"Тропинки здоровья"
план-конспект занятия по зож на тему

Шатунова Елена Юрьевна

В данной работе представлены разработки занятий по программе "Тропинки здоровья". Программа предназначена для учащихся начальной школы и направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiy_tropinki_zdorovya.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

«ТРОПИНКИ  ЗДОРОВЬЯ»

Учитель  начальных классов

Шатунова Елена Юрьевна

МБОУ «Школа №113»

г. Казань Республика Татарстан

Введение

         В данной работе представлены разработки занятий по программе «Тропинки здоровья». Программа предназначена для учащихся начальной школы и направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье, выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.

        Занятия составлены в форме игры-путешествия. Останавливаясь по пути, дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления. Вводная часть занятия содержит игры-разминки, позволяющие снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, восстановить хорошее рабочее состояние. В качестве разминки предлагаются имитационные упражнения, энергизаторы и активаторы, упражнения на развитие координации движений.

      Основная часть включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику, психологические и двигательные игры.        

       В конце каждого занятия проводится рефлексия. Дети оценивают свое самочувствие с помощью значков: «солнышко» - очень хорошее, «солнышко-тучка» - хорошее, «тучка» - не очень хорошее.  

       

Тема: «Наше питание. Правильное питание – залог здоровья»

Цель:

- познакомить учащихся с содержанием питательных веществ в пищевых    продуктах и их энергетической ценностью, с режимом питания;

- раскрыть значение знаний о правильном питании как залоге здоровья;

- создать проект правильного питания.

Оборудование: рисунки корзин для продуктов, плакаты и изображением витаминов, индивидуальные карточки с изображением продуктов питания, ватманы, фломастеры, таблицы с заданиям.  

Ход мероприятия.

1.Оргмомент

Введение в тему.

Стихотворение М. Карима «Мой кот» читает ученик в одежде Доктора Айболита.

Мой серенький кот

Совсем не растет.

И даже усы не растут.

Он супа не ест

И кашу не ест -

Попробуй-ка, вырасти тут!

С утра этот кот конфеты сосет,

Грызет шоколад он потом,

И вот почему

Коту моему

Не быть настоящим котом.

Учитель:

- Почему же не растет кот?

- Что же он должен есть?

- А человек? Найдем спрятанные слова и закрасим клеточки с этими словами.

Л

М

Н

С

У

П

К

А

Ш

А

В

Г

Щ

М

А

С

Л

О

А

Б

В

С

Ы

Р

Х

Л

Е

Б

Н

Л

Х

Т

О

Р

Т

Ш

Ответ: суп, каша, масло, сыр, хлеб, торт.

- А что еще можно есть человеку?                                                                                       ( ответы детей )

- Мы с вами назвали очень много продуктов питания. А как вы думаете, все ли они полезны нашему организму?

( ответы детей )

Мозговой штурм.

Учитель:

- Назовите продукты питания, которые, по вашему мнению, полезны нашему организму.

( дети по очереди называют продукты питания, учитель записывает их на доске)

- Как вы думаете, на какие группы можно поделить эти продукты питания?

а) животного происхождения;

б) растительного происхождения;

в) речного или морского происхождения

( учитель рядом с названным продуктом питания прикрепляет соответствующую картинку: с изображением животного, растения, рыбы )

- А в каких из них наш организм нуждается больше всего?                                          ( во всех ).

Мини лекция.

      В настоящее время при оценке продуктов выделены продукты носители – «пустых» калорий. Они обладают значительной калорийностью, но практически не имеют ценных составных компонентов.                                                                                                                                                                                      У сахара, кондитерских изделий – нулевые показатели содержания витаминов, кроме железа. Как показали результаты исследований, пряности добавляют в пищу не только для вкуса. Гвоздика, чеснок, лук и душица, например, убивают микроорганизмы, включая Салмонелы и стафилококки, а жгучий красный перец уничтожает до 75% микробов.

