Воспитание культуры здоровья младших школьников как главной человеческой ценности
статья по зож (2 класс) на тему

Каляманова Нина Васильевна

В своей работе хочу поделиться опытом работы по формированию ценностно-ориентировочных установок на здоровьесбережение через содержание учебного материала по следующим предметам: окружающий мир, русский язык, математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_zdorovya.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры здоровья младших школьников как главной

человеческой ценности

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель       благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но дающий точный прогноз на будущее. Это самый драгоценный дар, который человек получает от природы.

     В  настоящее время состояние здоровья детей показывает, что проблема здоровьесбережения еще далека от решения. Нарушение экологического равновесия в окружающей среде, физические и эмоциональные нагрузки, недостаточность двигательной разрядки, широкое распространение алкоголизма, табакокурения, перегрузка учебного материала и многие другие факторы создают предпосылки роста числа различных заболеваний среди школьников. А здоровый образ жизни не занимает пока 1 место в иерархии потребностей и ценностей ребенка.  Многое зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.  Поэтому педагоги задумываются: как сделать урок здоровьесберегающим?   Следует выделить 2 аспекта решения проблемы здоровьесбережения: организационного (создание здоровьесберегательной образовательной среды) и методического (активизация здоровьеформирующего потенциала традиционного образования). В школьной практике наименее разработан второй аспект. Это еще раз доказывает, что перед учителями стоит задача поиска новых нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы.  

       В своей работе я хочу поделиться   опытом работы по  формированию ценностно-ориентировочных установок на здоровьесбережение через содержание учебного материала по следующим предметам: окружающий мир, русский язык, математика.

      Основы, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, заложены в учебном материале, который изучается на уроках окружающего мира.  Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, заботится о своем здоровье. Однако анализ образовательных стандартов, учебников и школьной практики показывает, что тема «Человек и его здоровье» в курсе «Окружающий мир» занимает весьма скромное место. Да и сами учителя порой считают этот материал менее важным и основные усилия направляют на предоставление сведений информационно-ознакомительного уровня.                                                                                                                                            

При разработке уроков по данным разделам перед учителем стоит ряд взаимосвязанных задач, одной из которых, на мой взгляд, является преодоление сухости в изучении сведений по физиологии и анатомии. Поэтому на своих уроках стараюсь использовать дополнительно занимательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, что помогает активизировать учебный процесс, развивать познавательную активность, поддерживать интерес к изучаемому, задуматься о бережном отношении  к своему здоровью. Так же привлекаю к проведению урока детей.  Они готовят сообщения, рассказывая о недюжинной силе, выносливости русских богатырей (Тема: «Опора тела и движения»),  о трагической судьбе экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова (Тема: «Зубы и уход за ними») и  др.    Оживить уроки помогает яркая и интересная наглядность, которая прочно заляжет в памяти ребенка, увлекая за собой все привязанные к ней объяснения.  В своей работе часто использую интерактивную доску при объяснении нового материала и как тренажер при закреплении.  Форма занимательных упражнений  на уроках различна: ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки, сценки. Провожу уроки: научно-практическая конференция, защита проектов, экскурсии. Во время проведения экскурсий обращаю внимание на то, как ребенок одет, обут в соответствии с погодой, временем года. Экскурсии на природу лечат эмоциональное состояние ребенка.

     При изучении базовых понятий анатомии и физиологии кроме традиционных методов и приемов пользуюсь сокровищницей малых форм фольклора, показывающими, как народ оценивал значимость  каждой части тела или внутреннего органа. Словарь пословиц можно рассматривать как учебник жизни. Например, пословицы: железо съедает ржа, а сердце печали; Своя шея - куда хочу, туда головой кручу; Сколько голов - столько умов, глаза - зеркало души и др. ;  фразеологизмы (отдать в хорошие руки, как без рук , в ногах правды нет, поставить на ноги, беречь как зеницу ока и др.).  

   Работу по формированию ответственности детей за сохранение своего здоровья продолжаю и на уроках русского языка, включая в учебный процесс материалы, связанные со здоровьем (тексты о здоровой пище и о ведении здорового образа жизни, пословицы, поговорки, связывая их с изучением разных орфограмм и применяя на разных этапах урока.

     В 1 классе на уроках русского языка на этапе урока «Минутка чистописания»  подбирала предложения о здоровье.  Например:

1) прописываем букву  Е  - предложение:      

Если ешь ты все подряд,

то желудок твой не рад;

2) прописываем букву Л - предложение:

Лук, чеснок в салат порежем-

И болеть мы будем реже.

Так появилась « Азбука здоровья» (см.пр.№1)

Говорить о сохранении здоровья можно и при работе над словарными словами.

 Например, работаем со словом - молоко

  Загадка:

Что полезно-

Всем известно.

