методическая разработка: "Знаменитые люди России"
методическая разработка

методическая разработка о знаменитых людях России, состоящая из цикла занятий, для детей старшей и средней школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 584 «Озерки»

Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

КОНСПЕКТ

 Методическая разработка для учащихся старшей школы

«Знаменитые люди России: Д.Шостакович. «Ленинградская симфония»

Составила и провела:

Воспитатель Дмитриева С.В.

Санкт – Петербург

2021 – 2022 уч.г

Конспект

 

Основные методы: беседа, слушание, анализ.

Основной вид деятельности: исполнительская, слушание, игровая.

1.Тема занятия:

Русский композитор Д. Шостакович и его «Ленинградская симфония»

2. Цель:

Способствовать развитию интереса к истории создания симфонии №7 «Ленинградской», личности композитора её создавшей.

3. Задачи:

Обучающая: Знакомство с созданием героической симфонии посвящённой подвигу блокадного Ленинграда.

Развивающая: Развитие познавательных способностей, расширение кругозора;

формирование социально-активной личности гражданина и патриота.

Воспитательная: Воспитание патриотических чувств к нашей Родине.

4. Тип занятия.

Формирование новых знаний.

5. Вид занятия.

Развивающе - игровой.

6. Здоровьесберегающие технологии.

Динамическая пауза – корригирующая гимнастика для глаз.

Динамическая пауза – упражнения для снятия мышечного напряжения.

7. Ресурсы.

Ноутбук, интерактивная доска.

8. Метод проведения.  

Информационно-развивающий.

Технологическая карта занятия:

 

Этап занятия

Время

мин.

Содержание

Организационно-методические указания.

1. Орг. момент

1,5мин

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о российском и советском композиторе, пианисте, педагоге, музыкально-общественном деятеле, герое Социалистического Труда, народном артисте СССР Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче и его знаменитой «Ленинградской симфонии».

Заинтересовать детей, привлечь

их внимание к занятию, настроить на восприятие исторической темы (метод организации)

2. Знакомство с новым материалом

12 мин.

Слайд 1.

Дмитрий Шостакович появился на свет в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 года.

Семья была очень музыкальной. Мама будущего композитора была талантливой пианисткой и давала уроки фортепианной игры начинающим. Несмотря на серьезную профессию инженера, отец Дмитрия просто обожал музыку и сам немного пел.

Слайд 2.

В доме по вечерам часто устраивались домашние концерты. Это сыграло огромную роль в становлении и развитии Шостаковича, как личности и настоящего музыканта. Свою дебютную работу – фортепианную пьесу он представил в возрасте девяти лет. К одиннадцати годам их у него уже несколько. А в тринадцать лет он поступил в Петроградскую консерваторию на класс композиции и фортепиано.

Слайд 3.

Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех.

Слайд 4.

Однако, после консерватории перед Шостаковичем всё ещё стоял вопрос о его дальнейшей судьбе. Он не мог определиться с будущей профессией: автор или исполнитель. Какое-то время он старался совмещать одно с другим. Вплоть до 30-х годов он выступал сольно. В его репертуаре нередко звучали Бах, Лист, Шопен, Прокофьев, Чайковский. А в 1927 году он получил почётный диплом на Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве.

Слайд 5.

Но с годами, несмотря на возрастающую славу талантливого пианиста, Шостакович отказался от этого рода деятельности. Он справедливо полагал, что она реальная помеха композиции. В начале 30-х он искал свой неповторимый стиль и много экспериментировал. Он попробовал свои силы во всём: в опере («Нос»), песнях («Песня о встречном»), музыке для кино и театра, фортепианных пьесах, балетах («Болт»), симфониях («Первомайская»).

Слайд 6.

