Здоровье сберегающие технологии на уроках в начальных классах.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Пахомова Валентина Васильевна

Здоровье – актуальная тема для разговора во все времена. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся является приоритетным направлением в нашей школе. А начинать эту работу необходимо с раннего детства. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.   По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложены в детские годы.    Почему же так происходит? Видимо, дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя  кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?  В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.  По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на «4» и «5», проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии на уроках в начальных классах.

  Одна из важнейших задач современного образования - помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема для разговора во все времена. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся является приоритетным направлением в нашей школе. А начинать эту работу необходимо с раннего детства. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.   По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложены в детские годы.    Почему же так происходит? Видимо, дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя  кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?  В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.  По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на «4» и «5», проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со  здоровьем (болит живот, голова), но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.  Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?                           С этой целью  на своих уроках я применяю здоровьесберегающие технологии, без которых современный урок теряет свою силу. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой.Из всех нагрузок, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим, который позволяет удовлетворить физическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.  Я разрешаю детям на своих уроках принимать свободную позу ( кроме тех моментов, когда ребёнок пишет). На уроках обучения грамоте в 1 классе ученики встают с мест для чтения хором с доски слогов или слов, стараются их пропеть. При знакомстве с новой буквой я развешиваю по классу заранее подготовленные различные варианты написания этой буквы и предлагаю детям найти их и собрать.И.Кант писал, что рука – вышедший наружу мозг. Что он хотел этим сказать? Ни мало, ни много, а именно то, что все глубинные процессы, осознанные и неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции рук. Установленчто уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значениеВсвязи с этим на каждом уроке письма и математики я использую пальчиковую гимнастику. Таких упражнений огромное множество.Во время чтения дети выполняют «мудры», которые улучшают мышление, активизируют память, повышают работоспособность, улучшают общее самочувствие и способствуют развитию моторики Приведу пример применяемых «мудр» и всем советую использовать их в своей практикеМудра «Жизни»  Показания: быстрая утомляемость, нарушение зрения. Кроме того, выполняя это упражнение, дети делают массаж пальцев Методика: подушечка сердечного ( четвёртого ), мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременноМудра «ЗнанияСамо название этой «мудры» уже предполагает, что выполнять это упражнение должны все те, кто получает знания в школе и учебном заведении, т. к. «мудра» улучшает мышление, активизирует память, снимает напряжение, массирует пальцы Методика: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся пальцы выпрямлены (не напряжены).  Выполнять их можно в любом положении, общее время 45 минут. Можно время набрать за несколько раз в течение дня: 3 раза по 15 минут, 9 раз по 5 минут  Ещё одна из здоровьесберегающих технологий – образовательная кинесиология. Кинесиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения  Например: перекрёстное упражнение «ухо-нос». Правая рука держит кончик носа, левая – противоположное ухо поверх правой руки, затем руки меняются одновременно. Рекомендуется 5-7 смен  Упражнение «рисуем бантик»    Дети показывают рукой движение «всё хорошо» и рисуют большой бант восьмёркой. Правая рука начинает движение влево вверх. Левая - в противоположную сторону. Глазами следят за большим пальцем (движение выполняют как можно шире). После выполнения таких упражнений резко повышается активность мозга. Дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.   Поскольку учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, необходимо проводить зарядку для глаз. Я это делаю на своих уроках ежедневно. С большим интересом учащиеся выполняют такие не хитрые упражнения, как «маятник», рисуют глазами восьмёрку в различных направлениях, но наиболее живой интерес дети проявляют к стихотворным упражнениям. Например:

  Волшебный сон

  Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

                          Мы спокойно отдыхаем…

                          Сном волшебным засыпаем…

                          Дышится легко…ровно…глубоко…

                          Наши руки отдыхают…

                          Отдыхают… Засыпают…

                          Шея не напряжена

                          И рассла-бле-на…

                          Губы чуть приоткрываются…

                          Все чудесно расслабляются…

                          Дышится легко… ровно… глубоко…

           (пауза)              

        Мы спокойно отдыхаем…

                          Сном волшебным засыпаем…

         (громче, быстрей, энергичней)

        Хорошо нам отдыхать!

                        Но пора уже вставать!

                        Крепче кулачки сжимаем.

                        Их повыше поднимаем.

                        Потянулись! Улыбнулись!

                        Всем открыть глаза и встать!

          Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести  физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием,

 т. к. такие упражнения позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

          Другой частью здоровьесберегающих технологий является психофизи-

ческая тренировка. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных  упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья путем самовоздействия на организм. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления, расслабиться. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости.