     В курином яйце содержится 12 витаминов. Оно хороший источник активного витамина А. Только рыбьему жиру яйца уступают по содержанию витамина Д. Белки и жиры яйца сваренного вкрутую, усваиваются на 95%. В яичном белке содержатся жизненно важные для человека незаменимые аминокислоты. Витамин Д нужен и взрослым, и детям. Сливочное масло, печень, яйца, сливки – продукты, содержащие витамин Д.

      Чипсами  и хот-догами наесться нельзя, а лишь на время заглушить чувство голода. Если постоянно питаться продуктами быстрого приготовления, можно заработать дефицит в организме многих необходимых для жизнедеятельности компонентов, заболевание желудочного тракта, нарушение обмена веществ. В чипсах мало белка, к тому же по своему составу он неполноценен. В сосисках и гамбургерах много консервантов.

        Питание не должно быть быстрым. В течении дня человек хотя бы раз обязан съесть горячую полноценную пищу, включив в нее продукты зернового, лесного и речного происхождения. Для «перекуса» можно использовать фрукты, булочку или печенье с молоком, орехи, кисломолочные продукты, йогурт, сырок, творог.

       По мнению врачей – педиаторов большое значение для умственного и физического развития детей имеет не только полноценный завтрак, но и время его приема. В ходе исследований ученые установили, что ребята, которые завтракают в школе, имеют показатели гораздо выше, чем те, кто совсем не завтракают.

Вывод: школьные завтраки и обеды – защищают от полипов и гастритов, и повышают умственные способности детей. Полезные продукты снабжают организм энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают организму расти, питают его витаминами.

Энергизатор: «Броуновское движение».

Молекулы любого вещества находятся в постоянном движении. Они двигаются в разных направлениях, сталкиваются друг с другом, отскакивая и снова сближаясь. Представьте, что вы – молекулы. По команде учителя вы начинаете двигаться. Ваша задача – сделать как можно больше перемещений в разных направлениях. По команде вы прекращаете движение, объединяясь в молекулы по 5.

Работа в группах.

( раздается задание каждой команде )

- Рассмотрите внимательно самые полезные продукты на рисунках.

- Выберите рисунки полезных продуктов и приклейте их в корзину. Можно дорисовать другие полезные продукты питания.

- Защитите выбранные вами полезные продукты питания.

- Как вы думаете, а что еще нужно для правильного питания.

Мозговой штурм.

Ответы детей: правильно есть, соблюдать режим дня, есть в одно и то же время, мыть руки перед едой и т.д.    

Работа в группах.

Каждой группе дается задание нарисовать или написать самые важные правила питания и защитить свой плакат.

Учитель: Если вы будете соблюдать все эти правила, то вырастите сильными, здоровыми и красивыми.

Попробуйте дома вести такой дневник. В него записывайте, какие полезные продукты вы ели на завтрак, обед, в полдник и на ужин.

День недели

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

 

Тема мероприятия: «Здоровый образ жизни»

Цель:

- развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к собственному здоровью;

- формировать убеждение о необходимости сохранения здоровья.

Оборудование: рисунок с изображением дерева, рисунки с изображением фруктов, ватманы, фломастеры, макет скелета.

Ход мероприятия.

Оргмомент.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня мы снова отправляемся в путешествие за знаниями. Посмотрите на доску, перед вами голые деревья, а к концу нашего путешествия на нем должны появиться сочные и полезные фрукты -  это ваши правильные ответы. А витамины нам очень нужны. Пожелаем  же друг другу удачи.

Введение в тему.

Девизом нашего путешествия: «В дорогу знаний поспешим и здоровье защитим!» (на доске)

(стук в дверь, на пороге появляется грязный и неопрятный мальчик и читает стихи)

Жил на свете мальчик ОХ,

Сам собою был неплох.

Только рос я слабым, хилым

В городской своей квартире.

Умываться – никогда!

Если намочусь – беда!

Я ругаю все на свете

Пожалейте меня, дети!

Я все кашляю, чихаю,

Как здоровым стать не знаю.

- Почему он такой слабый и хилый? (ответы)

- Предлагаю взять его в нашу команду и помочь стать ему ловким, сильным и здоровым.

