Воспитание культуры здоровья младших школьников.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Березина Оксана Евгеньевна

Для сохранения  здоровья младших школьников педагогу необходимо  в организации и проведении уроков учитывать различные  факторы, применять разнообразные приёмы и методы обучения младших школьников и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_zdorovya_mladshih_shkolnikov.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры здоровья младших школьников

Охрану здоровья  детей можно назвать приоритетным направлением деятельности  всего общества, поскольку лишь здоровые дети в  состоянии должным  образом усваивать полученные  знания и в будущем способны заниматься производительно - полезным  трудом. Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Забота о здоровье это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит  их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Здоровье - понятие  комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья школьников в работе классного руководителя необходим системный подход, то есть культура здоровья школьников должна развиваться в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты  взаимосвязаны.

Необходимо  не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к  организации учебного процесса, но и  совершенствовать педагогические  технологии и режим школьного обучения и общения.

Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной  жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее  важно научить его быть здоровым.

Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формирования осознанной потребности в здоровье, ответственного отношению к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.

Нарушения здоровья связанные с обучением начинаются еще в дошкольном детстве. В дошкольных учреждениях, в подготовительных группах дети занимаются неспецифической для дошкольного этапа деятельностью: читают,  пишут, изучают, иностранные языки, и т.д. Это ведет к тому, что условия для нарушения  состояния  здоровья создаются еще до поступления в школу и  сегодня 20% первоклассников  - дети с  пограничными нарушениями.

Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующие развитие многих  сторон его личности.

Для сохранения  здоровья младших школьников педагогу необходимо  в организации и проведении уроков учитывать следующие факторы:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; 

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким  спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать  те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

В настоящее время в начальной школе можно использовать приёмы педагогики сотрудничества, создающей все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации обучения,технологии раскрепощённого развития детей.

Воспитание культуры здоровья  также осуществляется во внеурочной деятельности:

 Проводится оздоровительная работа.

- встречи с медицинскими работниками (беседы о профилактике заболеваний, значении прививок, личной гигиене);

- экскурсии в природу;

- игры на свежем воздухе;

- уроки здоровья, например «Как уберечься от простудных заболеваний», «Предосторожности при общении с животными» «Как вести себя, если что-то болит» и т.д.

- конкурс рисунков «Как сохранить здоровье»;

- выпуск классных газет;

- тематические классные часы: «О хороших и вредных привычках»; «Витаминный стол»;«Пейте, дети, молоко – будете здоровы»;«Перед экраном телевизора»,«Ты и компьютер»;

- проекты

- знакомство с предприятиями города: кондитерская фабрика,-Хлебозавод;

- праздники: «Друзья леса»;«В гостях у Лесовичка»;«Масленица».

Большую роль в приобщении детей к занятиям физическими упражнениями принадлежит спортивным мероприятиям, целью которых является сохранение и укрепление здоровья детей.

-Спортивные мероприятия:- «Папа, мама, я – спортивная семья»;- «Эти разноцветные мячи»;- «Весёлые старты»;- «Зов джунглей».

-Дни здоровья. 

Большую роль в приобщении детей занятиям физическими упражнениями принадлежит внеклассной спортивной работе, целью которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Внедрение оздоровительных технологий в учебный процесс – это одно из самых важных условий для сохранения здоровья обучающихся.

 Мы считаем, если ребёнок с радостью идёт в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с учителем он получает удовольствие, то это помогает сохранить  здоровье как ученика так и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры поведения младших школьников».

Лекторий для родителей начальных классов....

Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников

В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно.  Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...

Воспитание культуры здоровья младших школьников как главной человеческой ценности

В своей работе хочу поделиться опытом работы по формированию ценностно-ориентировочных установок на здоровьесбережение через содержание учебного материала по следующим предметам: окружающий мир, русск...

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ БЕЗОПАСНОСТИ

         Статья посвящена актуальной проблеме – профессиональной компетентности педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровь...

Воспитание культуры здоровья младшего школьника

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания....

Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе.

ВЫСТУПЛЕНИЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МАОУ "ПРОГИМНАЗИЯ "ЦЕНТР ДЕТСТВА"на тему: «Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе»...