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело,

   И расслаблено все тело…

     Будто мы лежим на травке

        На зеленой мягкой травке…

     Греет солнышко сейчас…

                                               Руки теплые у нас…

                      Дышится легко…ровно…глубоко…

         Губы чуть приоткрываются.

                                               Всё чудесно расслабляется…

                                               Нам понятно, что такое

                                               Состояние покоя.

             Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с ровным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность, а значит,  помогает сохранить и здоровье. Психофизическая тренировка предусматривает кроме этого контроль стресса, уровня тревожности и ряда других психических показателей учащихся для управления их психоэмоциональным состоянием  за счёт дозирования умственных и физических нагрузок и психотренингов с обучением методикам саморегуляции настроения.

        Приведу пример такой игры:

        Игра «Подари тепло другу»

      Ученики за партой поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук?  А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше…»

Чтобы поднять настроение, можно предложить написать крупными буквами на большом листе предложения:

 Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я – хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!!!

Однако, несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность, в конце рабочего дня  у четверти учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2 минутки юмора, благотворно действующего на них, например, спросить: «Сколько шагов сделает воробей за 1 минуту?» (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает). «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые)

К.Д.Ушинский писал, что если учитель заметил, что « класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести хором какие-нибудь стихотворения, пословицы…Энергия возродится, и учащиеся начнут работать по - прежнему.

        Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и  работоспособность, а это в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся, от которых зависит будущее нашей страны.

МАСТЕР-КЛАСС

Наша школа в течение многих лет работала по программе ЛОО. Данная программа строилась на трёх китах это:

Образование. Здоровье. Личность.

Личностно  ориентированное обучение

Воспитательная концепция «Школа - наш дом»

Входя в состав школьного ПМПК я всегда данную здооровьесберегающую технологию ставила на первый план, потому что ни одно логопедическое занятие, а теперь и уроки в своём классе не проходят без применения технологий по здоровьесбережению.

Что же такое здоровье?

  Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием "здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Многочисленные исследования  последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1класс имеют отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе их число увеличивается в 4 раза. Число близоруких детей увеличивается с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.

Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов:

неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей;

отрицательное влияние окружающей среды;

наследственные заболевания;

нарушения правил здорового образа жизни.

 Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс с валеологической точки зрения, зависит здоровье наших детей.    

 К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста «ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие  поколения будут здоровы и развиты  не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека,  в  школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающая технология – это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированное обучение;

Педагогика сотрудничества

Дифференцированное обучение;

Проблемное обучение;

Безотметочное обучение;

Диалоговое обучение;

Рефлексивное обучение;

 Комплекты УМК, используемые в работе учителей начальных классов,  помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.  

   Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

 Демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи.

В практике наших учителей  используются   нестандартные  уроки:  уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Необходимым компонентом  здоровьесберегающих технологий в начальной школе является включение в структуру урока

физминуток (динамических пауз),

пальчиковых игр,

кинезиологических приёмов,

гимнастики для глаз

дыхательных упражнений

релаксации  

Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач урока, повышают активность учащихся.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Развитие общей моторики

Аист.

Тема:    «Перелётные птицы», «Звук и буква А», «Звукобуквенный состав слова».

Кузнечики.

«Насекомые», «Слоговой состав слова», «Дифференциация Ч-Т».

Облако.

«Звук и буква О», «Род имён существительных».

«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны.

Известный педагог Сухомлинский

сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку».

И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

 Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка; среднего пальца - кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе сердца. Зная это, вы сможете помочь себе в некоторых ситуациях.

Например, на контрольной работе тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет  вам быстрее найти правильное решение.

Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей работой.

Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.  

После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.

     Использование кинезиологических приемов особенно важно  для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая  коррекция может служить средством профилактики и преодоления  нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того, кинезиологические  упражнения способствуют улучшению подчерка, так как развивает мелкую моторику рук, позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления, повышают работоспособность, снижают утомляемость, активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.

Упражнения, приведенные ниже, могут быть использованы не только на логопедических, но и других занятиях. Целесообразно, включать в структуру урока несколько заданий, связывая их с общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп.

КОЛЕЧКО

КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ

ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ

 "БУРАТИНО"

"УХО-НОС"

Гимнастика для глаз.

Заключение.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана с...

Здоровье сберегающие технологии на уроках начальной школе.

Анализ применения здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочное время....

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"...

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это...

Статья.Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....