А ответ найду легко.

По моей любимой чашке

Нарисованы ромашки,

Ну, а  в чашке? (молоко).

- Кто, ребята, любит молоко?

-Что вы можете сказать о молоке: какое оно? (вкусное, парное, кипяченое, топленое, свежее…)

-Почему его нужно обязательно пить, особенно детям? (полезное, есть витамины).

-В молоке есть витамины, полезные для глаз, для роста организма, развития костей и зубов.

-Записываем предложение: Пейте, дети, молоко, будете здоровы!

Словарное слово: морковь. 

  Записываем совет доктора (используя интерактивную доску):

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

      При изучении тем  разделов русского языка использую игры, которые мотивируют обучающихся на бережное отношение к своему здоровью. Например, при изучении темы «Правописание слов с разделительным мягким знаком» провожу игру «Подскажи словечко»:

Будет здоровье - будет и …(приволье);

Здоровые зубы – здоровью…( любы)

Кому сласти друзья - тому его зубы – (враги).

Кушай на здоровье – масло…(коровье).

    При изучении темы «Род имен существительных» провожу «виртуальную экскурсию» в магазин с использованием интерактивной доски:

Мы идем в магазин и берем те продукты, которые считаем полезными.

Записываем слова: лук, капуста, хлеб, молоко, сыр, масло, сахар.

Определяем род этих существительных.

     При изучении темы «Правописание парных согласных в корне слова» записываем текст:

Очень важно сохранить зубы здоровыми. Наши зубки хотя и очень крепкие, но боятся микробов. А избавиться от них очень просто – с помощью зубной щетки и пасты. Существует множество паст и зубных порошков. Вам нужна специальная зубная паста для детей. Она приятна на вкус и способствует укреплению зубов.

        В своей работе использую в качестве диктантов, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, тексты о правильном питании (пр.№2). С помощью детей и их родителей собран и систематизирован материал пословиц и предложений о здоровье. В классе  есть шкатулка  «Полезных советов», где помещен весь собранный материал.

    На уроках математики  рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего организма», «правильное питание», «здоровый образ жизни». Это могут быть задачи, составленные самими учениками,  задачи из учебника математики или юмористические Григория Остера.

Задача. На соревновании Миша проплыл 25 метров, а Коля на 2 метра больше. Сколько метров проплыл Коля?

-Кто, ребята, любит плавать?

-Почему полезно плаванье?  (для здоровья и укрепления осанки).

Задача. После обеда Слава гулял 2 часа, делал уроки 1 час, а потом до самого ужина рисовал 4 часа. В котором часу Слава ужинал, если обедал он в 2 часа?

- Соблюдал ли режим дня Слава?

-Ужинать надо не позднее 7 часов, а перед сном выпить стакан кефира или съесть яблоко.

Задача. Утром надоили  от коровы 6 литров молока, а вечером на 2 литра больше. Сколько литров молока надоили утром и вечером вместе?  

- Кто любит молоко?

-В день детям необходимо выпивать по два стакана молока. Тогда зубы, кости и весь организм получат достаточно витаминов.

Задачи из учебника Григория Остера:

Задача. За 10  минут  Толя съедает  8 ложек  супа. Конфет  за это же
время он  съедает в  4 раза  больше. Сколько конфет съедает Толя за 2
часа?

-Правильно ли поступает Коля?

Почему нужно есть суп?

А можно ли столько съедать конфет?

   При решении примеров для проверки правильности ответов зашифровываю слова (например: спорт, витамины, соки, жвачка, грипп) и даю короткие соответствующие сообщения.

     Здоровый образ жизни, который ребенок получал на уроках в школе, находил реализацию дома, то есть закреплялся, наполнялся практическим содержанием. Поэтому тесно сотрудничаю с родителями.

        Работу по воспитанию культуры здоровья продолжаю и во внеурочное время.

  Таким образом, обновляя содержание естественнонаучного образования, создавая специальные условия для активизации его здоровьеформирующего потенциала, продолжая работу на уроках русского языка, математики  и во внеурочное время добивалась повышения уровня знаний детей о здоровье, формировала мотивацию к ведению здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.

Диктанты

                                                          Мечта

Я рано встаю. Чищу зубы. Мои вещи на месте. Я не ищу их. Я хорошо учусь. Часто хожу на лыжах, бегаю на коньках. Хочу быть крепким. Я полечу к звездам.

Спорт

Мальчики любят спорт. Ване нравится кататься на коньках. Вова занимается стрельбой из лука. Девочки тоже любят спорт. Ольга учится кататься на лошади. Таня хорошо плавает.

Каша

Каша – одно из самых популярных русских  блюд. Насчитываются сотни их разновидностей. У людей разного достатка каша была  обыденной едой. Она питательна,  легко усваивается организмом. Ее можно подать и на завтрак, и  к обеду, и к ужину. Одинаково охотно едят ее и дети, и взрослые.