С началом Великой отечественной войны, у композитора, как и у большинства советских людей, отсутствовали сомнения в быстрой победе над гитлеровской Германией, что прежде всего было вызвано продолжительной советской пропагандой. В свете этого, поражения начального периода войны первоначально воспринимались лишь как итог вероломного и внезапного нападения нацистских войск.   22 или 23 июня Шостакович подал заявление о зачислении его добровольцем в Красную армию, однако ему отказали, сказав, чтобы он подождал некоторое время. Во второй раз он обратился для участия в военных действиях после того как услышал речь Иосифа Сталина, в которой тот призывал граждан вступить в народное ополчение. После этого композитор отправился на сборный пункт при заводе Полиграфмаш, где в это время формировалась третья дивизия народного ополчения, которая была предназначена для дислокации в районе Красного села. Однако и на этот раз Шостаковича не взяли в армию, а по просьбе друзей и знакомых, зачислили на строительство оборонных сооружений Ленинграда. Он продолжил работать в консерватории, проводя занятия вплоть до 1 июля, после чего не пошёл в отпуск и в третий раз обратился с прошением принять его в ополчение, так как опасался, что про него попросту забыли. После этого ему поручили возглавить музыкальную часть Ленинградского театра народного ополчения, состоящую из баянистов, что было не совсем по душе композитору. Он снова стал просить принять его в армию, но военный комиссар пытался убедить его, что он принесёт больше пользы на музыкальном поприще. После этой очередной попытки он был освобождён от музыкальной деятельности в театре ополчения и композитора хотели даже без его согласия эвакуировать из города. В итоге, после его настойчивых обращений он был зачислен в пожарную команду противовоздушной обороны.

Слайд 7.

В первой половине июля Шостакович написал несколько песен и переложений. После того как в направлении на фронт ему было окончательно отказано, а от исполнения функций пожарного его всё чаще стали отрывать для выполнения музыкальной деятельности, он решился взяться за крупное сочинение в симфоническом жанре.

Близкий друг Шостаковича литературовед Исаак Гликман вспоминал, что в первых числах августа 1941 года тот по телефону пригласил его прийти к нему на квартиру. Дмитрий Дмитриевич выглядел похудевшим, задумчивым, усталым и при встрече сказал, что хотел увидеть Гликмана в связи с тем, что хотел показать начало задуманного им симфонического произведения, которое возможно «никому не понадобится, раз свирепствует такая небывалая война». Композитор на рояле исполнил «возвышенно-прекрасную» экспозицию и тему вариаций, изображающую фашистское нашествие. Они оба были очень взволнованны, а Шостакович даже прослезился, что было для него довольно характерно при исполнении своих новых сочинений. После этого автор музыки произнёс: «Я не знаю, как сложится судьба этой вещи, — и после паузы добавил, — досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю „Болеро“ Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну»

Слайд 8.

Про ход создания симфонии композитор сообщил в прессе в октябре 1941 года следующее:

«Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая — 17 сентября, а третья — 29 сентября. Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас».

1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.

Слайд 9.

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Премьера симфонии транслировалась радиостанциями на территорию как Советского Союза, так и за границу, а открывало трансляцию выступление Шостаковича.

Премьера симфонии № 7 в Ленинграде прошла 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Слайд 10.

Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Слайд 11.

В 1985 году на стене Филармонии была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь, в Большом зале Ленинградской филармонии, 9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра К. И. Элиасберга исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Д. Д. Шостаковича».

Увлекательное, доступное изложение нового материала с активным привлечением учащихся (рассказ, беседа)

(Метод вариативного впечатления,  образной наглядности - работа со слайдами).

3. Динамическая пауза – корригирующая гимнастика для глаз.

1 мин

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

Репродуктивный метод, использование условно-символических средств

4. «Викторина»

10 мин

-В каком году родился Шостакович? (1906)

-Что послужило толчком к развитию Шостаковича как музыканта? (музыкальные вечера в кругу семьи)

-В каком возрасте Шостакович написал свою первую фортепианную пьесу? (9 лет)

-В каком возрасте Дмитрий Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию? (13 лет)

-Что сочинил Дмитрий Шостакович в возрасте восемнадцати лет? (симфонию)

-Произведения каких композиторов исполнял Шостакович на своих концертах? (Бах, Лист, Шопен, Прокофьев, Чайковский.)

-Почему Шостакович отказался от славы талантливого пианиста? (решил стать композитором)

-в каком году было первое исполнение симфонии №7(«Ленинградской»)? (5 марта 1942 года в Куйбышеве)

Игровой метод (коллективное решение проблемной задачи)

5. Динамическая пауза – упражнения для снятия мышечного напряжения.

1 мин 30 сек

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Релаксация.

(Репродуктивный метод).

6. Рефлексия.

1 мин.

Цитата Д.Д.Шостаковича: «Если мне отрубят обе руки, я буду всё равно писать музыку, держа перо в зубах

Так будем же гордится нашими талантливыми, творческими, героическими людьми.

