«Воспитание патриотических чувств и любви к Родине у обучающихся с ОВЗ через русскую народную сказку»
методическая разработка (2 класс)

Ночевнова Валентина Тарасовна

     Традиционная народная культура патриотична, гуманна, именно в произведениях традиционной русской народной культуры заложены возможности для приобщения ребенка к народным истокам. Это становится возможным как через использование отдельных компонентов традиционной народной культуры: родное слово, песня, обряды, фольклор, древнерусская литература, пословицы, народные игры, народные художественные промыслы и т. д., так и через огромный пласт русских народных сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание патриотических чувств и любви к Родине у обучающихся с ОВЗ через русскую народную сказку»

     Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, что и в других образовательных организациях, ведь наличие у ребенка отклонений не должно изменить общей направленности воспитательной работы с ним, но учитывать особенности и возможности каждого ребенка мы все-таки должны.

     Проблема полноценного воспитания патриотических чувств и любви к Родине у обучающихся с ОВЗ обусловлена рядом причин:

1. Снижение интеллектуальных возможностей, слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных  интересов обучающихся препятствуют развитию потребности в познании и затрудняют процесс освоения некоторых понятий.

2. Обучающихся с ОВЗ часто характеризует заниженная самооценка, не критичность к себе и окружающим, повышенная внушаемость. Нарушение самокритичности в значительной степени затрудняет возможность их самовоспитания, которое требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков. И здесь важна направляющая и организующая роль педагога и родителей.

3. Достаточно часто семейное воспитание не позволяет сформировать у обучающихся с ОВЗ собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.

     Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством патриотического воспитания подрастающего поколения. Приобщение ребенка к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала.

     Традиционная народная культура патриотична, гуманна, именно в произведениях традиционной русской народной культуры заложены возможности для приобщения ребенка к народным истокам. Это становится возможным как через использование отдельных компонентов традиционной народной культуры: родное слово, песня, обряды, фольклор, древнерусская литература, пословицы, народные игры, народные художественные промыслы и т. д., так и через огромный пласт русских народных сказок.

     «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (Алексей Николаевич Толстой).

     Сказка - сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, она вызывает восторг, чувства любви, добра и взаимопомощи, активизирует работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи. Польза сказки неоспорима! И именно через нее мы воспитываем в обучающихся с ОВЗ такие сложные чувства, как патриотизм и любовь к Родине.

Особенно ярко патриотизм действующих лиц представлен в сказках:

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,

 «Илья Муромец и соловей-разбойник»,

 «Илья Муромец и Святогор»,

 «Добрыня Никитич и Алеша Попович»,

«Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо»,

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»,

«Сказка Илья Муромец и Соловей разбойник»,

         Через добрую русскую сказку мы узнаем о непобедимых русских богатырях, об Илье Муромце, Алеше Поповиче, о Добрыне Никитиче, Микуле Селяновиче, Святогоре. Русские богатыри всегда вызывают неподдельный интерес у обучающихся, дети с удовольствием слушают сказки о богатырях, ведь те никогда не лгут и не льстят, готовы умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу Отечеству своим самым святым долгом, они сильные и храбрые.

 Из данных сказок мы узнаем о подвигах воинов, о верности воинскому долгу, как нужно Родине служить, её защищать, как готовить себя к подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость.

Сказки наполнены фантазией и выдумкой народа, и тем они интереснее.

Завет богатырей нам, потомкам:

- Защищать свою Родину, беречь её;

- Защищать слабых, бедных, стариков и детей;

- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными;

- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Какие виды работ с русской народной сказкой используем мы (урочная, внеурочная, свободная деятельность детей):

1. Чтение и беседы по сказкам, ответы на вопросы;

2. Разучивание диалогов, чтение по ролям, инсценировка отдельных сцен;

3. Подбор материала по сказке по заданию педагога через интернет-ресурсы;

4. Подбор материала: раскраски, игры, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, стихи, пословицы, поговорки;

5. Изготовление атрибутов (доспехи, щит, меч, богатырский конь);

6. Постройка крепости, богатырского дома, старинного города;

7. Развлечение «Богатырская сила», спортивные соревнования «Кулачные бои», подвижные игры («Меткий стрелок»);

8. Пальчиковая гимнастика «Богатыри», богатырская утренняя гимнастика;

9. Подготовка презентации об одном из понравившихся богатырей (на выбор ребенка);

10. Рассматривание и составление рассказов по репродукциям («Три богатыря», «Витязь на распутье», «Битва на Калиновом мосту»);

11. Составление творческих рассказов «Если бы я был богатырем?»;

12. Коллективное рисование;

13. Музыкальные отрывки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

С родителями (совместно с детьми):

1. Работа по подбору необходимой литературы и иллюстраций;

2. Рекомендации по чтению сказок дома;

3. Подбор иллюстраций, картинок с изображением богатырей, богатырских доспехов;

4. Подбор сказок, стихов, загадок о богатырях;

5. Разнообразить книжный шкаф (плейлист) книгами (аудиозаписями) о богатырях;

6. Подбор видеоматериалов, подвижных игр;

7. Поход в кинотеатр, этнографический музей.

     Таким образом, именно через сказку и различные виды работы с ней в течение учебного года мы формируем у обучающихся с ОВЗ патриотические чувства. Как отмечал Д. С. Лихачев, «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: национальные традиции сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура (в частности, русская народная сказка) должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

     Любовь и уважение к Родине начинаются с любви и уважения к её истории. И эти чувства можно и необходимо воспитывать у обучающихся с ОВЗ, начиная с любого возраста, делая это методично и постоянно, не ограничиваясь только рамками классного часа или месячника патриотического воспитания.

      Альберт Эйнштейн говорил: «Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки». От себя я добавила бы, читайте детям сказки о богатырях, о подвигах русского народа, о любви к Родине, и ваши дети вырастут не только умными, но и сильными культурно, развитыми духовно!

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.

2. Аникин В.П. К мудрости ступенька.М.,1988.

3. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2018.

4. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека через призму русской народной сказки

учебно методические рекомендации...

"Воспитание патриотических чувств - основа формирования личности"

В данном материале рассказывается опыт работы в отдельном классе по патриотическому воспитанию....

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата трад...

СЕМЬЯ, КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведётся в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов, славу советского народа-патриота. Д...

Воспитание патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы

В сегодняшнем мире постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата российского патриотического созн...

Конспект открытого занятия по развитию речи, тьюторского сопровождения обучающегося 1класса РАС. «Пересказ русской народной сказки «Репка»

Задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность. Тьютор...