Это хлеб

Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста. В нем содержится витамин для глаз.

Удивительное молоко

Жил в старой Дании силач. Он носил на спине камни, которые под силу было поднять десятерым, а питался он, по преданию, только молоком. По богатству состава ни одна пища не может сравниться с молоком. Любая его частица нужна нам. Молоко всегда было в почете.

Зарядка

Стоит теплая погодка. Школьники вышли на зарядку. Бодрой походкой идут они на площадку. Учитель дает команду: «Руки вперед! Руки в стороны! Руки назад!». Зарядка нужна для укрепления здоровья.

Чай с клюквой

Вкусная и очень полезная для здоровья ягода – клюква – растет на болотах. Собирают ее поздней осенью. Самая хорошая, сладкая клюква бывает весной, когда она пролежит всю зиму под снегом  Красную весеннюю клюкву парят в горшочках и пьют с ней чай. Мы это пробовали. Этот кисловатый напиток очень даже хорош в жаркие дни. А какой замечательный кисель бывает из сладкой клюквы! И еще клюкву считают лекарством от всех болезней.

Дары лета

Лето – щедрая и добрая пора! В лесах созревают ягоды. На вырубках возле пней, на опушках и полянках зажигаются алые огоньки земляники. В ароматных ягодах много полезного витамина С. Из сушеных листьев и плодов готовят чаи и отвары.

В хвойных, сосновых и еловых борах созревает черника. Это ягодка чудодейственная! В ней множество витаминов. Ягоды черники останавливают кровь, улучшают зрение. Кто из вас не собирал в лесу малину? Это любимая русская ягода. О ней народ сложил сказки, стихи, песни, загадки. Малина – целебная ягода.

Лето угощает нас не только лесными ягодами, но и садовыми. Красное лето – лучшее время для укрепления здоровья.

Летнее закаливание

Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве, шлепать по теплым летним лужам после дождя. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка.  Лапти – легкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет.

Полезно пробежаться утром по росистой траве. Прошел теплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!

Олимпийские игры

Знаменитые Олимпийские игры пришли к нам из глубокой древности. Эти игры связаны с именем знаменитого греческого героя Геракла. Именно Геракл нашел самое красивое место в Греции. Оно подходило для игр и празднеств. Это место называлось Олимпией, и находилось оно близ реки Алфей. Геракл установил правила игр и награды. Победителям вручались венки из веток серебристо-серой оливы.

Олимпийские игры в честь бога Зевса стали проводить раз в четыре года. Игры начинались с зажжения огня. Он горел в чаше, пока шли игры. Его называли Олимпийским огнем.

Грязные руки

Когда мама велела Мише помыть руки, он сказал: «Что толку без конца мыть руки? Все равно они скоро опять испачкаются».

Никто не спорит: руки у детей действительно сильно пачкаются при игре на улице, во дворе или даже дома – иначе и быть не может. Но чем больше они пачкаются, тем чаще их нужно мыть, потому что оставлять руки грязными опасно для здоровья. Если случайно потереть грязными руками глаза, они могут воспалиться от попавших частиц грязи. Если взять пальцы в рот, то болезнетворные микробы, которых полным-полно на грязных руках, вызовут расстройство желудка. Поэтому все должны следить за содержанием рук в чистоте и мыть их достаточно часто.

Утренняя прогулка

Каждое утро мы с дедом совершали утреннюю прогулку в соседнюю рощу. Мы шли по узкой извилистой тропке. Первые весенние цветочки бодро поднимали свои головки. Молодые листочки на тонкой березке были точно покрыты блестящим лаком. Все здесь дышало необыкновенной свежестью. На шелковистой травке сверкали крупные капли росы. Дед садился на пенек и любовался этой сказочной красотой. Он много мне рассказывал про лес, про его обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры поведения младших школьников».

Лекторий для родителей начальных классов....

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ БЕЗОПАСНОСТИ

         Статья посвящена актуальной проблеме – профессиональной компетентности педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровь...

Воспитание культуры здоровья младшего школьника

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания....

Воспитание культуры здоровья младших школьников.

Для сохранения  здоровья младших школьников педагогу необходимо  в организации и проведении уроков учитывать различные  факторы, применять разнообразные приёмы и методы обучения младших...

Укрепление и сохранение здоровья младших школьников как главная задача деятельности воспитателя ГПД

Укрепление  и сохранение здоровья младших школьников как главная задача деятельности воспитателя ГПД...

Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе.

ВЫСТУПЛЕНИЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МАОУ "ПРОГИМНАЗИЯ "ЦЕНТР ДЕТСТВА"на тему: «Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе»...