Перед вами лежат круги трех цветов (из картона). Если вам занятие понравилось, поднимите, пожалуйста, зеленый круг, если не понравилось – красный, а если было скучно или что-то вызвало затруднения – поднимите желтый круг.

Словесный метод.

Создание положительного эмоционального впечатления.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 584 «Озерки»

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

Методическая разработка для учащихся старшей школы

Знаменитые люди России

«Великий русский полководец А.В. Суворов».

                                                                                         

                                                                          Составила и провела:

воспитатель Дмитриева С.В.

                                                     

                                                   Санкт - Петербург

                                       

Конспект

 

Основные методы: беседа, слушание, анализ.

Основной вид деятельности: исполнительская, слушание, игровая. 

1.Тема занятия:

 Великий русский полководец А.В. Суворов                          

2. Цель:

 Способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова.

3. Задачи:

Обучающая

Знакомство с героическими страницами прошлого – полководец Александр Суворов.

Развивающая

 Развитие познавательных способностей, расширение кругозора;

формирование социально-активной личности гражданина и патриота.

Воспитательная  

Воспитание патриотических чувств к нашей Родине.

4. Тип занятия.

Формирование новых знаний.

5. Вид занятия.

Развивающе- игровой.

6. Здоровье сберегающие технологии.

Динамическая пауза – корригирующая гимнастика для глаз.

Динамическая пауза – упражнения для снятия мышечного напряжения.

7. Ресурсы.

Ноутбук, интерактивная доска.

8. Учебные материалы и оборудование.

Разрезные пословицы

9. Метод проведения.  

Информационно-развивающий.

Технологическая карта занятия:

Этап занятия

Время

мин.

Содержание

Организационно-методические указания.

1. Орг. момент

1,5мин.

Сегодня мы вспоминаем имя великого русского полководца, не потерпевшего ни одного поражения в своей военной карьере, одного из основоположников русского военного искусства, князя Российской империи, графа Российской империи, генералиссимуса российских сухопутных и морских сил, генерала-фельдмаршала австрийских и сардинских войск, кавалера всех российских и многих иностранных военных орденов - Александра Васильевича Суворова.

Заинтересовать детей, привлечь

их внимание к занятию, настроить на восприятие исторической темы (метод организации)

2. Знакомство с новым материалом.

12 мин.

Слайд 1

Александр Суворов родился в Москве 13 ноября 1729 года в семье прапорщика Преображенского полка Василия Ивановича Суворова.  Получил свое имя в честь Александра Невского Природа наделила его слабым здоровьем, но мальчик очень хотел служить, и потому взялся закаливать свой организм, вел самый простой образ жизни, во всем стараясь подражать любимым полководцам древности. Он жадно следит за вестями о боевых действиях русских генералов П.А. Румянцева и Г.А. Потемкина и день и ночь мечтает совершать подвиги и восхищать собою целый мир. Он мечтал продолжить дело Петра Первого на военном поприще, наслушавшись рассказов деда и отца. Но из-за слабого здоровья Александра отец не верит, что тот сможет служить. Судьбу изменит приезд воспитанника Петра Первого генерала Ибрагима Ганнибала. Ганнибал, увидев игру мальчика в солдатики и попытки справиться с упрямым конем, настоял, чтобы отец отдал Александра служить. Всю жизнь Суворов ощущал себя исполнителем дела Петрова. Молодой Суворов тщательно изучал все, что требовалось для офицера еще до поступления в полк. 

Слайд 2

От Петрова устава Суворов переймет четкость и быстроту перестроения, ловкость и твердость в рукопашном бою, почти не применявшемся в зарубежных армиях. Начинает служить Александр простым солдатом. На тяжелой солдатчине по 25 лет и больше русский солдат даже под розгами немецких офицеров умудрялся сохранить свои лучшие национальные качества У солдат Суворов научился здравому смыслу, мужеству, умению без ропота довольствоваться малым, переносить невзгоды. Суворов любил службу во всех ее тягостных подробностях. Почистив ружье, он говорил: "Жена моя в надлежащем виде". Ревностное отношение к службе сразу же выделило Суворова среди других. Молодцеватого солдата приметила даже царица Елизавета. Когда он стоял на посту, она хотела наградить его рублем, но Суворов ответил, что он стоит на посту и не имеет права брать деньги. Тогда царица положила деньги к ногам солдата: “ Возьми, когда сменишься”. В 1747 году Суворов был произведен в капралы, а с 1 января1748 года начал свою более чем полувековую военную службу.

