методическая разработка: "Знаменитые люди России"
методическая разработка

методическая разработка о знаменитых людях России, состоящая из цикла занятий, для детей старшей и средней школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 584 «Озерки»

Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

КОНСПЕКТ

 Методическая разработка для учащихся старшей школы

«Знаменитые люди России: Д.Шостакович. «Ленинградская симфония»

Составила и провела:

Воспитатель Дмитриева С.В.

Санкт – Петербург

2021 – 2022 уч.г

Конспект

 

Основные методы: беседа, слушание, анализ.

Основной вид деятельности: исполнительская, слушание, игровая.

1.Тема занятия:

Русский композитор Д. Шостакович и его «Ленинградская симфония»

2. Цель:

Способствовать развитию интереса к истории создания симфонии №7 «Ленинградской», личности композитора её создавшей.

3. Задачи:

Обучающая: Знакомство с созданием героической симфонии посвящённой подвигу блокадного Ленинграда.

Развивающая: Развитие познавательных способностей, расширение кругозора;

формирование социально-активной личности гражданина и патриота.

Воспитательная: Воспитание патриотических чувств к нашей Родине.

4. Тип занятия.

Формирование новых знаний.

5. Вид занятия.

Развивающе - игровой.

6. Здоровьесберегающие технологии.

Динамическая пауза – корригирующая гимнастика для глаз.

Динамическая пауза – упражнения для снятия мышечного напряжения.

7. Ресурсы.

Ноутбук, интерактивная доска.

8. Метод проведения.  

Информационно-развивающий.

Технологическая карта занятия:

 

Этап занятия

Время

мин.

Содержание

Организационно-методические указания.

1. Орг. момент

1,5мин

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о российском и советском композиторе, пианисте, педагоге, музыкально-общественном деятеле, герое Социалистического Труда, народном артисте СССР Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче и его знаменитой «Ленинградской симфонии».

Заинтересовать детей, привлечь

их внимание к занятию, настроить на восприятие исторической темы (метод организации)

2. Знакомство с новым материалом

12 мин.

Слайд 1.

Дмитрий Шостакович появился на свет в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 года.

Семья была очень музыкальной. Мама будущего композитора была талантливой пианисткой и давала уроки фортепианной игры начинающим. Несмотря на серьезную профессию инженера, отец Дмитрия просто обожал музыку и сам немного пел.

Слайд 2.

В доме по вечерам часто устраивались домашние концерты. Это сыграло огромную роль в становлении и развитии Шостаковича, как личности и настоящего музыканта. Свою дебютную работу – фортепианную пьесу он представил в возрасте девяти лет. К одиннадцати годам их у него уже несколько. А в тринадцать лет он поступил в Петроградскую консерваторию на класс композиции и фортепиано.

Слайд 3.

Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех.

Слайд 4.

Однако, после консерватории перед Шостаковичем всё ещё стоял вопрос о его дальнейшей судьбе. Он не мог определиться с будущей профессией: автор или исполнитель. Какое-то время он старался совмещать одно с другим. Вплоть до 30-х годов он выступал сольно. В его репертуаре нередко звучали Бах, Лист, Шопен, Прокофьев, Чайковский. А в 1927 году он получил почётный диплом на Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве.

Слайд 5.

Но с годами, несмотря на возрастающую славу талантливого пианиста, Шостакович отказался от этого рода деятельности. Он справедливо полагал, что она реальная помеха композиции. В начале 30-х он искал свой неповторимый стиль и много экспериментировал. Он попробовал свои силы во всём: в опере («Нос»), песнях («Песня о встречном»), музыке для кино и театра, фортепианных пьесах, балетах («Болт»), симфониях («Первомайская»).

Слайд 6.

С началом Великой отечественной войны, у композитора, как и у большинства советских людей, отсутствовали сомнения в быстрой победе над гитлеровской Германией, что прежде всего было вызвано продолжительной советской пропагандой. В свете этого, поражения начального периода войны первоначально воспринимались лишь как итог вероломного и внезапного нападения нацистских войск.   22 или 23 июня Шостакович подал заявление о зачислении его добровольцем в Красную армию, однако ему отказали, сказав, чтобы он подождал некоторое время. Во второй раз он обратился для участия в военных действиях после того как услышал речь Иосифа Сталина, в которой тот призывал граждан вступить в народное ополчение. После этого композитор отправился на сборный пункт при заводе Полиграфмаш, где в это время формировалась третья дивизия народного ополчения, которая была предназначена для дислокации в районе Красного села. Однако и на этот раз Шостаковича не взяли в армию, а по просьбе друзей и знакомых, зачислили на строительство оборонных сооружений Ленинграда. Он продолжил работать в консерватории, проводя занятия вплоть до 1 июля, после чего не пошёл в отпуск и в третий раз обратился с прошением принять его в ополчение, так как опасался, что про него попросту забыли. После этого ему поручили возглавить музыкальную часть Ленинградского театра народного ополчения, состоящую из баянистов, что было не совсем по душе композитору. Он снова стал просить принять его в армию, но военный комиссар пытался убедить его, что он принесёт больше пользы на музыкальном поприще. После этой очередной попытки он был освобождён от музыкальной деятельности в театре ополчения и композитора хотели даже без его согласия эвакуировать из города. В итоге, после его настойчивых обращений он был зачислен в пожарную команду противовоздушной обороны.