Мозговой штурм.

-  Каковы главные правила здорового образа жизни?

(дети называют, учитель записывает на доске, обобщает ответы и вывешивает название станций)

1 станция «Чистота»

Главное правило: «Чистота – залог здоровья»

- А что такое гигиена? (ответы детей)      

Мини лекция.

        Слово гигиена в переводе с греческого – целебный, целительный, оздоровительный. Люди стремились к гигиене много лет назад. При раскопках царского дворца на острове Крит в Средиземном море были обнаружены бани. А в России даже был такой ритуал: перед боем мыться и надевать чистое белье. Почему? На чистой коже меньше бактерий, в случае ранения можно избежать заражения.

Энергизатор «Броуновское движение»

           Молекулы любого вещества находятся в постоянном движении. Они двигаются в разных направлениях, сталкиваются друг с другом, отскакивая и снова сближаясь. Представьте, что вы – молекулы. По моей команде  вы начинаете двигаться. Ваша задача – сделать как можно больше перемещений в разных направлениях. По команде вы прекращаете движение, объединяясь в молекулы по 5.

Работа в группах.

           Необходимо нарисовать предметы, вещи, которые нужны для соблюдения правил гигиены.

(каждая группа показывает свой плакат и объясняет значение каждого предмета)

2 станция «Спортивная»

Главное правило: «Люди с самого рождения жить не могут без движения»

- А как же происходит движение нашего тела? (ответы детей)

Мини лекция.

       Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека. Значение скелета очень велико: он является опорой тела. Когда вы были совсем маленькие, кости у вас были настолько мягкими, что вы не могли ни ходить, ни стоять. Потом они росли и крепли. Наши кости и суставы живые, они растут, дышат и состоят из множества клеток. Так вот теперь вы можете бегать, прыгать без посторонней помощи и уже умеете играть в мяч.

         Основа рук и ног -  упругие и очень прочные кости. Между собой кости соединены суставами. На суставах, как на шарнирах, руки и ноги, пальцы и корпус легко поворачивается вправо и влево, сгибаются вперед и назад. Давайте попробуем сделать это. А поможет нам наш гость мальчик ОХ.

(дети повторяют движения)         

Кто спит в постеле сладко?                    

Давно пора вставать! Спешите на зарядку,                        

Я вас не буду ждать!

Распахнуто окошко,

Нам холод нипочем.

Походим мы немножко

И сон с себя стряхнем.

Но чтоб совсем проснуться,

Нам нужно по-тя-нуть-ся!

Начинай! Не спеши!

Носом поровней дыши!

Как возьму я мяч большой,

Подниму над головой,

Как прогну я спину,

А мяч назад закину.

Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать.

«Раз-два, три-четыре, пять,

Повторить спешить опять».

3 станция «Режим дня»

Главное правило: «Помни твердо, что режим людям всем необходим»

- Для чего нужен режим дня? (ответы детей)

- Дома составьте свой режим дня. А на следующем занятии его защитите.

Работа в группах.

- Что значит вести здоровый образ жизни? (ответы детей)

- Каждая группа должна вывести свои правила ЗОЖ и защитить их.

( учитель обобщает и вывешивает правила на доску)

  1. Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.
  2. Правильно питайся.
  3. Помни твердо, что режим людям всем необходим.
  4. Люди с самого рожденья жить не могут без движенья.
  5. Не заводи вредных привычек.

Рефлексия.

          Наше путешествие подошло к концу. Посмотрите, каким стал мальчик ОХ (чистым, аккуратным). Вы хорошо потрудились, правильно отвечали на мои вопросы. И как результат нашей работы – этот фруктовый сад (на доске рисунок деревьев с фруктами).

А сколько здесь витаминов. Я угощаю вас и желаю вам крепкого здоровья (учитель раздает детям фрукты)

Тема мероприятия: «В страну Здоровья» (игра – путешествие)

Цель:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах здорового образа жизни:

- формировать убеждения о пользе здорового образа жизни;

- развитие стремлений к творческому самовыражению, умение обобщать, анализировать, делать выводы;

- воспитание желания быть здоровым и сильным.

