки.

Что такое Масленица?

Ответ: И праздник и чучело из соломы, которое в последний день масленичной недели сжигают посреди деревни, чтобы приблизить весну.

Когда красят яйца и пекут куличи?

Ответ: На Пасху.

Когда гадают?

Ответ: На Рождество, на Новый год, на крещение.

После какого дня нельзя купаться?

Ответ: Ильин день.

Ветки каких деревьев и кустарников ломают на праздники? Какие это праздники?

Ответ: Верба, ива, береза. Вербное воскресенье и Троица.

Как называли деревянный крестьянский дом в деревне?

Ответ: Изба.

Сколько весит пуд?

Ответ: 16 кг.

Что такое ведро?

Ответ: Хорошая, ясная, сухая погода.

Где богатые знатные люди хранили носовой платок, если карманов не было?

Ответ: На голове, в шапке.

Какие дрова самые «жаркие»?

Ответ: Дуб, береза.

Что вносили в избу от угара?

Ответ: Снег.

Из чего валенки валяют?

Ответ: Овечья шерсть.

Из чего делали ткань для полотенца?

Ответ: Лен.

Молодцы с заданием справились!  Теперь каждый участник игры должен вспомнить название песни или строку из песни, в которой есть следующие предметы и животные: лапти, валенки, сени, лошадь, медведь. Дается жетон за каждое название или строку.

Лапти, да лапти…; валенки да валенки, ой да не подшиты стареньки; ах, вы сени, мои сени; облака белогривые лошадки; где то на белом свете, там где всегда мороз…

А сейчас ребята вспомним пословицы о Родине.

Начало пословицы находится в одной коробке, конец – в другой. Задача игрока – соединить правильно как можно больше пословиц.

Жетон за каждую верно соединенную пословицу.

Человек без Родины – соловей без песни.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Своя земля и в горсти мила.

Для Родины своей жизни не жалей.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Одна у человека родная мать,  одна  у него и Родина.

Кто в Москве не бывал, тот красоты и не видал.

Викторина подошла к концу, все вы хорошо знаете и любите свою Родину! А кто – то может для себя узнал новое… из истории Родины. До новых встреч!

Подводим итоги конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Героические страницы истории нашей Родины.

Данный урок разработан по программе "Школа XXI века" к окружающему миру в 4 классе. Можно использовать во внеклассной работе. К данному уроку есть презентации....

Тест по окружающему миру в 4 классе по теме: " Страницы истории нашей родины".

Данный тест предназначен для контроля знаний по предмету окружающий мир в 4 классе после изучения раздела учебника :"Страницы истории нашей родины". Предлагается детям выбрать правильный отв...

Тест «Героические страницы истории нашей Родины»

Тест - обобщение по разделу "Героические страницы нашей Родины"...

Тест по окружающему миру для 4 класса Героические страницы истории нашей Родины

Тест для закрепления темы Героические страницы истории нашей Родины...

Исследовательская работа "По страницам истории моей школы""

Исследовательская работа по истории развития школы...

Классный час "Страницы истории моей семьи,опалённые войной",4 класс

Итоговый урок-классный час из серии долгосрочного проекта "Моя родословная" (1-4 класс). Дети делятся своими изысканиями о героическом прошлом своей семьи...

«Героические страницы истории нашей Родины».

Цель: Расширение знаний о героических страницах истории нашего Отечества.Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.Задачи:-уточнить и расши...