"Формирование культуры питания – важная составляющая здоровьесозидающей среды".
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Жилякова Наталья Николаевна

Сегодня главным фактом влияния на физическое и психическое здоровье ребенка является система образования. Школа призвана давать детям не только знания и растить их психически и физически здоровыми, но и формировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни. В связи с этим, стало ясно, что гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе. Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Следовательно, основная работа в этом направлении ложится на плечи педагогов. Возникает необходимость активного участия учителей начальной школы в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры питания – важная составляющая здоровьесозидающей среды.

Н.Н. Жилякова учитель начальных классов,

МОУ «Тимоновская СОШ» Валуйского района

Белгородской области

       Для России, как и многих других постсоветских государств, особая роль в изменении стратегического развития образования отводится формированию культуры здоровья субъектов образовательного процесса, основ здорового образа жизни. В Законе Российской Федерации «Об образовании» определяется необходимость формирование духовно-нравственной личности, ориентированной, на здоровый и безопасный образ жизни, как одно из основных общих требований к содержанию образования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», в «Национальной доктрине развития образования РФ до 2025 года» отмечается, что сегодня приоритетной задачей системы образования в нашей стране является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи во всех его аспектах – духовном, психическом, физическом.

       По данным лонгитюдных социально-психологических исследований, требование сохранения здоровья обучающихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. Следует отметить, что ФГОС нового поколения впервые определяют такую составляющую, как здоровье, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности. В вышеназванных документах указана  важная задача школы: обеспечение индивидуального подхода, который уменьшит риски для здоровья в процессе обучения. Не менее важно создание комфортных условий обучения, создание положительной мотивации и условий для здорового образа жизни.

       В связи с этим наиболее адекватным подходом к обеспечению здоровья человека в системе образования является здоровьесозидающий подход, который подчеркивает развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса и реализуется через построение здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС) [4].

       М.Г. Колесникова под здоровьесозидающей образовательной средой (ЗОС) понимает совокупность компонентов образовательного учреждения, их функциональных взаимосвязей и субъектов, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья [2].

       При построении здоровьесозидающей образовательной среды чаще всего решаются три взаимосвязанные задачи:

1. Построение внутренней среды, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность его участников (внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий и научно обоснованного учебного режима, обеспечение двигательной активности, оздоровительной инфраструктуры, здорового питания т.п.).

2. Повышение культуры здоровья участников образовательного процесса, их готовности к здоровому образу жизни.

3. Создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных учащихся (разработка индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных и групповых оздоровительных программ, неспецифическая первичная профилактика социально обусловленных заболеваний и т.п.).

       При организации здоровьесозидающей образовательной среды в учреждениях различного типа и вида целесообразно опираться на принципы:

– системного подхода – тесное взаимодействие различных специалистов всех уровней системы образования и всех субъектов образовательного процесса;

– комплексного подхода – использование различных средств, методов и приёмов при организации здоровьесозидающей деятельности;

– индивидуального подхода – учёт индивидуально-типологических, психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся при организации и реализации образовательного процесса;

– личностно-ориентированого подхода – акцент на развитие структур личностного уровня психологического здоровья обучающихся (самосознание, ценностно-смысловая, мотивационная сферы личности);

– позитивного подхода – смещение акцента от борьбы с негативными последствиями и исправления дефицитов развития на формирование ресурсного потенциала личности с опорой на её сильные стороны. В рамках названного подхода, особое значение приобретает не столько реализация медицинских мероприятий, направленных на лечение уже больных людей, сколько создание социально адаптированной, личностно ориентированной среды, способствующей формированию у них позитивного отношения к своему здоровью;

– экзистенциально-гуманистического подхода – признание активной роли самой личности в сохранении соматического, психологического и социального здоровья, вера в способность обучающегося делать выбор в сторону здоровья, создание благоприятных социально-психолого-педаго-гических условий для такого выбора;

– приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов – предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении, – от разработки планов и образовательных программ до проверки их выполнения, должно оцениваться с позиций влияния на здоровье участников процесса;

– интегрального представления об индивидуальном здоровье личности – обусловливает необходимость подходить к определению понятия здоровья как системной категории.

       На наш взгляд, здоровьесозидающая образовательная среда обеспечивает у субъектов педагогического процесса одновременное развитие бинарных способностей: к самосохранению, к автономии и сотрудничеству на основе умений планирования и формирования четкого образа желаемого результата, имеющего отношение к возможности управления собственным здоровьем как ресурсом.

       Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесбере-гающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей младшего школьного возраста. Трудность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс усугубляется тем обстоятельством, что в системе ценностных ориентаций этого возрастного периода обучающихся их собственное здоровье еще не занимает заметного места. [1, с. 14].

       Состояние здоровья детей в большинстве регионов России расценивается специалистами как неблагоприятное. Особенно тревожным считается период обучения в школе, когда число здоровых детей уменьшается в 4 раза, а к 11 классу их количество не превышает 10%. Сегодня главным фактом влияния на физическое и психическое здоровье является система образования. Школа призвана давать детям не только знания и растить их психически и физически здоровыми, но и формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни. [3].

       В связи с этим, стало ясно, что гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе. Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Следовательно, основная работа в этом направлении ложится на плечи педагогов. Возникает необходимость активного участия учителей начальной школы в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий [7].

       Учителя используют различные методы, средства и приёмы. Виды здоровьесберегающих технологий: проветривание кабинета, соответствие мебели возрасту школьника, правильная посадка, положение рук, головы, смена деятельности в течении урока, проведение физминуток, динамическая пауза, зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, упражнения для дыхания, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, правильное полноценное питание, занятия физкультурой спортом.

       Правильное питание — одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается. Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний. Организация правильного питания младшего школьника должна отвечать 5 основным принципам:

  • оно должно быть разнообразным (чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми питательными веществами)
  •  регулярным
  •  адекватным (соответствовать энерготратам ребенка в течение дня)
  •  безопасным
  •  вызывать приятные ощущения и положительные эмоции.

       Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг — формируются новые психические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности — ведущей в этом возрасте (произвольная регуляция поведения, рефлексия, способность удерживать внимание и т. д.). В этом возрасте особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергией и пластическим материалом. Недостаточное, нерациональное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в весе и росте, физическом и психическом развитии, и, как считают специалисты, последствия этого после 13 лет уже не могут быть скорректированы за счет совершенствования рациона.

       Хотя в питании ребенка младшего школьного возраста используются те же продукты, что и в питании взрослого человека, количественный их набор, качественное соотношение и режим питания имеет существенные отличия. Так, традиционная формула, показывающая соотношение белков, жиров и углеводов, в которых нуждается взрослый человек 1:1:4, у ребенка имеет вид 1:1:5, поскольку из-за высокой интенсивности обменных процессов он нуждается в гораздо большем количестве энергии. Обязательное условие нормального физического развития ребенка — поступление с пищей животных белков. Вегетарианство, допустимое для взрослого человека, абсолютно неприемлемо для детей, так как белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного развития.

       Так как у ребенка пища покидает желудок примерно через каждые 4—5 часов, то и перерывы между приемами пищи не должны быть больше этого времени. Обычно для младшего школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и т. д. нагрузок. Однако надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.

       От того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Именно поэтому так важно выполнение основных законов рационального питания, а учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером. Мы работаем по ней уже не первый год. Образовательная программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Согласно исследованиям специалистов, только 20 процентов родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать утром дома перед школой, есть горячий завтрак — кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть первые блюда), далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Именно поэтому непосредственной работе по программе должна предшествовать работа с родителями. Знакомство с программой мы организуем на родительском собрании, в рамках родительского всеобуча или встречи. Рассказываем о цели и задачах программы, ее тематике, показываем родителям рабочие тетради, выполняя задания в которых ребята познакомятся со всеми темами. Основная задача педагога — сделать родителей своими союзниками.

       В процессе работы мы уделяем большое внимание формированию культуры питания, как важной составной и неотъемлемой части культурного развития. Это и умение правильно питаться умеренно, просто, но обязательно вкусно. Зачастую дети не любят полезную еду, т.к. невкусно и наоборот с удовольствием едят, то что не представляет большой пользы для организма. Вкус – это один из видов ощущений человека, один из видов познания окружающей нас материальной среды. Наряду с обонянием, зрением и осязанием, которые дают нам представления о запахе, цвете, форме и консистенции пищевых продуктов. Оценку пище мы во многом даём по вкусу. Вкусно – хорошо. Очень вкусно – отлично. Невкусно – плохо. [6]