Оборудование: рисунки с изображением продуктов питания, мяч, корзина, приспособления для оказания первой медицинской помощи, ватман, фломастеры, канцтовары, название станций.

Условия игры:  команды  совершают путешествие, переходя от станции к станции по заданному маршруту, указанному в маршрутном листе, и выполняют различные задания

Станции:

  • «Полезная кухня»  
  • «Интеллектуальная»  
  • «Ловкий и быстрый»  
  • «Будь здоров»
  • «Умелые ручки»  

 Ход игры:

 Здравствуйте, ребята!

     У нас сегодня необычная встреча. Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы отправиться в путешествие по волшебной стране Здоровья., которой нет ни на одной карте мира.

      Вас ждет увлекательное путешествие по самым разным станциям, на которых вас ждут различные задания:   познавательные и  развлекательные. А встречать вас будут на этих станциях ваши любимые герои

     Командирам нужно получить маршрутные листы, на которых указан путь каждой команды. Двигаться надо по порядку, так как указано в маршрутном листе. На выполнение задания на каждой станции вам дается 7 минут. Как только вы услышите звон колокольчика, значит ваше время вышло, пора переходить на следующую станцию.  

     После прохождения маршрута мы вновь встречаемся с вами здесь для подведения итогов.

     А сейчас я желаю вам успехов. В добрый путь!

Станция «Полезная кухня »

На столе разложены рисунки продуктов питания. Необходимо положить в свою корзину полезные продукты питания, которые содержат витамины. Объяснить значение этих продуктов.

Станция «Интеллектуальная»

Нужно ответить на вопросы и отгадать загадки. Чем больше вы дадите правильных ответов, тем больше вы наберете очков.

  1. Как  называется летательный аппарат, обладающий небольшим весом, способный перенести с места на место одного или двух человек в места, труднодоступные для вертолета и самолета?   (дельтаплан)
  2. Назовите настольную спортивную игру (шахматы)
  3. При каком  русском царе в России впервые появились современные шахматы? (Петр 1)
  4. Как называется игра с деревянными кеглями? (боулинг)
  5. Как называется изнурительный бег на длинные дистанции, который является испытанием выносливости бегунов?  (марафон)
  6. Как  называется самый первый и самый простой способ плавания?  («по-собачьи»)
  7. Кто показывает в цирке самые захватывающие трюки? (акробаты)
  8. Назовите самый распространенный в мире вид спорта (бег)
  1. .Назовите высший показатель в спортивном состязании (рекорд)
  2. Назовите конечный пункт дистанции (финиш)
  3. Назовите спортивную награду (медаль)
  4. Назовите вид спорта, в котором самый легкий мяч (теннис)
  5. Назовите гонки по пересеченной местности (кросс)

Загадки

Гладко, душисто,

Моет чисто.

Нужно, чтобы у каждого было

Что, ребята?   (мыло)

Костяная спинка,

На брюшке щетинка,

По частоколу попрыгала,

Всю грязь повыгнала.  (зубная щетка)

Белый, белый порошок

Между зубок – скок-поскок.

Заблестели зубки,

Раскраснелись зубки.  (зубной порошок)

Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков,

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.   (расческа)

Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос.  (носовой платок)

Я на ежика похожа,

А еще на свинку,

У меня на спинке

Колкая щетинка.

Если вижу я детей

Грязных, будто свинки,

Я щетиною своей

Им почищу спинки.   (платяная щетка)

Станция «Ловкий и быстрый»

Каждый член команды по очереди бросает мяч в корзину. Чем больше мячей окажется в корзине, тем больше очков вы получите. Бросаете до тех пор, пока не закончится ваше время.

Станция  «Будь здоров»

Оказать доврачебную помощь:

  • При порезе пальца
  • При переломе ноги
  • При солнечном ударе
  • При укусе змеи

Станция  «Умелые ручки»

Ребятам предстоит из бумаги и других канцтоваров придумать и смастерить новый вид спорта и рассказать о нем.