Слайд 3

Уже в 1751 года Суворов стал сержантом, хотя многие сверстники оставались рядовыми по 10-15 лет. Суворов начал путь боевой русского офицера и проводником его идей стали солдаты. Суворов начал учить солдат читать, писать и считать, чем вызвал недоумение офицеров. Суворов был сторонником строжайшей дисциплины, но добивался ее не  жестокостями, а через воспитание в солдате нравственного чувства. Он старался возбудить во вчерашнем крепостном ощущение собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, убежденность в выполнение поставленной командиром задачи. Потому обученный "на суворовской ноге" солдат верил в свои силы, проявлял находчивость в любой ситуации. В отличие от модной прусской системы воспитания, подавлявшей в солдате личность, суворовская педагогика вырабатывала в солдате личную ответственность с помощью соревнования, поощрения ревностных солдат перспективой продвижения по службе. Суворов постоянно обращался к чувству национальной гордости, любви к Отечеству, ко всему русскому. Подкреплением нравственного воспитания служило воспитание религиозное. Вера в Бога и в добро всю жизнь руководили Суворовым. Он не начинал ни одного сражения, не обратившись с горячей молитвой к Богу. И каждую победу начинал праздновать с благодарственного молебна.

Слайд 4

Долгое время Суворов находится на вторых и даже на третьих ролях. Кунерсдоффская битва была первой крупной битвой в его жизни. Стойкость русских солдат была такова, что потрясенный прусский король Фридрих говорил, что русского солдата легче убить, чем побудить к бегству. Россия вступила в полосу войн, долженствующей выдвинуть ее в великую державу Европы. И Суворов, и его солдаты сыграли в этом решающую роль.

Слайд 5

В ноябре 1776 года Суворов получил назначение в Крым. Умело расположив войска, Суворов не допустил турецкого вторжения на крымскую землю, и Крым окончательно отошел к России. Потемкин в письме к Суворову писал, что тот стоит десяти тысяч человек.

Суворов в ходе боя с турками поручил картечную рану в бок под сердце и потерял сознание. Наши дрогнули и отступили. Придя в себя, Суворов на следующий день, собрав подкрепления, с такой яростью устремился на турок, что разгром турок к вечеру был обеспечен. Сам Суворов в тяжком бою был ранен ружейной пулей в руку, но не ушел с поля боя.

Первого октября 1787 года во время русско-турецкой войны произошло знаменитое сражение на Кинбурнской косе. Турки выбрали день праздника Покрова Божией Матери. Пользуясь тем, что Суворов и его воины находились в храме на божественной Литургии, турки смогли высадить десант. Суворову неоднократно докладывали о высадке вражеского десанта, но он ничего не делал, пока не была окончена Литургия, и не был отслужен молебен о победе. Сражение окончилось полным поражением турок.

Слайд 6

Суворов умело командовал не только сухопутными войсками, но и морскими силами. В подчинении Суворова был знаменитый мореплаватель Ф.Ф. Ушаков. Он, умело маневрируя более слабыми силами, начисто разгромил турецкий флот. Суворов метко назвал это "победой жучек над слоном".

Слайд 7

Суворовские молниеносные переходы стали легендой. Он появлялся перед противником там, где его не ожидали. Австрийцы прозвали Суворова "генерал-вперед" и говорили, что русские войска непобедимы, что "перед ними все должно пасть". Суворов получил графский титул с прибавлением Рымникский и орден Георгия I степени, бриллиантовый эполет и богатейшую шпагу. Он также стал графом Австрийской империи.

Слайд 8

 В русско-турецкой войне оставалось взять сильную турецкую крепость Измаил, про которую начальник гарнизона хвастливо говорил, что "скорее небо упадет на землю, чем Измаил будет взят", но русские солдаты считали, что "как только прибудет Суворов - крепость возьмут штурмом". Так и случилось.

Суворов сделался национальным героем. К нему пришла всеевропейская слава. В честь него все выдающиеся поэты слагали оды.

