Конспект занятия "Разговоры о важном. Россия в мире" (3-4 класс)
план-конспект

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossia_v_mire_na_pechat_1.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

«Россия в мире»

Составили студентки321группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4бкаб. № 19

Дата проведения занятия: 13.02.2023

Смена 1 Номер урока 0

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

        (Подпись учителя)                     

Цельклассного часа:познакомить обучающихся с особенностями природного и культурного богатства России, отражающими уникальность нашей страны в мире; привить любовь к Отчизне и чувство гордости за свою страну.

Задачи

Личностные:Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;У ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные:Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия;Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать;Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.Может создавать устные и письменные высказывания.У ребенка развита рефлексия

Оборудование:

У учителя:проектор, компьютер, колонки

У учащихся:

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru/topic/37/

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Звучит гимн

- Здравствуйте, ребята! Россия – это союз многих народов и культур, это многие поколения учёных и писателей, спортсменов, воинов и людей, которые свои знания и труд посвятили служению Родине. Именно благодаря труду каждого из нас наша Россия становится сильнее и богаче. 

- А знаете ли вы, в чём заключается уникальность нашей страны?

- Хорошо. А тема классного часа – «Россия в мире». Как думаете, о чем мы узнаем сегодня?

- Да, мы дополним знания об особенностях природного и культурного богатства России, узнаем интересные исторические факты и научные открытия, вспомним самые яркие победы наших спортсменов.

Слушают гимн стоя

- Россия является самым большим государством мира. На территории России проживает много народов; наша страна славится красотой природы.

- О природе, истории, творчестве, науке.

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; У ребенка сформирована учебная мотивация.

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия;

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. Может создавать устные и письменные высказывания. У ребенка развита рефлексия.

Основной

Уникальные объекты России.

- Одна из особенностей нашей страны – это уникальные места, которые стали победителями конкурса «7 чудес России» в 2007 году.

Вам предстоит узнать название чуда России по его изображению:

1)(изображение озеро Байкал): Верно, это озеро Байкал – самое глубокое и пресноводное озеро мира. Его особенность в том, что каждый год оно расширяется на 2 сантиметра.

2)(изображение Долины гейзеров): Правильно, это Долина гейзеров. Она располагается на Камчатке, в долине находится примерно 20 крупных гейзеров, которые выбрасывают фонтаны кипящей воды или горячего пара.

3)(изображение вулкана Эльбрус): Да, третье чудо – Эльбрус – вулкан находится на Кавказе России, его называют высочайшей европейской горной вершиной.

4)(изображение Столбов выветривания– Маньпупунер): Конечно, это Столбы выветривания – Маньпупунер, которые находятся в Республике Коми на территории Печоро-Илычского заповедника. Маньпупунер переводится как «малая гора идолов». Ученые утверждают, что прежде на их месте были высокие горы.

5) (изображение Собор Василия Блаженного): Это Собор Василия Блаженного. Как вы думаете, где он расположен?

- Верно, собор расположен в Москве. Он был построен Иваном Грозным в знак победы над Казанским ханством.

6)(изображение Петергофа): Шестое чудо – это Петергоф, расположенный в Санкт-Петербурге. Посмотрите внимательно на название и предположите, какой император мог основать Петергоф?

- Да, Петр I был основателем. Главная особенность этого чуда – это его фонтаны, так как они работают самотеком, без единого насоса.

7) (изображение Мамаев курган«Родина – Мать зовет!»): Седьмое чудо России - Мамаев курган и Родина-Мать, находящиеся в Волгограде. Предположите, каким событиям посвящена скульптура «Родина- Мать зовёт!».

- Верно, в районе Мамаева кургана велись ожесточённые бои. Поэтому Мамаев курган – это памятник «Героям Сталинградской битвы», а монументом кургана является «Родина-Мать зовет!» Эта скульптура занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая.

- Молодцы, вот мы и узнали все 7 чудес России, двигаемся дальше!

- Ребята, вспомните наше занятие, которое было связано с изучением Арктики. Как называется водный путь вдоль северных берегов к Тихому океану?

-Верно, а слышали ли вы о первых беспосадочных перелётах через Северный полюс?

- Давайте же узнаем о бесстрашии наших летчиков, которые проложили нам путь в небе.

Демонстрация видео «Северный авиапуть» (дикторский текст).

В начале XX века наша страна создала самолёт, равных которому не

было во всём мире. И наши лётчики – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и

Александр Беляков – первыми совершили перелёт через Северный полюс: из

Советского Союза (так раньше называлась наша родина) в США. Их полёт

длился 63 с половиной часа.