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

Тема занятия: «Учимся жить в мире»

Цель:

- формирование у детей навыков эффективных взаимоотношений, чувства общности;

- формирование способности работать вместе для достижения общих целей;

- развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Ход занятия.

Энергизатор с мячиком.

Дети стоят в круге. Учитель передает мячик со словами: «Представьте, что у меня в руках маленький беззащитный котенок». Передавайте его осторожно и аккуратно. Теперь у меня в руках вкусное мороженое, горячая картошка и т.д.

Мозговой штурм.

Учитель: Ребята, вы уже вместе почти год. Вы выбрали себе друзей в классе. Но нужно научиться общаться с разными людьми, не только с теми, кто вам нравится. Вы, наверное, не раз замечали, что мнения и желания людей не всегда совпадают, иногда они прямо противоположны друг другу. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом. И тогда возникает ссора. Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и можно ли научиться жить дружно? Подумайте какие могут быть причины из-за которых чаще всего могут быть ссоры. (ответы детей фиксируются на доске)

- непонимание друг друга

- неумение выслушать

- нежелание уступить

- стремление отстоять свою точку зрения

- неумение поставить себя на место другого человека

- обида на любое замечание

- нежелание критически оценить свои поступки

- равнодушие

Работа в группах.

Обсуждение в группах отрывка из сказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (чтение отрывка)

        Однажды Малыш вернулся из школы злой, с шишкой на лбу. Мама хлопотала на кухне. Увидев шишку, она, как и следовало ожидать, огорчилась.

- Бедный Малыш, что это у тебя на лбу? – спросила мама и обняла его.

- Кристер швырнул в меня камнем, - хмуро ответил Малыш.

- Скажи, а нельзя ли вообще обойтись без драки? Мирно можно договориться о чем угодно. Знаешь, Малыш, ведь, собственно говоря, на свете нет такой вещи, о которой нельзя было бы договориться, если все как следует обсудить…

- Да? Ты так думаешь? – спросил он и неодобрительно взглянул на маму. – Кристер мне сказал: «Я могу тебя отлупить». Так он и сказал. А ему ответил: «Нет, не можешь». Ну скажи, могли ли мы разрешить наш спор, как ты говоришь, словами?

Учитель: Кто по вашему прав: Малыш, считающий, что в некоторых случаях без драки не обойтись, или мама, уверенная, что ссориться необязательно?

Дети слушают мнение каждой группы.

Работа в группах.

Учитель: А сейчас каждая группа попробует установить свои законы дружбы.

Защита каждой группы.

Мини лекция.

Ученые – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы.

10 законов дружбы.

1. Доверять друг другу.

2. Делиться новостями, успехами или неудачами.

3. Умение хранить чужие тайны.

4. Радоваться вместе с другом его успехам.

5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.

6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.

7. Защищать друга.

8. Не критиковать друга в присутствии других людей.

9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым).

10. Всегда выполнять свои обещания.

Учитель: Давайте посмотрим насколько совпадают ваши законы с законами дружбы, установленными учеными – психолагами.

Энергизатор «Пчелы»

Дети рассчитываются на первый – второй. Первый улей - звук А. Второй  улей – звук О. Дети с завязанными глазами ищут свои ульи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тропинки здоровья"

Правила здорового образа жизни. Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными трудностями, а значит, помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для ...

Кл.час "По тропинкам здоровья".

Презентация " По тропинкамздоровья" для классного часа в 1-2 классах по теме"Вот оно- счастье !".  Проводится в виде соревнований между двмяя командами. Её цели и задачи:  учить детей со...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 класс

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лу...

программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Путешествие по тропе здоровья"

программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления ",Путешествие по тропе здоровья" для 1-4 классов из расчета один час в неделю....

По тропе Здоровья.

Сценарий спортивного праздника для детей 1-4 классов....

Классный час на тему: Путешествие "Тропинки здоровья"

Цели классного часа: 1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;2. Развивать умение применять полученные знания на практике, смекалку, внимание, мышл...