Слайд 9

Для Суворова истинным делом была только война. На 67 году служения России Суворов был отправлен в отставку даже без права ношения своего фельдмаршальского мундира. Его водворили в родное село Кончанское фактически под арест. Шла травля и разорение Суворова. И тут Венский двор потребовал на помощь своей бездарной армии самого выдающегося полководца современной истории, и император отпустил Суворова за новой славой.

 

Слайд 10

Суворов и 70 тысяч русского войска явились спасением для Австрии от Франции. Суворов был объявлен венским двором главнокомандующим союзной армии, он был удостоен звания фельдмаршала австрийского.

Суворов строго придерживался правила, что "в кабинетах врут, а в поле бьют”. С жестокими боями Суворов освобождал Италию. Италия встречала его восторженно. Ему бросали под ноги венки, вставали перед ним на колени. В полтора месяца вся северная Италия была очищена от французов. Но Суворов имел дело с двумя многочисленными армиями. От Суворова требовались все умение, мужество, терпение в этих жестоких боях. Русские солдаты показывали всему миру образцы невиданного мужества, стойкости и воли к победе.

Слайд 11

Пойманный в ловушку Суворов нашел выход и узкой горной тропкой, смертельно опасной, вывел всю армию из ловушки. До самого последнего времени эта тропа на картах Швейцарии обозначалась надписью: "Путь Суворова, в 1799 году".

Суворов остался на один с превосходящими силами противника. На военном совете десять генералов ответили Суворову, что не посрамят русского оружия, что, если надо, то лягут со славой. После этого Суворов ободренный, заявил: "Будет двойная победа - и над неприятелем, и над коварством". Люди были истощены походами, беспрерывными боями, голодом, многие босы, оборваны. Патронов уже не было, как и артиллерии.

Слайд 12

Даже генералы ходили в сапогах без подошвы. Самой страшной была ночь на 25 сентября, когда русские преодолевали высокий заснеженный перевал. Проводники разбежались, русские вынуждены были оставаться на самой вершине, под ледяным ветром, замерзать в ожидании рассвета, чтобы продолжить не менее опасный спуск ... Но все преодолели, все превозмогли русские чудо-богатыри!

Слайд 13

Суворов должен был погибнуть вместе с армией, но он сделал большее - он спас армию при обстоятельствах совершенно безнадежных. Он спас ее как непобедимую! Это был венец его военного дарования. Императору Павлу ничего не оставалось как присвоить Суворову наивысшее воинское звание генералиссимуса, признав при этом, что такой награды "мало".

В величайшем триумфе возвращались русские домой. Суворова боготворили. От всего пережитого Суворов тяжко заболел. 6 мая 1800 года он умер. Величие его военного гения столь велико, что до сих пор вызывает удивление.

Слайд 14

В России всегда в трудное время обращались к опыту А. Суворова. В книге “Науке побеждать” Суворов оставил нам главный совет на все времена: “Молись Богу; от Него победа!”. И твердое убеждение великого полководца: “Неверующие войско учить - что ржавое железо точить”.

Cлайд 15

“Наука побеждать” складывалась и из приказов А. В. Суворова. Перед штурмом предместья Варшавы — Праги: “Его сиятельство граф Александр Васильевич Суворов приказал: взять штурмом прагский ретрашамент. И для того: Охотники (добровольцы) со своими начальниками станут впереди команды. Когда пойдем, воинам идти в тишине, не говорить ни слова, не стрелять. Подошли ко рву, — ни секунды немедля, бросай в него фашинник, опускайся в него и ставь к валу лестницы. Коротка лестница? штык в вал, — лезь по нем, другой, третий. Товарищ товарища обороняй! Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют, — Царство Небесное, живым — слава! слава! слава!”

Cлайд 16

В годы Великой Отечественной Войны дух православного русского воинства вспыхнул вновь. Были учреждены правительственные награды: ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова — в честь глубоко верующих, жертвенно служивших Церкви и Родине людей.

Наименование “суворовские” в честь русского полководца А.В. Суворова получили военные училища, которые были созданы в соответствии с постановлением от 21 августа 1943 г. “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации” в целях устройства, обучения и воспитания детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших в годы Великий Отечественной войны. В 1943 г. было создано одиннадцать суворовских училищ, а в 1944 г. – еще шесть.

24 июля 1945 года 210 воспитанников Горьковского суворовского училища в составе сводного полка суворовцев участвовали в Параде Победы на Красной площади столицы.