Не обошлось без трудностей. Над Арктикой наши пилоты чуть не

замёрзли – температура на борту самолёта была ниже нуля.

Они выстояли и проложили новый северный авиапуть.

А уже через месяц экипаж Михаила Громова установил новый мировой

рекорд – летел по прямой без посадок 10 тысяч километров через Северный

полюс.

Полёты наших лётчиков стали легендарными, и теперь комфортные

пассажирские самолёты успешно летают по новому пути.

Позже, в эру реактивной авиации, конструкторские разработки Андрея

Туполева и Павла Сухого стали настоящим прорывом в будущее.

И до сих пор российские компании – «Сухой», «Туполев», «МиГ» –

создают образцы техники, которые можно назвать вершиной научной мысли

современной авиации.

Ссылка: https://razgovor.edsoo.ru/video/1861/

- Теперь проверим вашу внимательность. Возникли ли сложности у наших лётчиков при перелёте через Северный полюс? С какими именно трудностями столкнулись летчики?

- Правильно, а какие качества они проявили во время этого экстремального полёта?

-Верно, они поступили очень храбро, совершили настоящий героический поступок, внесли большой вклад в развитие нашей страны!

- А кто-то из вас хотел бы стать летчиком-испытателем или же летчиком пассажирского самолета?

- Хорошо, учитесь и у вас обязательно всё получится! А мы идём дальше.

- Теперь поговорим об особенностях культуры нашей страны.

- Вы наверняка знаете о фольклоре, давайте вспомним, что же это такое?

- Да, фольклор - это устное народное творчество: обычаи, обряды, песни, танцы, стишки и другие явления быта народов. Он зародился до появления письменности и сохранился до наших дней. Как же это получилось?

- Конечно, фольклор не читают, а поют, танцуют, исполняют устно. Фольклор - это духовная культура, мудрость народа, которая передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество сопровождало человека на протяжении всей его жизни: в детстве он засыпал под нежное пение колыбельной, в молодости ярко праздновал свадьбу с различными обрядами, а в старости пел былины и рассказывал сказки внукам, передавая накопленный опыт будущему поколению.

- А много ли песен, народных сказок вы знаете? О чем они?

- Хорошо. А сейчас мы это и проверим – сыграем в игру. Мы зачитаем вам фрагмент сказки, былины, включим песню, если знаете слова – не стесняйтесь подпевать. А ваша задача – вспомнить название.

1. «Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом».

2. Фрагмент песни «Ах вы сени, мои сени».

3. «Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал. А Илья в седле сидит, не шевельнется, русые кудри на голове не дрогнут. Взял он плетку шелковую, ударил коня по крутым бокам»

4. Фрагмент песни «Камаринская».

5.  «В славном городе во Муромле,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел цело тридцать лет.

Уходил государь его батюшка

Со родителем со матушкою

На работушку на крестьянскую»

6.  «Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди».

7. Фрагмент песни «Коробейники».

- А сейчас мы с вами разомнемся и поиграем в народную игру «Пол, нос, потолок». Когда звучит «пол», нужно потянуться к носкам, когда звучит «нос» - дотронуться до кончика носа, когда звучит «потолок» потянуться вверх.

- А теперь найдем в классе обладателя самого высокого в мире носа.

- А у кого самый высокий пол? Самый низкий потолок?

- Молодцы, продолжаем.

- Каких героев русского фольклора вы знаете?
- Да, у каждого народа есть свои герои. У русского народа богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Садко, Никита Кожемяка, которые славятся своими подвигами и силой. Злые духи: Кикимора, Леший, Кощей, Русалка, Баба-Яга. Часто персонажами сказок являются животные: лиса, заяц, козел, коза, волк, петух, медведь. Но животные рассказывают не о своей жизни в лесу, а о характере человека, его пороках и подвигах.
 

- Мы вспомнили еще одну особенность культуры нашей страны. Продолжаем!

- Подумайте, какими качествами обладает русский человек?

- Да, к основным чертам русского характера относят стойкость, твердость духа, стремление, способность к подвигу, умение не сдаваться, а еще русские молодцы издавна славятся своей выносливостью и великой силой. Именно эти качества помогают российским спортсменам добиваться успехов и показывать высокие результаты на мировых соревнованиях.

- Особое развитие спорт обрел при Петре I, в 19 веке: в школах появилась физическая культура, открылись спортивные гимназии, спорт стал доступным для студентов и простых служащих.

- Алексей Дмитриевич Бутовский был отправлен в Грецию для подготовки проведения Олимпиады, был награжден Орденом Спасителя — высшей государственной наградой Греческой Республики.

