Доклад "Формирование индивидуального здоровья детей в начальной школе".
статья по зож на тему

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

Здоровье наших школьников формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания, питания и т.д.).   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon porvatova_s.a._doklad.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование индивидуального здоровья детей в начальной школе.

Порватова С.А., г. Губкин, МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

Человек – высший продукт земной природы.

Человек – сложнейшая и тончайшая система.

Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,

человек должен быть здоровым, сильным и умным.

И.П. Павлов

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

Здоровье наших школьников формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания, питания и т.д.).    Крылатая фраза Герчикова Ильи Лазаревича, врача стоматолога-хирурга высшей категории, гласит «Береги здоровье, оно - твоя частная собственность».

Важно не забывать, что здоровье ребёнка, а значит и его школьные успехи, закладываются ещё в раннем детстве. Тем не менее редкая мама вспомнит о различных нарушениях в развитии или свяжет возникающие школьные трудности с такими «мелочами», как собственное здоровье, течение беременности и родов. Ещё реже родители видят связь между состоянием здоровья ребёнка и семейным климатом, взаимоотношениями родителей и детей. На это не всегда обращается должное внимание, а ведь атмосфера в доме очень важна.

А вечные простуды? Постоянные ОРВИ, гриппы, ангины, бронхиты – всё это очень серьёзно. Однако любое из этих заболеваний значительно снижает функциональные возможности организма ребёнка, создаёт фон для возникновения других, нередко хронических заболеваний, для повышенной утомляемости, низкой умственной  работоспособности, нарушений поведения и, как следствие, низкой успеваемости.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

 - отказ от вредных пристрастий (злоупотребление «ПАВ»);

  - оптимальный двигательный режим;

 - рациональное питание;

 - закаливание;

 - личная гигиена;

 - положительные эмоции.

Но сложившаяся на сегодняшний день система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство детей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют мало места для положительных эмоций.

 Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. И в настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель физической культуры в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач и даже родители.

Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Использование в учебном процессе различных методов и приёмов, направленных на здоровьесбережение, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

 Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированную, развивающую, информационные, проектно – исследовательские, интерактивные. Интеграция информационных технологий с другими технологиями и методами обучения способствуют экономии учебного времени, позволяют уменьшить объём учебных нагрузок, увеличить образовательные возможности учащихся. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиНа.

Особое внимание должно уделяться благотворному течению адаптации учащихся к школьному обучению, развитию мотивации к ЗОЖ, увеличению двигательной активности.

Педагоги, особенно учителя начальной школы, всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и строго выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность урока, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приёмов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ИКТ, а также контроль осанки, зрения, обязательные динамические паузы, физкультминутки в начальной школе на каждом уроке.

Формирование ЗОЖ проходит как во время уроков, так и во внеурочное время через школьное дополнительное образование.  Реализуется системный подход: проводится мониторинг здоровья учащихся, создан банк данных здоровья учащихся, банк данных досуговых программ занятости школьников, создаётся паспорт здоровья школы. Анализируется состояние системы воспитания и дополнительного образования, проводятся семинары, курсы для учителей по применению здоровьесберегающих технологий.

Осознание школьниками необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание учителем всех необходимых условий для этого дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании культуры здоровья детей и подростков.

 Педагогический коллектив стремиться создать благоприятные условия для обучения и повышения физической культуры детей, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:

 · образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;

 ·  выполнение 3 – х часовой недельной нагрузки по физической культуре;

 ·формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования физического развития;

 · получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;

 · создания оздоровительной системы физического воспитания с использованием базовых форм: уроков физической культуры; уроков по основам знаний; выполнения домашних заданий по физкультуре; самостоятельных тренировок любимым видом спорта; начальной школе до учебных занятий проведение зарядки; занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования; семейных занятий спортивными увлечениями (походов, прогулок на лыжах, вечерних пробежек, семейных соревнований «Мама, папа, я – дружная семья» и т д.); проведение дней здоровья; проведение недели спорта; участие в спортивных праздниках; организация товарищеских встреч по различным спортивным играм.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. Этой проблемой занимались И.И.Бецкой, Ф.Ф.Эрисман, Е.М.Белостоцкая, В.Г.Нестеров, М.В.Антропова и др.

К концу 80-х годов в педагогической и медицинской литературе появился ряд тревожных сообщений, указывающих на неблагополучие физического и психического здоровья школьников. (А.А.Солнцев, И.С.Дронов, С.М.Громбах, А.А.Баранов, Н.А.Матвеева).

“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов”. (Определение Всемирной организации здравоохранения).

Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все.

Дети в возрасте до одиннадцати лет очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребенка все время пугать болезнями и несчастьями, то у него не разовьется желания быть здоровым, а вызовет постоянный страх перед болезнями. Ребенок должен расти с сознанием, что от его навыков в области гигиены и санитарии зависит накопление здоровья. Дети собственники, и в данной ситуации эту не лучшую человеческую черту характера нужно обратить во благо. У ребенка можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия. «Я знаю, где и как нужно переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие», - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.

Таким образом, одним из ведущих направлений в работе по охране и укреплению здоровья учащихся должно быть гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее реальные потребности детей.

Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь.

“Заразить здоровьем” - вот цель, к которой стремиться школа.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во

РУДН, 1998. – 27 с.

2. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование)

3. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и

физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.

4. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66

5. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 41- 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-образовательный маршрут ученика начальной школы

Через индивидуальные образовательные маршруты раскрывются особенности, интересы, потребности ребёнка в достижении образовательных результатов.Дан примерный образовательный маршрут....

Использование индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе

Индивидуальный образовательны  маршрут   (траектория)- специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать     пробелы в знаниях, умениях, навыках   ...

«Использование современного оборудования учебных кабинетов для индивидуальной работы с учащимися начальной школы»

ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ  – это совершенно новая технология в образовании.Образовательная развивающая среда в нашем лицее  широко представлена современным оборудованием. Мне хотелось бы ост...

ЛИСТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ . УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

Лист оценки индивидуальных достижений обучающихся 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" по завершению периода обучения грамоте...

индивидуальная диагностическая карта учащегося начальной школы

Данная диагностическая карта позволяет наглядно увидеть положительную (отрицательную) динамику в процессе усвоения учащимися программного материала....

Статья " Значение режима дня в формировании здорового образа жизни у детей в начальной школе. "

От режима дня зависит работоспособность ребёнка, внимание, успеваемость.Хочется чтобы день проходил  замечательно .От режима дня зависит здоровье школьников ....