“Наука побеждать” до сих пор изучается в военных училищах. Как завещание Александра Суворова звучат слова: “Потомство мое прошу брать мой пример; всякое дело начинать с благословения Божия; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия, и искать славу через истину и добродетель, которые суть мои символы”.

Увлекательное, доступное изложение нового материала с активным привлечением учащихся (рассказ, беседа)

(Метод вариативного впечатления,  образной наглядности - работа со слайдами).

.

3. Динамическая пауза – корригирующая гимнастика для глаз.

1 мин.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

Репродуктивный метод, использование условно-символических средств

4. «Викторина»

10 мин.

 Ребята, вы внимательно слушали рассказ о полководце А. Суворове. Ответьте теперь на вопросы:

1.В честь какого военного деятеля XIII века был назван Суворов? (А. Невского)

2.Назовите дату рождения и место рождения А.В. Суворова. (1729 (1730), Москва)

3. Какие правила здорового образа жизни с детства выполнял А.В. Суворов? (закаливание)

4. Сколько лет было Суворову, когда он поступил на военную службу? (16 (12))

5. Сколько лет прослужил Суворов? (52 (54))

6. Сколько сражений выиграл Суворов? (35 (60?))

7. Сколько иностранных языков знал Суворов? (7)

8. Известно, что Александр Васильевич Суворов за свою военную карьеру не проиграл ни одного сражения. Одновременно с выдающимся полководцем, против турок и французов воевал выдающийся флотоводец, который так же не проиграл ни одного сражения на море. Назовите его фамилию. (Ушаков Ф.)

9.Назовите картину, которая принадлежит кисти Василия Ивановича Сурикова. (“Переход Суворова через Альпы”)

10.Коменданту какой крепости написал А. Суворов:“24 часа на размышление для сдачи и – воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть”? (Измаил)

11.Какой полуостров вошел в состав России в ходе второй русско-турецкой войны? (Крым)

12. Назовите последнее воинское звание Суворова. (генералиссимус)

13. Как называлась книга А. Суворова, которая стала учебником для российских военных? (“Наука побеждать”)

   

     

   


   


                 

                                                                                                                       

.

Игровой метод (коллективное решение проблемной задачи)

5. Динамическая пауза – упражнения для снятия мышечного напряжения.

1 мин. 30 сек.

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Релаксация.

(Репродуктивный метод).

6. «Собери крылатые выражения А.В Суворова»

13 мин.

Многие слова из книги “Наука побеждать” стали известными поговорками. Собери выражения:

1) Сам погибай,…( а товарища выручай).

2) Тяжело в учении - …(легко в походе), легко на учении - …(тяжело в походе).

3) Военная наука - …(наука побеждать).

4) Готовься в войне к миру, …(а в мире к войне).

5) Геройство побеждает (храбрость), терпение – (скорость), рассудок – (ум), труд – (лень), история – (газеты)...

6) «Военная наука — …(наука побеждать)».

Постановка практической

задачи, использование условно – символических средств, продуктивная деятельность.

9 Рефлексия.

1 мин.

Александр Суворов всегда говорил: “Горжусь тем, что я Россиянин!”. Будем же также гордиться историей своей страны.

Перед вами лежат круги трех цветов (из картона). Если вам занятие понравилось, поднимите, пожалуйста, зеленый круг, если не понравилось – красный, а если было скучно или что-то вызвало затруднения – поднимите желтый круг.

Словесный метод.

Создание положительного эмоционального впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Великие люди России. Н.Г.Басов"

конспект класного часа + презентация...

Интеллектуальная игра на тему "Знаменитые люди России"

Команды садятся в круги, припасают листочки с названиями команд и ручки. Ведущий даёт задание и подсказки. Дети пишут ответы на листках и сдают учителю....

презентация "Знаменитые люди России"

презентация содержит краткие сведения о Сергие Радонежским, Александре Невском, Петре Первом, Ломоносове, Суворове, Гагарине....

Презентация к занятию в группе продлённого дня "Великие люди России"

Презентация к занятию в группе продлённого дня "Великие люди России"...

Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)Он был первым русским физиком. (2)Первым русским химиком.Первым историком России.Пе...

Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)Он был первым русским физиком. (2)Первым русским химиком.Первым историком России.Пе...

методическая разработка: "Знаменитые люди России"

методическая разработка о знаменитых людях России, состоящая из цикла занятий, для детей старшей и средней школы....