       Анкетирование родителей  показывает, что дети не любят каши ( хотя для растущего организма это необходимый продукт), мотивируя это тем, что – невкусно. Мы организуем занятие-практикум для мам, где знакомим с правилами приготовления каш, чтобы они были вкусными. Оказывается, чтобы приготовить вкусную манную кашу, необходимо варить её всего 1-2 минуты, всё время интенсивно помешивая, а затем закрыть плотной крышкой и дать постоять 10-15 минут. Можно украсить кашу, а заодно и усилить вкус, выложив сверху желе из красной смородины в виде красивых фигурок. А вот перловка, любимая каша Петра 1, наверное, самая нелюбимая у всех. Хотя в ней содержится большое количество белка и белковосодержащей клейкови-ны. Так вот, вкусная каша получится, если крупу вымочить в холодной воде в течение 10 – 12 часов. На 200 мл крупы 1 литр воды. Затем  2 литра молока подогреть до 40°, засыпать крупу и варить 5 минут в кастрюле без крышки и далее переставить на водяную баню, предварительно закрыв крышку и варить 6 часов. У остальных каш тоже есть свои секреты, которые становятся достоянием всех неравнодушных мам. Практикум можно провести у кого-нибудь из родителей или в школьном кабинете технологии. Еще один способ привить любовь к кашам – это красивая  посуда, особенно, если рисунок на дне тарелки. До него можно добраться, только доев кашу.

       Помогает нам и такой способ: написание книги рецептов. На уроках технологии изготавливаем такие книжки-малышки. Во время написания рецептов развиваем навыки правописания. Например, такой рецепт полезного десерта «Сюрприз»: Взять 10 плотных крепких сухофруктов чернослива или кураги вымыть и высушить. Поместить в каждый из сухофруктов  орех, выложить в красивые креманки и залить йогуртом. Кстати, вкусный йогурт можно приготовить дома.

       Давно известно, что дети во всём подражают своим родителям, в том числе и в пищевых пристрастиях, следовательно, навыки правильного питания необходимо пересмотреть родителям. Можно сколько угодно рассказывать о правильном питании в школе, но если дома существуют свои традиции, то всё будет напрасно.

       Организуя деятельность детей, чаще используем такие методы, которые развивают коммуникативные навыки: исследовательская работа  в группе, коллективные проекты. Проект «Всегда ли полезен томатный сок?» не только объясняет полезные свойства сока, но и в каких случаях сок может навредить. Важно развивать навыки работы с различными источниками информации. Традиционно проводим словарную работу: подобрать слова по той или иной теме, например, «Завтрак», «Витамины» и др.

       С целью активизации познавательной деятельности используем  ИКТ. С увлечением ребята выполняют задания в электронном приложении «Формула правильного питания», составляют презентации: «Ягоды, овощи и фрукты – витаминные продукты», «Хлеб – всему голова» и др.

       Информацию о режиме питания не только изучаем теоретически, но и закрепляем практически. В ходе занятия мастерим модель часов и наклеиваем в технике аппликации режимные моменты «Первый завтрак», «Второй завтрак» и т. д.

       Важные сведения о том, как правильно выбирать полезные продукты в магазине, дополняем информацией о сроках годности продуктов. Эти знания лучше получить в магазине во время экскурсии. Всё, что нужно сделать – это договориться с работниками магазина. «Лучше один раз увидеть…».

       Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Призыв В.В. Путина «Здоровый ребенок – здоровая нация – здоровое, богатое государство»[5] подтверждает необходимость воспитания здорового и гармонично развитого поколения. Ведь для здорового будущего завтра – это постоянная забота о благополучии детей сегодня. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, при условии тесного взаимодействия педагогов и родителей может дать хорошие результаты. Снижение заболеваемости, охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ЗОЖ, подготовка к дальнейшей жизни, научить ребенка быть здоровым, физически активным, защитить его от опасностей современного цивилизованного мира – это наша цель.

Список литературы

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004, 296 с.

2. Колесникова М.Г. Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Моно-графия. – СПб. : СПбАППО, 2008. – 132 с.

3.  Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.

4.   Маджуга А.Г. Здоровьесозидающее образование: теория, методология, практика: монография. – Уфа: РИО РУМНЦ, 2010. – 300 с.

5.  Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М.: АКТИ, 2000. – 107 с.

6.  Похлёбкин В.В. Тайны хорошей жизни. – Новосибирск: Советская Сибирь,1993. – 410 с.

7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания

Необходимость обращения к  истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна.  Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитан...

Доклад на областной конференции на тему: "Формирование культуры правильного питания у обучающихся как составляющая часть здорового образа жизни"

Данный материал создан совместно с коллегой Журавлёвой О.В. и является нашей авторской разработкой....

Из опыта работы по формированию культуры питания школьников.

Сценарий агитбригады "Витамины - это сила!" в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании" для учащихся начальной школы....

Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и  очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже на этом этапе, так как в младшем школьном возрас...

Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимуществе...

Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

Проект-презентация «Занятия физической культурой и спортом как важнейшая составляющая оздоровления человека»

Тема проекта: «Занятия физической культурой и спортом как важнейшая составляющая оздоровления человека»...