В то время наиболее популярным спортом была борьба. На весь мир прославился Иван Поддубный, сочетавший во время поединков приемы разных видов. Он первым в истории получил титул «чемпиона чемпионов».

Самым первым олимпийским чемпионом из нашей страны стал Николай Панин-Коломенкин – фигурист. На олимпиаде в Лондоне он установил мировой рекорд и одержал победу.

- В Советском Союзе, раньше так называлась наша страна, спортом занимался почти каждый. На олимпиадах советские спортсмены показывали блестящие результаты:

- Абсолютная рекордсменка по количеству выигранных медалей за участие в Олимпийских играх по спортивной гимнастике – Лариса Латынина. Спортсменка установила рекорд, продержавшийся почти 50 лет. На Чемпионате Европы по спортивной гимнастике она завоевала все золотые медали.

- Легендарная гимнастка Ольга Корбут– исполнительница сложнейшего запрещенного спортивного элемента «петля Корбут». Посмотрите, с какой легкостью она исполняет этот элемент.

- Лев Иванович Яшин - знаменитый русский футболист, носит титул «Лучший вратарь двадцатого века», единственный вратарь, который за всю историю получил«Золотой мяч».

- А вы увлекаетесь каким-либо спортом?

- Вы большие молодцы, а каких спортсменов Республики Коми вы знаете?

- Среди спортсменов Республики Коми много лыжников: Раиса Сметанина, Николай Бажуков, Василий Павлович Рочев и Василий Васильевич Рочев, Мария Иовлева. Они являются победители олимпийских игр, призерами, мастерами спорта. Как вы думаете, почему у нас столько лыжников?

- На самом деле, с древних лет основным средством передвижения коми народа были лыжи. Охотники с легкостью преодолевали большие расстояния по снегу. Даже создали новый вид лыж –лямпы, которые гораздо шире и обшиты оленьим мехом. 

- в Национальном музее РК находится фрагмент лыжи со скульптурным изображением в виде головы лося, которому более 8 тыс. лет. А не так давно, в 2019 Александр Митрофанович Клоков запатентовал лыжи для хождения по болоту.

- В Сыктывкаре есть «Музей олимпийской чемпионки Раисы Сметаниной», в нем хранятся все награды чемпионки. При желании посетите экскурсию!

- Вот такой уникальный коми народ живет в нашей стране.

- К сожалению, мы не можем изучить за такое короткое время все особенности России, но сейчас же век технологий и Интернета, где можно найти много полезной информации и даже посетить все уголки нашей страны, не выходя из дома.

- Озеро Байкал

- Долина гейзеров

- вулкан Эльбрус

- Столбы выветривания

- В Москве!

- Петр I

- Эта скульптура посвящена событиям Великой Отечественной войны.

- Северный морской путь!

- Нет

Смотрят видеоролик

- Да, из-за низкой температуры на борту при перелете наши летчики чуть не замерзли.

- Они проявилимужество, стойкость, силу воли. Они совершили настоящий героический поступок.

Размышления детей

- Фольклор – это устное народное творчество

- Потому что фольклор передавался из уст в уста, из поколения в поколение

- Народное творчество рассказывает нам о добре и зле, о горе и радости.

- «Гуси-Лебеди

- «Ах вы сени, мои сени»

- «Илья Муромец и Соловей разбойник»

- «Камаринская»

- «Исцеление Ильи Муромца»

«Царевна-лягушка»

- «Коробейники»

Выполняют физминутку

Дети размышляют

- Сила, храбрость, стойкость, выносливость, ум, смекалка.

Смотрят видеоролик

Ответы детей

- Потому что живем на Севере, зима – самое длительное время года.

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; У ребенка сформирована учебная мотивация.

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. Может создавать устные и письменные высказывания. У ребенка развита рефлексия

Заключительный

- Пришло время подвести итоги.

- О особенностях каких сфер России мы говорили?

- Что вам показалось наиболее интересным? А может, что-то показалось скучным?

- А в завершение классного часа послушаем песню Виктора Дорина «Эта наша Россия»

- Классный час подошел к концу. Спасибо за работу, до свидания! 

- Об особенностях природы, культуры, истории, науки, спорта.

Оценка детей

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; У ребенка сформирована учебная мотивация.
Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия;
Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. Может создавать устные и письменные высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Учитель: Липатова В.И.

Тема:Животные живого уголка и нашей местности.Цель: Закрепить и расширить знания детей о диких и домашних животных.Задачи:Обучающие:  формировать представления детей  о разнообразии жи...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"

урок  составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...

Конспект урока "Золотое кольцо России. Ростов, Кострома, Иваново" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...

Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»

Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....