Слайд 7.

В первой половине июля Шостакович написал несколько песен и переложений. После того как в направлении на фронт ему было окончательно отказано, а от исполнения функций пожарного его всё чаще стали отрывать для выполнения музыкальной деятельности, он решился взяться за крупное сочинение в симфоническом жанре.

Близкий друг Шостаковича литературовед Исаак Гликман вспоминал, что в первых числах августа 1941 года тот по телефону пригласил его прийти к нему на квартиру. Дмитрий Дмитриевич выглядел похудевшим, задумчивым, усталым и при встрече сказал, что хотел увидеть Гликмана в связи с тем, что хотел показать начало задуманного им симфонического произведения, которое возможно «никому не понадобится, раз свирепствует такая небывалая война». Композитор на рояле исполнил «возвышенно-прекрасную» экспозицию и тему вариаций, изображающую фашистское нашествие. Они оба были очень взволнованны, а Шостакович даже прослезился, что было для него довольно характерно при исполнении своих новых сочинений. После этого автор музыки произнёс: «Я не знаю, как сложится судьба этой вещи, — и после паузы добавил, — досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю „Болеро“ Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну»

Слайд 8.

Про ход создания симфонии композитор сообщил в прессе в октябре 1941 года следующее:

«Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая — 17 сентября, а третья — 29 сентября. Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас».

1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.

Слайд 9.

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Премьера симфонии транслировалась радиостанциями на территорию как Советского Союза, так и за границу, а открывало трансляцию выступление Шостаковича.

Премьера симфонии № 7 в Ленинграде прошла 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Слайд 10.

Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Слайд 11.

В 1985 году на стене Филармонии была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь, в Большом зале Ленинградской филармонии, 9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра К. И. Элиасберга исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Д. Д. Шостаковича».

Увлекательное, доступное изложение нового материала с активным привлечением учащихся (рассказ, беседа)

(Метод вариативного впечатления,  образной наглядности - работа со слайдами).

3. Динамическая пауза – корригирующая гимнастика для глаз.

1 мин

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

Репродуктивный метод, использование условно-символических средств

4. «Викторина»

10 мин

-В каком году родился Шостакович? (1906)

-Что послужило толчком к развитию Шостаковича как музыканта? (музыкальные вечера в кругу семьи)

-В каком возрасте Шостакович написал свою первую фортепианную пьесу? (9 лет)

-В каком возрасте Дмитрий Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию? (13 лет)

-Что сочинил Дмитрий Шостакович в возрасте восемнадцати лет? (симфонию)

-Произведения каких композиторов исполнял Шостакович на своих концертах? (Бах, Лист, Шопен, Прокофьев, Чайковский.)

-Почему Шостакович отказался от славы талантливого пианиста? (решил стать композитором)

-в каком году было первое исполнение симфонии №7(«Ленинградской»)? (5 марта 1942 года в Куйбышеве)

Игровой метод (коллективное решение проблемной задачи)

5. Динамическая пауза – упражнения для снятия мышечного напряжения.

1 мин 30 сек

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Релаксация.

(Репродуктивный метод).

6. Рефлексия.

1 мин.

Цитата Д.Д.Шостаковича: «Если мне отрубят обе руки, я буду всё равно писать музыку, держа перо в зубах

Так будем же гордится нашими талантливыми, творческими, героическими людьми.

Перед вами лежат круги трех цветов (из картона). Если вам занятие понравилось, поднимите, пожалуйста, зеленый круг, если не понравилось – красный, а если было скучно или что-то вызвало затруднения – поднимите желтый круг.

Словесный метод.

Создание положительного эмоционального впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Великие люди России. Н.Г.Басов"

конспект класного часа + презентация...

Интеллектуальная игра на тему "Знаменитые люди России"

Команды садятся в круги, припасают листочки с названиями команд и ручки. Ведущий даёт задание и подсказки. Дети пишут ответы на листках и сдают учителю....

презентация "Знаменитые люди России"

презентация содержит краткие сведения о Сергие Радонежским, Александре Невском, Петре Первом, Ломоносове, Суворове, Гагарине....

Презентация к занятию в группе продлённого дня "Великие люди России"

Презентация к занятию в группе продлённого дня "Великие люди России"...

Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)Он был первым русским физиком. (2)Первым русским химиком.Первым историком России.Пе...

Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)Он был первым русским физиком. (2)Первым русским химиком.Первым историком России.Пе...

методическая разработка: "Знаменитые люди России"

методическая разработка о знаменитых людях России, состоящая из цикла занятий, для детей старшей и средней школы....